Сериал «Обоюдное согласие»: сама виновата?
Восемнадцатого марта видеоплатформа Kion представила сериал собственного производства «Обоюдное согласие». Режиссер Валерия Гай Германика рискнула поднять одну из самых триггерных социальных тем — как общество относится к жертвам насилия
В предрассветном море плывет девушка. Фоном играет трек группы «Луна» «Лунные гипнозы», чей текст служит увертюрой для зрителя. Когда звучат слова «Я никому ничего не скажу», мы понимаем, что застаем героиню в критический момент ее жизни. И фраза «Я никому ничего не скажу» станет лейтмотивом серии. В таком же отстраненном состоянии, находясь где-то вне мира, девушка надевает платье и идет к шоссе, чтобы автостопом доехать до города. Вокруг царит лето, все одеты легко, вокруг зеленая трава и мягко светит солнце. Режиссер на контрасте показывает окружающую обстановку и трагедию взаимоотношений личности и общества, которая вот-вот разыграется на глазах у зрителей.
Доехав на попутке до здания полиции, Анна Федорова (Светлана Иванова) делает заявление об изнасиловании. Тут-то и проясняется завязка истории: девушку пригласили на роскошную яхту богатые, влиятельные люди, пообещав увлекательный морской вояж. Синяки и разорванная одежда не оставляют сомнений в том, каким был исход увеселительного путешествия. Правда на стороне Анны, ее состояние говорит само за себя: тут не может быть другого варианта, кроме как наказать виновных и прийти на помощь потерпевшей.
Однако все осложняет крайне неприятное, мешающее логическому течению дела обстоятельство. Обвиняемые — чиновник-взяточник, предприниматель, который строит курортный комплекс на месте вырубленного леса, и родственник чиновника. Неудивительно, что опытная следователь (Мария Голубкина) дает потерпевшей совет забыть произошедшее, отдохнуть, выспаться, включить, в конце концов, голову. «На тебя же ни один мужик в нашем городе не посмотрит!» — заключает следователь.
Однако известный закон драматургии диктует: обязательно должен появиться спаситель. Он и появляется: следователь в исполнении Алексея Козлова (да-да, того самого, из передачи «Что? Где? Когда?»).
Конфликт «маленького человека» и мощной системы с вековыми устоями Германика разворачивает во всей полноте и верности традициям.
Тему противостояния не облеченного властью человека и системы уже поднимал Станислав Говорухин в фильме «Ворошиловский стрелок» (1999). Дед, который становится рукой возмездия ради восстановления поруганной чести внучки, все же наказывает виновных, не дождавшись помощи от правоохранительных органов.
Но сейчас, спустя двадцать с лишним лет, создатели фильма укрупняют тему.
Виновата ли жертва, если добровольно пошла на корабль в откровенном платье? Почему общество не становится на сторону молодой учительницы? Нужно ли перед сексуальным взаимодействием обоюдное согласие на него партнеров? Какое прошлое скрывает Анна, вернувшаяся из столицы в провинциальный город с патриархальными устоями?
Безусловно, сериал лишь реверанс «Ворошиловскому стрелку», только обозначившему тему и давшему зрителям надежду, что бесправный пенсионер сможет противостоять системе и сильным мира сего.
Но в «Обоюдном согласии» ты обязан заплатить всем: репутацией, деньгами, разрушенной карьерой, если решаешь идти против системы.
«Голос женщины в современном мире звучит все громче, и круто, что это происходит и в кино тоже. Мне очень понравилась история и понравилась роль, но сначала я подумала, что это, конечно, должен сыграть кто угодно, только не я. Хотела отказаться, но Лера убедила меня, что все будет круто. Мне очень захотелось попробовать сделать то, чего я никогда не делала», — заключает исполнительница главной роли Светлана Иванова в интервью РБК.
Валерия Гай Германика, как всегда, занимает позицию документалистки, которая беспристрастным взглядом фиксирует события и передает их зрителю в очерковой манере.
По словам директора «МТС Медиа» / Kion Игоря Мишина, главное в сериале — «пронзительный сценарий, яркая, объемная, неоднозначная главная героиня и актуальность темы. Где граница между жаждой мести и правосудием? Каждый в нашей истории имеет свой ответ на этот сложный вопрос».
Главная героиня решает идти с открытым забралом: она объясняет ученикам, что именно происходит, не соглашается замалчивать случившееся даже несмотря на то, что вместо ожидаемой поддержки встречает порицание и то, что современное общество называет хейтом и буллингом. Унизительные надписи в школьном туалете, уговоры следователя и, как результат, полное одиночество и беззащитность.
На экраны вышли только две серии, и нам предстоит пройти долгий путь с героиней, чтобы узнать, чем закончится ее собственное сражение. Останется ли Германика верной своему художественному принципу — давать зрителю призрачную надежду?
Фото: МТС Медиа
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl