Uber для дальнобойщиков: история стартапа Fura
Fura — российский технологичный сервис, занимающийся организацией автомобильных грузоперевозок. Проект был основан в 2017 году, а четыре года спустя его чистая прибыль составила $1,5 млн. В начале этого года сервис Fura привлек 600 млн руб. от Fort Ross Ventures, а также Flashpoint Venture Debt, основателя биржи грузоперевозок ATI Святослава Вильде и других инвесторов. О том, как появилась идея создания приложения, облегчающего жизнь дальнобойщикам и впоследствии превратившегося в транспортно-логистическую компанию, Inc. Russia рассказал один из его основателей, Филипп Газманов.
До начала работы над Fura я учился на первом курсе Лондонского университета, где изучал изобразительное искусство. Я с детства рисовал и сейчас продолжаю заниматься этим в качестве хобби, но никогда не хотел связывать свою профессиональную деятельность с искусством — мне хотелось быть предпринимателем и развивать интересные бизнес-проекты.
На первом курсе я уже был знаком со своим будущим партнером Артуром Жажояном — он учился в МГИМО, устраивал вечеринки для студентов, стажировался в компании «Зарубежнефть» и занимался дистрибуцией топлива, благодаря чему уже тогда понимал, в каких улучшениях нуждалась сфера автомобильных перевозок и поиска фур, — зачастую это серая зона, где многое можно было оцифровать и автоматизировать. Он и предложил мне сделать «Uber для грузоперевозок» — на тот момент это именно так и прозвучало.
Изначально мы попытались собрать базу дальнобойщиков в одном месте, чтобы они были вовлечены в работу приложения и пользовались им каждый день, например искали через него грузовые стоянки и станции весового контроля. Для начала мы проанализировали американский рынок и нашли приложение TruckerPath, которое сделал наш земляк с Сахалина Иван Цыбаев, — тогда оно было самым популярным сервисом для дальнобойщиков в США. TruckerPath как раз обладал таким функционалом. При попытке сделать такое приложение в России мы столкнулись с тем, что у нас не было опыта ни в логистике, ни в разработке, поэтому я пошел за советом к своему ментору и другу Геворку Саркисяну, владельцу детских парков «Кидзания», где я ранее проходил стажировку. Геворк согласился помочь нам с экспертизой в грузоперевозках и сбором команды при одном условии: на следующий же день я бросил универ и начал заниматься Fura фултайм.