Защищай, поощряй и властвуй. Как удержать сотрудников поколения Z?
Поколение Z родилось с 1995 по 2010 годы, и они все еще воспринимаются детьми. Однако старшим представителям поколения уже 24 года, а буквально через год «зеты» составят четверть рабочей силы в мире. Сотрудники Z не мечтают о карьере, но для них важны деньги и обучение на рабочем месте. Как удержать поколение Z и вырастить из его представителей таланты — вот что интересует руководителей сегодня.
Какие они — молодые люди Z
Больше всего поколение Z стремится к безопасности и стабильности. Они родились и взрослели на фоне экономических кризисов и террористических актов, ежедневных сводок о скандалах и катастрофах. Это определило их желание избежать рисков. Они экономят, благоразумно питаются и отказываются от вредных привычек. Они — дети, но часто выглядят взрослее и рассудительнее родителей — поколения X. Они намного прагматичнее и куда больше привязаны к технологиям, чем идеалисты X.
В любви к безопасности «зеты» похожи на своих бабушек и дедушек — поколение Baby Boomer, для которых важна гарантия занятости. Компании могли просто обещать пожизненные контракты и пенсионное обеспечение, чтобы заслужить их лояльность. С поколением Z все по-другому: у них безопасность соседствует с предприимчивостью.
Работодатели уже успели пожаловаться, что новому поколению выпускников 2013 года не хватает профессионализма и связанной с ним этики (так было отмечено относительно половины выпускников). Но есть и положительные моменты: «Зеты» больше хотят не устроиться на работу, а открыть собственный бизнес. Об этом говорят больше 60% респондентов, а две трети планируют зарабатывать на хобби. На первый взгляд предприимчивость кажется проблемой для работодателей. Однако ее можно использовать и на благо компании — привлекать таких сотрудников на проектную работу, оплачивать дифференцированно в зависимости от результата и использовать их уникальные компетенции.
Неоспоримое преимущество поколения Z — технологичность. Они не знали мир до интернета, поэтому для них виртуальный и реальный мир неотделимы. Они отлично разбираются в технологиях, следят за новинками и инновациями. Для них не будет проблемой освоить новую технику или программу, упростить работу через частичную автоматизацию. Однако это не замкнутые в своем мире гики. В отличие от предыдущих поколений они предпочитают живое общение, в крайнем случае — видеосвязь, тогда как их родители — электронные письма и сообщения в мессенджерах.