Куда везет «Яндекс»?
Поглощение «Яндекс. Такси» компании «Везет» — часть процесса консолидации игроков российского рынка такси, на котором уже появился призрак монополизма и возможного повышения цен
На российском рынке такси новое крупное поглощение агрегаторов: на днях сервис «Яндекс. Такси» объявил о планах купить активы группы «Везет». Согласно официальному заявлению, «Яндекс» купит программное обеспечение и колл-центры «Везет». Сумма сделки не называется, однако в «Яндексе» заявляют, что компания обещает вложить в течение трех лет около восьми миллиардов рублей «в развитие такси в регионах России». В официальном пресс-релизе компании также говорится, что после завершения поглощения в новой объединенной компании 56,2% акций «Яндекс. Такси» будет принадлежать «Яндексу», 35% — Uber, а 5,3% — сотрудникам. А текущие акционеры «Везет», в свою очередь, получат порядка 3% акций «Яндекс. Такси» и до 71,5 млн долларов при условии успешного достижения ключевых показателей. Стороны рассчитывают, что объединение будет завершено до конца года. Сообщается, что сделку одобрили наблюдательный совет «Яндекс. Такси» и советы директоров Yandex N. V. и «Везет». Запрос на одобрение сделки будет также подан в Федеральную антимонопольную службу РФ.
«Шеф, два счетчика!»
В последние годы российский рынок такси разгоняется с хорошей скоростью: по оценкам аналитической компании BusinesStat, оборот рынка такси в 2018 году составил 633,1 млрд рублей, это более чем в двое выше уровня 2014 года.
Крупнейший игрок на рынке агрегаторов таксомоторных услуг — компания «Яндекс. Такси», которая в начале прошлого года окончательно объединилась в России с Uber («Яндекс» вложил в новую компанию 100 млн долларов, Uber — 225 млн долларов). В результате слияния общая доля рынка объединенных компаний по итогам 2018 года, по оценкам аналитиков, достигла около 25%.
Группа «Везет» — один из пяти ведущих игроков рынка агрегаторов, она была создана в мае 2017 года, тоже путем объедения нескольких сервисов. Сейчас они доступны в 123 городах России под брендами «Везет», «Такси Сатурн», Fasten и Red Taxi. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, в середине 2017 года на долю «Везет» приходилось 12,3% российского рынка сервисов такси. Однако последние полтора года компания теряла свои позиции, и, по оценке аналитиков компании «ВТБ Капитал», сейчас доля «Везет» не превышает 10%. «Поглощение было вполне ожидаемым, — отмечает Александр Осин, аналитик управления операций на российском фондовом рынке инвестиционной компании “Фридом Финанс”. — Если рынок исчерпал возможности конкуренции по цене, то вполне логично, что проигравшие теряют свою рыночную долю и поглощаются более технологически и финансово мощными игроками».
Помимо «Яндекс. Такси» и Uber основными игроками на рынке агрегаторов услуг такси в России сейчас являются «Ситимобил», Maxim и Gett. Последним трем сейчас принадлежит порядка 20% рынка, остальные же 40% все еще остаются за мелкими компаниям (см. график 1).
С учетом дальнейшего возможного роста аналитики «ВТБ Капитал» прогнозируют, что по итогам 2019 года объединенная компания «Яндекс. Такси» и «Везет» может контролировать около 40% рынка. «После покупки одного из конкурентов в лице “Везет” и партнерства с Uber, которое было заключено ранее, у “Яндекса” осталось только два сильных оппонента — Gett и “Ситимобил”. Причем именно второй компании стоит опасаться, так как ее доля на рынке стремительно растет благодаря большим затратам на маркетинг. Доля “Ситимобил” на самом привлекательном в РФ московском рынке уже достигла примерно десяти процентов и способна расти и далее», — отмечает в свою очередь Вадим Кравчук, эксперт инвестиционно-финансовой компании «Солид».
Призрак монополизации
После объявления о сделке некоторые участники рынка забили тревогу: по их мнению, ему может угрожать монополия «Яндекса». «Мы возмущены тем, что такая сделка даже обсуждается. Я уверен, что государству выгодна здоровая конкуренция на всех рынках, особенно в потребительском секторе. ФАС не может допустить создания подобных монополий», — цитирует ТАСС заявление Дэйва Вайсера, основателя и генерального директора Gett.
Впрочем, другие участники рынка говорят о способности противостоять натиску новой объединенной компании. «Мы конкурировали ранее и продолжим это делать. Водители и пассажиры вряд ли заметят какие-то изменения, как и в случаях предыдущих сделок на рынке», — публично завили представители компании Maxim, которые подтвердили, что «Яндекс» предлагал купить и их.
С появлением нового крупного игрока есть вероятность и роста цен на услуги такси. Последние годы их стоимость снижалась: по данным BusinesStat, за четыре года средняя цена на поездки в такси в России упала на 17%: с 313 рублей в 2014 году до 260 рублей в 2018-м (см. график 2). Однако с созданием новой объединенной компании цены на услуги такси могут поползти вверх. Об этом, в частности, на днях публично предупредил глава профсоюза таксистов Москвы Александр Макаров. «Для конечного пользователя поглощение “Везет” несет риски, так как появляется сложность в регулировании цен на поездки, - соглашается Сурен Айрапетян, управляющий партнер Rebridge Capital. — “Яндекс” на правах самой сильной компании отрасли обладает возможностью без риска отказов со стороны клиентов изменять стоимость услуг как минимум на двадцать процентов. Мы это видим на практике. Качество сервиса тоже будет все сложнее контролировать».
Впрочем, некоторые наблюдатели убеждены, что создание новой объединенной компании к росту цен не приведет. «Цены подниматься не будут, поскольку бизнес-модель агрегаторов нацелена на постоянный рост количества заказов, а это возможно только при снижении цены перевозки, даже путем субсидирования водителей», — считает Станислав Швагерус, руководитель центра компетенций АНО «Международный евразийский форум такси».
«На наш взгляд, сделка “Яндекса” и “Везет” не скажется на ценообразовании ни в большую, ни в меньшую сторону, — поддерживает это мнение Вадим Кравчук из ИФК “Солид”. — Повышать цены опасно из-за наличия других игроков в отрасли, а понижать тоже нет смысла — стратегию демпинга сейчас ни одна компания не применяет, вместо этого концентрируясь на работе с водителями и увеличении клиентской базы».
Тормозной механизм
Однако еще неизвестно, сумеет ли «Яндекс. Такси» поглотить «Везет». Во-первых, как упоминалось выше, непонятно, что скажет ФАС, которая вполне может усмотреть в появлении нового игрока признаки монополизации рынка и не разрешить сделку. А во-вторых, как выяснилось, у слияния есть еще одно серьезное препятствие в виде позиции компании Mail.ru Group. Дело в том, что этот российский интернет-гигант уже давно присматривается к рынку услуг такси, а в июне прошлого года Mail.Ru Group стала кредитором «Везет»: тогда компании заключили соглашение о конвертируемом займе в рамках подготовки к новому раунду инвестиций. В соответствии с соглашением Mail.Ru Group имеет право конвертировать заем в обыкновенные акции «Везет». Кроме того, условия займа предусматривают право вето со стороны Mail.ru Group на отчуждение ключевых активов группы компаний «Везет».
Дополнительная интрига заключается в том, что Mail.Ru Group является акционером другого крупного игрока на рынке такси — «Ситимобил»: в апреле прошлого года компания вложила в этот агрегатор 12 млн долларов и приобрела 26% его акций. И появление нового крупного игрока может пошатнуть положение «Ситимобил». «Подробности оформления займа не оглашались, и потому до конца не ясно, действительно ли Mail.Ru Group в состоянии заблокировать сделку между “Яндекс. Такси” и “Везет”. Однако приобретение “Яндексом” сервисов у группы “Везет” может осложнить положение Mail.ru Group, имеющей долю в службе такси “Ситимобил”. В этом случае Mail.Ru Group придется развивать свой сервис самостоятельно либо объединяться с другими игроками», — говорит Денис Голосюк, директор компании МЭТР.
Пока Mail.Ru Group сдержанно комментирует объявление о сделке, но тем не менее упоминает о своем праве вето. «При заключении соглашения о выдаче конвертируемого займа одним из прописанных в договоре условий было право вето Mail.ru Group на отчуждение ключевых активов группы компаний “Везет”. Стороны нового соглашения должны были получить письменное согласие Mail.ru Group. Mail.ru Group пока не приняла данного решения, согласие на нынешний момент не выдано, поэтому мы считаем выпущенный анонс преждевременным», — говорится в официальном заявлении пресс-службы Mail.ru Group.
Одновременно новость о возможном появлении нового крупного агрегатора с новой силой подняла вопросы о качестве услуг такси в России в целом. «“Яндекс. Такси” сам непосредственно не предоставляет услуги такси. Это лишь оператор или диспетчер, который не несет никакой ответственности перед потребителем. Машины бывают плохого качества, часто водители не знают русского языка и правил дорожного движения, — возмущается Клара Норкина, генеральный директор компании “Мой аудит”. — Если такой автомобиль попадает в ДТП, ответственности “Яндекс. Такси” не несет. Если вы, не дай бог, что-нибудь оставили в такси, то потом это почти нереально найти. Очень часто водители просят отменить заказ и заплатить наличными, так как не хотят платить оператору. Тогда потребитель вообще не имеет представления, кто их везет. В целом рынком такси необходимо серьезно заняться, водители должны иметь стаж и специальную подготовку. Сейчас лицензию можно приобрести за деньги, это нужно прекращать, ведь речь идет о безопасности на дороге».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl