Люк Бессон — о русских женщинах, истории и жлобах
В российский прокат вышел фильм Люка Бессона «Анна». «РБК Стиль» поговорил с французским режиссером об этом и предыдущем его проекте — драме «Курск», также отсылающей к истории России.
Люк Бессон никогда не скрывал, что Россия его вдохновляет — не только своей богатой культурой, но и женщинами. Шпионский боевик Бессона «Анна» с русским лицом топ-модели Саши Лусс и сбывшейся мечтой артиста Александра Петрова о Голливуде стал вторым в году «российским» проектом автора «Пятого элемента» и «Леона». В конце июня в отечественный прокат вышел фильм «Курск» о трагедии подлодки в Баренцевом море в 2000 году, где Бессон выступил исполнительным продюсером и вдохновителем проекта. Публика восприняла картину, которую снимали с западными кинозвездами в Бельгии и Франции, неоднозначно. Однако влечение французского режиссера-визионера ко всему российскому уже разгорелось в пожар, из которого, словно Венера из пены морской, вышла «Анна» — экшн-триллер о миловидном агенте КГБ, воплощающем в себе идеал русской женщины.
— В этом году вы выпустили сразу два фильма, сюжеты которых так или иначе обращены к России — «Курск» и «Анна». Первый, где вы выступаете продюсером, про подводников, второй, ваш авторский проект, — про КГБ. Чем вас так привлекает страна и ее история?
— Россия для меня — вечная загадка. Я показал в этих фильмах свое видение вашей страны, и кого-то оно может разочаровать. Допускаю такую возможность. Мне очень хотелось рассказать и донести до мирового зрителя вашу удивительную способность сочетать в себе внутреннюю силу и самопожертвование. Что на самом деле происходило тогда на подлодке, знают только те, кто там находился. Мы же отталкивались от книжной теории (фильм основан на романе «Время умирать: Нерассказанная история трагедии подлодки "Курск"» Роберта Мура. — «РБК Стиль»). Да и не суть. Гораздо важнее то, что эти люди не забыты. Что касается «Анны», для меня это собирательный образ идеальной русской женщины — мудрой, терпеливой, рассудительной, сильной и красивой. В ней одновременно есть что-то от Настасьи Филипповны и Никиты (первая — героиня романа «Идиот» Ф. М. Достоевского, вторая — одноименного фильма Люка Бессона 1990 года. — «РБК Стиль»). И я был рад воспеть этот образ в своей картине.
— Думаю, русские женщины будут польщены. А как в «Анне» оказался актер Александр Петров? Его кто-то рекомендовал?
— Его отобрал для проб наш кастинг-директор. Кроме Александра, на эту роль пробовалось больше 50 человек. Но когда я увидел его в работе, понял, что не ошибся. Он хороший актер. Люк Эванс играл другого русского персонажа, но Александр справился со своей ролью блестяще. У него классическая актерская школа, это меня подкупило.