Российский строитель инфраструктуры сертифицировал свою продукцию в ЕС

ЭкспертБизнес

Провода инноваций

Оригинальная технология производства проводов и тросов позволила российской компании сертифицировать свою продукцию в ЕС и начать переговоры с европейскими энергетиками. Однако на родине строители инфраструктуры пока не спешат использовать новый продукт

Вера Колерова

На большинстве ЛЭП используются сталеалюминиевые традиционные провода

В разработку инновационных тросов и проводов владелец компании «Метсбытсервис» (резидент «Сколково») Виктор Фокин вложил за семь-восемь лет почти 15 млн долларов. «Продал то-се, отсюда и деньги, — говорит он. — Ну и доходы от каждого вышедшего в серию продукта мы реинвестировали в разработки. Стали хорошо продаваться грозотросы — пустили свободные средства на провода, “пошли” потихонечку провода — вложились в новые вариации несущих тросов». Какое-то время Фокину с командой удавалось относительно успешно коммерциализировать свои разработки, и «Метсбытсервис» за считаные годы вышел с нуля на оборот 230 млн рублей в год. Но сейчас компания столкнулась с серьезными проблемами. В 2018-м выручка упала до 60 млн рублей, да и в этом году предприниматель не ожидает большего.

Сжать провод

Свое основное ноу-хау Фокину удалось найти еще в начале 2000-х — это особая технология производства проводов и тросов, существенно удешевляющая процесс. Обычно внутри провода или троса почти треть занимают воздушные зазоры, появляющиеся из-за того, что сечение проволоки, из которой «собирается» трос или многожильный провод, круглое. Идея была в том, чтобы вместо дорогостоящих операций по формированию и укладке проволоки определенным образом просто «обжимать» трос или провод. Благодаря пластическому сжатию пространство внутри заполняется токопроводящим и несущим нагрузку материалом, в нем меньше воздуха и выше прочность готовой конструкции, а производство обходится дешевле. Увеличивается разрывное усилие конечного изделия и проводимость электрического тока.

Виктор Фокин больше двадцати лет занимается инновациями в области комплектации ЛЭП

«Технология на первый взгляд кажется очень простой, — говорит технический директор “Метсбытсервиса” Алексей Власов. — Но если вы возьмете обычный канат и начнете его сжимать, то получите вместо нужного изделия кучу технологических проблем. Нужно “обсчитывать” все эти операции сжатия с помощью специальных программ, нам в этом помогают научные институты. В реализации нашей идеи задействовано много людей».

Ноу-хау позволяло производить продукт быстро и в большом количестве: того же грозотроса делали по 500–600 километров в месяц. «По другой технологии такой объем потребовал бы полгода», — говорит Власов. По этому направлению у компании есть патент на способ изготовления стального троса.

Однако эта технология не всегда применима. Чтобы сделать стальной канат большого диаметра, например, не получится добиться нужного усилия сжатия. Впрочем, такая продукция и не очень востребована.

Технология пластической деформации (обжатия) дала возможность сделать и более дешевые в производстве провода. «При сопоставимой со стандартными проводами стоимости и том же сечении они обеспечивают больший объем передачи энергии», — комментирует Олег Перцовский, директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково». Провода «Метсбытсервиса» на 70% прочнее обычных проводов, а их пропускная способность на 90% выше.

За рубежом производятся провода, которые обеспечивают увеличение до двух раз объема передаваемой энергии, добавляет Перцовский, но их стоимость может быть до десяти раз выше, чем у традиционных проводов для высоковольтных линий. В России в большинстве случаев используются сталеалюминиевые традиционные провода российских производителей, но во многих случаях их характеристик недостаточно и нужен провод либо с более высокой передачей энергии при том же сечении, либо с уменьшенным сечением при том же объеме передачи. Продукция «Метсбытсервиса» позволяет, например, не делать вторую линию, а увеличить передачу в два раза, просто заменив провод, — это означает экономию при модернизации линий. А при новом строительстве можно сэкономить на опорах.

Алексей Малахов из компании «ВЧГрупп» (Красноярск; строительство железнодорожной инфраструктуры) отмечает, что несущий трос контактной сети железной дороги от «Метсбытсервиса» используется на участках с повышенной нагрузкой и на ответственных конструкциях, причем альтернатив у него на рынке практически нет. Даниил Гузенко из компании «Каскад» (участвует в проектах строительства коммуникаций; закупает у «Метсбытсервиса» грозозащитный трос и кабели) добавляет, что для ряда проектов необходимы характеристики, которые может обеспечить только «Метсбытсервис»: «Если где-то нужно, скажем, применить кабель 24 волокна с весом на опору не менее 300 килограммов и растягивающей нагрузкой не менее 100 килоньютонов, они смогут сделать такое предложение по приемлемой цене». Некоторые виды продукции «Метсбытсервиса» в России больше никто не делает — например, сверхпрочный кабель ОКГТ (грозотрос с оптическим кабелем). Однако сам оптический кабель приходится закупать в Австрии: в России пока не удалось найти поставщика. Этот кабель вставляется в трос «Метсбытсервиса», причем ноу-хау российской компании в том, чтобы применить обжатие, избежав каких-либо оптических искажений.

У «Метсбытсервиса» более 20 российских патентов на разные виды кабелей, канатов и грозотросов и четыре немецких патента. «Наш провод стал единственным аттестованным в Евросоюзе», — гордится Виктор Фокин.

Иду на грозу

Основатель «Метсбытсервиса» Виктор Фокин, бывший энергетик, окончивший Московский энергетический институт, на поприще канатов и тросов работает с 1990-х годов. Тогда, после небольшого периода метаний, он решил заниматься «комплектацией» линий электропередачи, инфраструктуры для железной дороги и защитных ограждений (а также, если уж ничего не упускать, то и для производственных объектов, мостов, строительных сооружений и кранов). Первые стальные тросы он продал еще в 1994 году. Это довольно специфическая сфера, для которой нужны редкие специалисты, — и Фокину за долгие годы удалось собрать уникальную команду. «У меня некоторые сотрудники занимаются канатами и проводами дольше, чем я живу на свете», — говорит он.

Фокин начинал с посреднической деятельности и размещал заказы на Волгоградском сталепроволочном канатном заводе — во многом уникальном предприятии, существующем еще с советских времен. Если другие канатные заводы специализировались на отдельных видах продукции, то в Волгограде производили все типы канатов. «Мы долго обеспечивали завод заказами, — рассказывает Фокин. — А потом я плавно стал одним из основных его собственников. В 2004– 2005 годах завод выкупила “Северсталь”. Для “Северстали” это была покупка в развитие, так как их завод в Череповце не мог производить ту номенклатуру канатов, которую делали в Волгограде, а теперь они делают всё: от строительной проволоки и арматуры до самых сложных канатов — как, например, для нового стадиона в Краснодаре».

После продажи завода Виктор Фокин начал заниматься только инновационными разработками в рамках созданной им компании «Метсбытсервис» — производственные задачи его команда ставила себе сама. Впрочем, он утверждает, что всегда занимался бизнесом, похожим на инновационный: таким предприятием был сам Волгоградский завод, который всегда делал продукцию специальную и мелкосерийную. В 1999 году, например, «Норильский никель» заказал заводу закрытый канат для шахтного подъема с омегообразными проволоками. Решать задачу начали со стали: сделали такой же сплав, как у немцев, только производили ее в Приднестровье. Правда, первая партия этой стали пошла не в Норильск, как планировалось, а на спасение частично выгоревшей в 2000 году Останкинской башни. Этим проектом Фокин гордится: «Башня стоит благодаря тому, что мы успели в свое время сделать для нее несущие канаты — до того, как начались бы необратимые разрушения бетона».

Фактически «Северсталь», произведя масштабную реконструкцию, создала в Волгограде новый завод. «Главное, что у них есть, — готовность к инновационному развитию. Поэтому и мы в “Метсбытсервисе” развивали свой инновационный бизнес во многом с опорой на них, ведь создать в чистом поле производство проводов и тросов нового поколения невозможно», — говорит Виктор Фокин. А еще с опорой на несколько российских вузов, на ряд НИИ и отдельных ученых. В том числе на Волгоградский политехнический университет, где сильная кафедра материаловедения, Московский энергетический институт, Новочеркасский политехнический университет. В одной разработке может быть задействовано до сотни человек. Испытания же приходится проводить на нескольких площадках, ведь даже в научно-техническом центре ФСК нет всего необходимого оборудования.

Одним из первых заказчиков для «Метсбытсервиса» стало РАО ЕЭС, обратившееся с просьбой сделать грозотрос. «Вот если представить опору, то там на самом верху — одиноко висящий проводок, это и есть грозотрос, который защищает линию от удара молнии. Нас попросили сделать “неубиваемый” грозотрос, чтобы его можно было повесить и как минимум на пятьдесят лет о нем забыть», — вспоминает Фокин. Как рассказал Алексей Власов, дело в том, что раньше грозотрос как таковой не использовался — его роль выполнял обычный стальной канат, который даже не испытывали на способность выдержать удар молнии и прочие нагрузки. Повесили что-то самое дешевое, что должно, по идее, отвести удар молнии от трансформатора, — и ладно. Однако стало происходить много ЧП, и это не могло не беспокоить энергетиков. «Хотя мы им сперва возразили: так вы меняйте эти канаты чаще, нам же лучше — больше заказов, — вспоминает Власов. — Но потом решили предметно заняться этим, понять, что же происходит с тросом при ударе молнии и как он может противостоять одновременно и электрическому заряду, и физическому удару молнии». Провели ряд экспериментов в Московском энергетическом институте и придумали, как можно избежать сильного локального удара, приводящего к моментальному разрушению. «Наша идея лежала скорее в области теплофизики, — объясняет Власов. — И дело не в составе троса, а в конструкции. Удар молнии принимают на себя две-три проволочки в месте удара, и они сразу расплавляются и перегорают. Здесь образуется максимальное электрическое сопротивление. А наша конструкция позволяет нам “размазать” удар по всей конструкции троса — и внутренней, и внешней, — за счет того, что мы убираем воздушные зазоры. То есть у нас удар молнии принимает на себя не эта пара проволочек, а вся поверхность, и разрушения не происходит».

Грозотрос прошел испытания и довольно успешно продавался: сейчас он используется на 18 тыс. км линий электропередачи. Однако уже через три-четыре года после получения патента на него (в 2008 году) начали появляться конкуренты среди других российских производителей.

Провода высоких технологий

Грозотрос логично потянул за собой другие разработки в области комплектации ЛЭП. «Метсбытсервис» сделал несколько вариаций электропроводов — в частности, комплекс проводов (высокотемпературные и высокопрочные) для линий 10–750 киловольт. Высокотемпературные провода делаются из алюминиевого сплава, который выдерживает нагрев до 150–200 градусов Цельсия, практически не меняя своих характеристик — электропроводности и прочности, в то время как обычный провод выдерживает не более 70 градусов. Их целесообразно использовать на перегруженных линиях, когда через отдельные участки идет большой удельный ток, или в случаях аварий, если какие-то провода разрушаются, а вся электрическая нагрузка приходится на один провод. «В принципе, этот сплав позволяет такие аварийные случаи “закрыть”, то есть линия не будет выходить из строя, — поясняет Алексей Власов. — Но мы не изобретали сам сплав, это ноу-хау “Русала”, а только используем его для своей “фирменной” конструкции проводов».

В России провода повышенной прочности стали делать и другие предприятия, некоторые — по иностранным лицензиям. Или без них. «Когда мы отвечали на вопросы патентных ведомств, то многое поняли, — говорит Виктор Фокин. — У нас, например, воспроизвели на одном из предприятий японский продукт. Но этот провод ведь нельзя экспортировать — отсудят весь завод».

В 2017 году у «Метсбытсервиса» начался звездный час: стали расти продажи, в том числе поставки проводов. МРСК Центра в начале 2017 года заказала компании разработку провода для 6–10-киловольтных линий. Подключилась также «Тюменьэнерго». По словам Фокина, им необходимы были высокопрочные провода, а повесить импортные обошлось бы в шесть раз дороже. Благодаря резкому росту продаж проводов «Метсбытсервис» даже попал в рейтинг «ТехУспех» как быстрорастущая компания. Но в целом их объем очень невелик: примерно 300–400 километров. Рынок этот оказался почти неприступным в сравнении с теми же грозотросами: хотя потребность в проводах больше, конкуренция в этом сегменте жестче и пробиться не так-то просто.

Работает «Метсбытсервис» и с железной дорогой: недавно выполнили проект для РЖД. «Была задача сделать медный трос, но с прочностью бронзы и с тем же диаметром, да еще и работающий со стандартной арматурой. Испытывали его потом почти три года, но после этого была принята программа РЖД по энергосбережению и плановой замене несущего троса на загруженных линиях на наш, — рассказывает Фокин. — Да, это тоже очень интересный проект, но для нашего бизнеса, если нет вдобавок линий электропередачи, этого мало. В целом у нас стали сильно сокращаться заказы».

Серьезный спад Виктор Фокин объясняет несколькими факторами: «Частные компании готовы применять инновации, а госкомпании — довольно редко». Мешает развитию «Метсбытсервиса» и то, что сейчас ФСК стала строить меньше больших линий — «пятисоток». Очень сложно и получать финансирование, хотя скромная помощь есть: например, помогают гранты от «Сколково», удалось поработать с МСП-банком по целевой программе с РЖД. В целом с банками работать трудно.

«Я встречался с Костиным (глава банка ВТБ. — “Эксперт”) и удивил его рассказом о том, что его банк не дает мне кредит под инновационную компанию, потому что в качестве залога я предложил долговые обязательства этого же банка, евробонды. Они их не принимают! — возмущается Фокин. — Мне на самом деле очень нужно, чтобы эта моя инновационная компания жила спокойно и не дергала из меня постоянно деньги. Но так не получается».

По словам Олега Перцовского из фонда «Сколково», сложности «Метсбытсервиса» объясняются прежде всего тем, что в энергетике очень капиталоемкие проекты: в таких условиях мало кто решается брать на себя риски работы с новым продуктом. Поэтому процесс внедрения растягивается. Специфика области, где работает компания, в том, что необходимо знать особенности закупочных процедур в госкомпаниях (а многие стартапы в этом не сильны). Этим процедурам бывает трудно соответствовать, так как основным требованием может быть опыт работы на рынке и определенный объем поставок. В госкомпаниях закупочные процедуры обычно более жесткие, чем в частных. «Те же “Россети” — компания регулируемая, и здесь даже небольшое увеличение цены на провод нужно специально обосновывать, — говорит Перцовский. — Еще одна проблема в том, что далеко не все компании переходят к концепции жизненного цикла продукции». 

Пространство внутри проводов «Метсбытсервиса» максимально плотно заполнено металлом

Провода тянутся за границу

У Виктора Фокина есть смелые экспортные планы: провод аттестован в Германии, а это открывает возможности для продаж по всей Европе, да и в целом в мире доверяют немецким сертификатам. Российским проводом сейчас активнее всего интересуются французы. «Но вот они меня спрашивают: хорошо, мы убедились, что он у вас отличный. Но почему его тогда в России так мало применяют? Может, мы чего-то не видим, что видят русские?» — говорит Фокин.

Надеяться только на экспорт, который выведет компанию из кризиса, конечно, не приходится. Фокин не теряет надежды на активное внедрение его провода «Россетями» и неустанно убеждает и чиновников, и бизнес. Новые разработки у компании тоже есть, но Фокин постепенно начинает разочаровываться: «Я просто не вижу результатов. Вот грозотрос — это да, намучились мы с ним, но зато потом грузили и грузили». Из последних разработок «Метсбытсервиса» — тросовое дорожное ограждение (система пассивной безопасности) с удерживающей способностью для магистралей 350 килоджоулей на три троса. Ограждение помогает спасать жизни людей, демпфируя удар машины, которая, например, не вписалась в поворот. Почти все подобные сооружения, использующиеся в России, — импортные, но «Автодор» еще с начала 2010-х планировал сделать российскую разработку, в которой и принял участие «Метсбытсервис». По силе удержания она стандартная, но эти 350 килоджоулей обеспечиваются не четырьмя тросами, как в стандартном варианте, а тремя, что удешевляет всю конструкцию. Пока судьба разработки неясна: получены технические условия и проведены испытания, но заказа нет. В запасе у «Метсбытсервиса» и новый проект по созданию «умной линии» для электросетей — цифровой системы мониторинга различных параметров: температуры, давления, нагрузки на линию, любых механических нагрузок. В этой системе разработчики не будут использовать импортные элементы — оптические кабели, датчики и прочее. Но на то, чтобы найти поставщиков в России и обговорить все нюансы с потенциальными заказчиками (а это «Россети» или ФСК) уйдет много времени.

Все эти проекты еще далеки от стадии, когда они смогут приносить доход. «Бросить все это дело у меня даже мысли нет, — говорит Виктор Фокин. — Но если я раньше всегда работал хоть и с командой, но, по большому счету, без партнеров, то сейчас уже нормальных людей, целевых, с порога отвергать не буду». Олег Перцовский более оптимистичен: «Главное, мы видим интерес со стороны энергетических компаний к продукции “Метсбытсервиса” — как в России, так и в Европе. А Европа — это лакмусовая бумажка для наших разработчиков, там высокий технологический уровень, которому нашим компаниям бывает сложно соответствовать. Так что, думаю, следующий год станет прорывным для компании».

Предоставлено компанией «Метсбытсервис»; PA Images\TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Куда бежать от риска Куда бежать от риска

Что делать, когда пузыри надулись и на рынке акций, и на рынке облигаций

Эксперт
Кейт застенчивая, а Меган эмоциональная: эксперты сравнили руки двух герцогинь Кейт застенчивая, а Меган эмоциональная: эксперты сравнили руки двух герцогинь

Специалисты рассказали о характерах герцогинь Кембриджской и Сассекской

Cosmopolitan
Вернуть Лондон в Россию Вернуть Лондон в Россию

Ужесточение фискальной политики привело к возврату беглых капиталов в страну

Эксперт
ГИБДД против чиновников: кто тормозит отмену порога +20 км/час ГИБДД против чиновников: кто тормозит отмену порога +20 км/час

Споры об отмене нештрафуемого превышения скорости вышли на новый уровень

РБК
Марсианское вторжение на Бадаевский завод Марсианское вторжение на Бадаевский завод

Проект «парящего небоскреба» стал предметом острого градостроительного конфликта

Эксперт
Лучшие книги 2019 года по версии Билла Гейтса Лучшие книги 2019 года по версии Билла Гейтса

Билл Гейтс традиционно составил подборку главных литературных открытий 2019 года

Forbes
Тонкая нить Тонкая нить

Могут ли подвешенные в небе кабинки стать полноценным городским транспортом

Forbes
Шесть вариантов зимнего антистресса Шесть вариантов зимнего антистресса

Как победить зимний упадок сил

Здоровье
Стриминговые сервисы: как они нас изменили Стриминговые сервисы: как они нас изменили

Что происходит с книгами, музыкой и фильмами, если их перестают покупать

Эксперт
Где снимали сериал «Корона»? Где снимали сериал «Корона»?

Герои сериала побывали в Австралии, Тонго и Бразилии

GQ
«‎Доступная среда для каждого своя»‎. Как родители и дети с инвалидностью живут в мегаполисе «‎Доступная среда для каждого своя»‎. Как родители и дети с инвалидностью живут в мегаполисе

Родители с инвалидностью о борьбе со стереотипами и толерантном обществе

СНОБ
Что делать с телефонной зависимостью? Что делать с телефонной зависимостью?

Начните сажать деревья

GQ
Основы правильного завтрака: что есть, что пить Основы правильного завтрака: что есть, что пить

Есть способы сделать пробуждение и утреннюю трапезу приятными и полезными

Maxim
Как быстрее продирать глаза по утрам Как быстрее продирать глаза по утрам

Мало встать с постели и пойти на работу, нужно еще проснуться

Maxim
20 главных фильмов зимы 20 главных фильмов зимы

О том, какие фильмы нас ждут в кинотеатрах в ближайшие зимние месяцы

РБК
Самый простой и наиболее действенный способ продлить жизнь Самый простой и наиболее действенный способ продлить жизнь

Человечество веками ищет эликсир вечной молодости или хотя бы бессмертия

Популярная механика
Максим Пратусевич Максим Пратусевич

Директор легендарного лицея №239 претендовал на кресло сенатора от Петербурга

Собака.ru
Семь легендарных кораблей-призраков Семь легендарных кораблей-призраков

Корабли-призраки, от которых бегут мурашки по коже

Maxim
Монголия, викторианская Англия и гейши: из чего состоит модная вселенная «Звездных войн» Монголия, викторианская Англия и гейши: из чего состоит модная вселенная «Звездных войн»

Вспоминаем костюмы культовой саги «Звездные войны» и их создателей

GQ
Любовь как наваждение: почему мы маскируем этим чувством свои проблемы Любовь как наваждение: почему мы маскируем этим чувством свои проблемы

Как мы используем партнера, чтобы ослабить страхи или переживания

Psychologies
Квартира молодоженов, 70 м² Квартира молодоженов, 70 м²

Традиционный интерьер с современной мебелью

AD
Студия для романтических встреч, 36 м² Студия для романтических встреч, 36 м²

Квартира, в которой многодетная пара проводит время наедине

AD
Квартира холостяка, 72 м² Квартира холостяка, 72 м²

Квартира в цветовой гамме нормандских городков

AD
А снег идет А снег идет

Новый рассказ известной писательницы мы публикуем с небольшими сокращениями

Лиза
В копилку Греты: углекислота не только греет, но и отупляет В копилку Греты: углекислота не только греет, но и отупляет

Повышение уровня CO2 в земном воздухе беспокоит экологов уже давно

Популярная механика
Парамагнитный резонанс Парамагнитный резонанс

Явление парамагнитного резонанса было открыто в 1944 году советским ученым

Наука и жизнь
Откуда взялись монеты: краткая история денег Откуда взялись монеты: краткая история денег

Монеты – это живое свидетельство истории технологического развития человечества

Популярная механика
1994 год 1994 год

В стране появились большие деньги и люди, намеренные их поделить

Esquire
Как бывший поп-певец Лев Деньгов стал дипломатом и другом Кадырова Как бывший поп-певец Лев Деньгов стал дипломатом и другом Кадырова

Каддафи, Кадыров, Кети Топурия, большие деньги и дипломатический пост

GQ
Бедные, но умные Бедные, но умные

В России выявлена поголовная недообученность

Огонёк
Открыть в приложении