Повестка дня
Вскрылось отсутствие в России законодательной основы
для инвестиций
Помощник президента Андрей Белоусов призвал поддержать российские компании давно обещанным механизмом соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Он заявил, что отечественные компании сформировали большой портфель новых инвестпроектов, однако их запуск требует введения механизма соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК). Напомним, именно Андрей Белоусов год назад стал инициатором изъятия сверхприбылей у компаний-экспортеров, заработавших на благоприятной конъюнктуре и ослаблении рубля. Бизнесу пообещали тогда, что сверхприбыли не будут изымать в прямом смысле. От него потребуют инвестиций в собственное развитие и в различные проекты. А одно из ключевых положений СЗПК —предоставление права на неприменение нормативных правовых актов, изменяющих указанные в соглашении условия реализации инвестпроекта. «Без этого закона все наши коммуникации с крупным бизнесом и его проектами остаются разговорами, так как все нужно поставить на нормативную основу», — добавил помощник президента.
Судьба документа между тем складывается непросто: его переписывали, дважды рассматривали на правительственной комиссии по законопроектной деятельности, но так и не сумели внести в Госдуму. Ситуация с СЗПК — одно из проявлений не только плохого инвестиционного климата в России, но и в целом доминирования государственно-административной системы в экономике, считает руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Правительственные органы могут принимать нормативные акты без учета интересов бизнеса, что создает риски для инвестпроектов, делает неопределенными их условия в длительной перспективе. Более того, нередки случаи, когда ведомства целенаправленно стремятся контролировать финансовые потоки в инвестициях бизнеса и их результаты за счет введения новых нормативных актов.
Например, рассказывает эксперт, экспортеры вкладываются в проекты, прогнозируя определенный объем прибыли исходя из конъюнктуры спроса и цен в будущем. Но затем правительство объявляет, что значительная часть прибыли компаний получена именно за счет роста экспортных цен и должна быть изъята в бюджет целевым изменением налогов. Ведь такая инициатива и была год назад, говорит он, бизнес с трудом противостоял ей, и именно тогда появилась идея закона о СЗПК.
Поэтому элементарное рыночное требование: неизменность заранее оговоренных условий реализации инвестпроектов — в российских реалиях должно быть закреплено еще и специальным законом, уверен Марк Гойхман. Но его существование может в будущем нарушить интересы уже госорганов, а они всегда выше интересов бизнеса. Поэтому с таким скрипом проходит согласование законопроекта в ведомствах. Они опасаются потерять рычаги воздействия на ситуацию.
Неудивительно, кстати, добавляет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, что законопроект «о стабилизационной оговорке» столько раз переписывали: он сталкивает интересы огромного количества людей, так что не будет сюрпризом, если его так и не примут. Изначально подобные оговорки предназначались для защиты иностранных инвесторов от изменений в законодательстве страны, где те осуществляют капиталовложения, и в этом был большой смысл: почему люди из-за границы должны страдать от изменений среды, которая им не очень понятна в силу культурного барьера и в которой они не живут?
Но в России это превратилось в необычный посыл: предлагается защищать и интересы внутренних инвесторов тоже, хотя о них, казалось бы, государство должно заботиться в первую очередь. Вообще, отмечает эксперт, одна из главных задач государства — создать правила игры и поддерживать их неизменными в течение десятков лет, а получается, что для этого нужно выпустить еще один, специальный, закон, нивелирующий влияние новых законов на инвестпроекты.
Интеллектуальная собственность: штраф за пересечение
границы
Российские власти ужесточают меры в сфере борьбы с утечкой отечественных технологий за рубеж: специальным постановлением правительства РФ введены штрафы в отношении участников проекта Национальной технологической инициативы (НТИ) за передачу иностранцам технологий, разработанных с участием средств господдержки. Постановление вводит ответственность участников НТИ за отчуждение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности иностранным юридическим лицам и российским компаниям, чья доля в капитале ниже 50%. В случае такого отчуждения участники НТИ должны вернуть все полученные госсредства в течение пяти дней, а также уплатить штраф, который будет рассчитываться в зависимости от суммы полученной поддержки и исходя из ключевой ставки Банка России.
Логика разработчиков новых штрафных санкций понятна: если вы разработали на грант из бюджета технологию, а потом продали ее за рубеж, то будьте добры вернуть все то, что потратило на эту работу государство, плюс еще заплатите неустойку в виде штрафа. Однако представители российского хайтек-сообщества считают, что реализовать столь благую идею на практике будет сложно. Ведь авторскую принадлежность той или иной технологии можно доказать только при наличии на нее патента. А далеко не все новые технологические решения, создающиеся в том числе при участии проектов НТИ, доходят до патентования, и, таким образом, понятие передачи технологий за рубеж часто выглядит весьма расплывчато. Новые штрафные санкции могут иметь обратный эффект: для перестраховки молодые ученые будут реже идти на контакт с зарубежными специалистами, боясь навести на себя подозрение в том, что они стали причиной утечки какой-нибудь важной идеи за рубеж.
Впрочем, вскоре после выхода постановления в пресс-службе Российской венчурной компании (проектного офиса НТИ) поспешили заявить: новые штрафные санкции будут применяться только в случаях явного отчуждения в иностранную юрисдикцию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Так что распространенные форматы взаимодействия сотрудников НТИ с зарубежными специалистами пострадать не должны.
Строители Восточного получат финансовый форсаж
Вокруг космодрома Восточный разразился крупный скандал, в который был вынужден вмешаться президент страны. На закрытом совещании в Амурской области Владимир Путин потребовал неукоснительно соблюдать все сроки, в том числе касающиеся строительства второй очереди космодрома и первого запуска ракеты носителя тяжелого класса «Ангара А5». «Жду от вас более ответственного отношения и динамичного темпа организации работ», — заявил глава государства.
Напомним, вторая очередь Восточного — это 119 объектов различного назначения и сложности. Самый важный из них — стартовый комплекс для тяжелой ракеты «Ангара А5» — во что бы то ни стало должен быть готов к началу 2023 года. То есть к тому времени, когда из эксплуатации окончательно выведут устаревшие ракеты «Протон-М», двигатели которых работают на ядовитом гептиле. Сейчас «Протоны» запускают с космодрома Байконур и используют в том числе для выведения наших спутников глобальной системы позиционирования ГЛОНАСС. Но почти каждый старт «Протона» приводит к многомиллионным экологическим штрафам, которые Россия платит Казахстану в качестве компенсации за загрязнение окружающей среды. Именно эту проблему и призвана решить тяжелая «Ангара»: в качестве топлива в ней применяются кислород и керосин. Однако стартовая площадка для этой ракеты пока что есть только на космодроме Плесецк, откуда и состоялся ее единственный запуск в конце 2014 года. Второй старт «Ангары А5» с Плесецка запланирован на декабрь нынешнего года. В ходе него, как ожидается, в космос будет выведен габаритно-весовой макет космического аппарата. Но использование этого северного космодрома не позволяет в полной мере реализовать весь потенциал тяжелой «Ангары». Именно поэтому так важно построить для нее стартовый комплекс на Восточном в кратчайший срок.
Если сделать это не удастся, а ракеты «Протон» выведут из эксплуатации, Россия вполне может столкнуться с ситуацией, когда восполнение спутниковой группировки ГЛОНАСС окажется под угрозой. Проблема в том, что выделенных на возведение второй очереди космодрома средств недостаточно и в результате строительные работы уже давно выбились из графика. Буквально на днях вице-премьер Юрий Борисов прямо заявил: на второй очереди «строится только стартовый стол, и эта ситуация не устраивает никого». По его словам, строительный комплекс России переживает кризис из-за пересмотра подходов к ценообразованию и, чтобы не дожидаться системных изменений, нам придется идти по пути создания специальных условий для Восточного, в том числе повышать расценки. Именно это давно хотели услышать строители. Не секрет, что после ликвидации «Спецстроя» достраивать космодром взялось татарстанское ПСО «Казань». Эту компанию выбрал еще прежний глава Роскосмоса Игорь Комаров. Более того, по данным источников «Ведомостей», за нее поручился лично глава Татарии Рустам Минниханов. На все работы по второй очереди ей выделили порядка 39 млрд рублей. Но из-за того, что ПСО «Казань» практически не имело оборотных средств и не могло нанять достаточное количество рабочих, возведение стартового стола для «Ангары» де-факто практически прекратилось. А все попытки уже нового главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина изменить эту ситуацию не увенчались успехом. Известно, что он предложил заменить ПСО «Казань» на нового подрядчика. В качестве такового рассматривалась прежде всего Crocus Group Араза Агаларова. Но сам Агаларов в беседе с «Экспертом» несколько месяцев назад заявил, что 39 млрд рублей для этого недостаточно, а работать в убыток, как это было со строительством Дальневосточного федерального университета на острове Русский, он не может. Наши источники в строительной индустрии утверждали, что, несмотря на все проблемы, достроить вторую очередь Восточного можно за два года, но для этого нужно увеличить смету хотя бы до 45 млрд рублей. Однако летом нынешнего года такой вариант не устроил Юрия Борисова, в результате чего в строительстве космодрома возникла пауза.
Впрочем, теперь уже ясно, что после вмешательства Владимира Путина решение этого вопроса наконец сдвинулось с мертвой точки. Необходимые средства на достройку второй очереди Восточного уже в ближайшее время будут выделены. Более того, к процессу почти наверняка подключат и иностранные компании. «Это же не военный космодром. Мы считаем, что там можно работать с иностранными партнерами. Мы в этом заинтересованы и обязательно будем их привлекать к сотрудничеству», — сказал президент. Тем более что у иностранцев проблем с нехваткой оборотных средств не наблюдается. А значит, велика вероятность, что «тяжелая “Ангара”» все-таки полетит с космодрома в Амурской области уже через три года.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl