Под крылом Mail.Ru Group. Как живет компания Pixonic после поглощения холдингом

РБКHi-Tech

Под крылом корпорации

Компания Pixonic — пример успешного стартапа в индустрии геймдева, который благодаря успеху главного хита, мобильной игры War Robots, был поглощен холдингом Mail.Ru Group. Как живет проект в новых реалиях и где ищет возможности для роста?

Текст Настя Березина

Компанию Pixonic, разработчика и издателя игр, в 2009 году основала серийная предпринимательница Елена Масолова. Среди ее проектов — купонный Darberry (поглощен Groupon в 2010 году), сервис бизнес-образования Eduson.tv и другие. Также Масолова была сооснователем фонда AddVenture II, внутри которого и зародился Pixonic.

В 2013 году студия выпустила свой главный хит — симулятор боев роботов War Robots. В 2016 году, когда у приложения было более 20 млн установок, Pixonic за $30 млн поглотил Mail.ru Group. Журнал РБК выяснил, как разработчик War Robots развивается после сделки.

От «Домовят» к «Роботам»

Стратегический директор Pixonic Никита Гук дает интервью в бизнес-центре класса А. На десятой минуте разговора во всем здании выключается электричество. «Можно основать крутую геймдев-компанию, но тебе все равно придется бороться с тем, что крыша на кухне течет», — со смехом реагирует менеджер.

«Крутая геймдев-компания» Pixonic появилась на рынке девять лет назад, в момент бурной экспансии соцсетей. Разработка проектов для пользователей «ВКонтакте», Facebook и других платформ казалась самой перспективной нишей в игровой индустрии. Ее и взялся осваивать стартап, привлекший инвестиции AddVenture II.

Главным хитом первой фазы развития Pixonic стали «Домовята» — игра о жизни сказочного леса вышла в 2011 году. Одновременно компания активно работала как издатель: за два года выпустила тридцать игр от семнадцати студий. В том же году $5 млн в Pixonic вложили фонды Ventech, TA Ventures и Kite Ventures (еще одним инвестором позднее стал сооснователь Qiwi Андрей Романенко). Как писал «Коммерсантъ», инвесторы могли получить долю до 50%. Предполагалось, что деньги пойдут на издание игр через платформу PixApi в соцсетях.

Время внесло коррективы в стратегию Pixonic — самым быстрорастущим сегментом становились мобильные игры. Студия вовремя переориентировалась и сделала акцент на новом направлении. Первым мобильным проектом в декабре 2011 года стала игра — симулятор жизни на необитаемом острове Robinson. По словам Масоловой, игра два с половиной года «кормила экспериментальную разработку War Robots». Вместе с «Домовятами» новый хит приносил компании по $5 млн в месяц, но оба продукта были популярны только на российском рынке, вспоминает Гук. Чтобы выйти на более обширную англоязычную аудиторию, компания взялась за разработку симулятора боев роботов-мехов.

Полноценный релиз War Robots состоялся в апреле 2014 года. На тот момент, согласно отчету Mail.ru Group и NewZoo, в России было всего 33,8 млн игроков (из них 79% предпочитали мобильные игры), в США — 107,5 млн (83%), а в Китае — рекордные 179 млн (96%). Кроме того, если в России платить за игры готовы были лишь 28% пользователей, на других крупных рынках показатель составляет 45–50%.

America First

Завоевать доверие аудитории на конкурентном рынке оказалось непросто. Хотя War Robots быстро стал популярным продуктом, модель сотрудничества с магазинами мобильных приложений App Store и Google Play не позволяла оперативно пускать в оборот заработанные на игре деньги: выплаты в адрес разработчиков растягивались на срок 60 дней и дольше, рассказывал в интервью американскому Forbes генеральный директор Pixonic Филипп Гладков. Своевременную помощь тогда оказал британский фонд Pollen: за «небольшой процент» он кредитовал компанию на суммы, которые должны были прийти от Apple и Google.

Такая модель позволила Pixonic без рисков для операционной деятельности инвестировать в маркетинг и рекламу. Упор делали на платформы Google и Facebook. Расходы оправдали себя: с августа 2015-го по март 2016-го количество пользователей War Robots подскочило на 300%.

Нивелировать риск кассового разрыва помог и рост доходов от игры, говорит Гук. Когда выручка от War Robots перевалила за $5 млн в месяц, Pixonic достигла финансовой стабильности. Тогда же компания сократила траты на маркетинг с 60% до 40% от объема ежемесячных доходов, уточняет менеджер.

Триумф War Robots заставил Pixonic сосредоточить на продукте все усилия. В рамках «смены парадигмы» компания временно отказалась от развития остальных проектов — разработки собственных игр и выпуска «чужих» в статусе издателя. «Жизнь Pixonic зависела от War Robots. Если бы проект не сработал или пошел на спад, компания, скорее всего, перестала бы существовать», — признает Гук.

Негативный сценарий не сбылся: War Robots продолжает бурно развиваться: только за последний год игру скачали 50 млн пользователей (столько же, сколько за предыдущие три года вместе взятые). Ежедневная аудитория приложения за три года выросла с 500 тыс. до 1,5 млн человек.

В 2016 году Pixonic приняла предложение Mail.ru Group — для холдинга это была первая крупная инвестиция в индустрии (сейчас игровое направление объединяет 10 студий, говорит операционный директор холдинга Владимир Никольский). Сумма сделки составила $30 млн: $20 млн акционеры получили сразу, выплата остальной части зависела от реализации KPI. Для совладельцев Pixonic продажа была выгодной, вспоминает Масолова: AddVenture II, например, вложил в студию $100 тыс., а «вышел» с $8,5 млн.

Масолова на момент сделки была крупнейшим частным акционером Pixonic. Она считает поглощение удачей для компании: «Многие шумевшие на рынке конкуренты так и не нашли покупателя и тихо сдулись».

Внутри бизнес-империи холдинга студия осталась автономным подразделением, подчеркивает Гук. Сегодня Pixonic — это более 200 сотрудников в четырех офисах в России и за рубежом (Москва, Белгород, Берлин, Лимассол). Акционер следит за развитием студии через совет директоров, который проходит раз в квартал, рассказывает Никольский. Интеграции игр Pixonic с другими проектами Mail.ru Group не планируется, подчеркивает менеджер. В 2016 году Pixonic также в последний раз отчиталась о финансовых результатах. Выручка составила $22 млн — почти в пять раз больше, чем годом ранее. Сейчас Гук раскрывает лишь распределение доходов по аудитории в разных странах: к примеру, 40% приносят американские пользователи, 17% — японские, лишь 3% — российские.

Охота на Китай

Спустя два года после сделки с Mail. Ru Group команда Pixonic ищет новые возможности для роста бизнеса. Один из шагов — попытка выйти на китайский рынок. Изначально компания рассчитывала завоевать популярность у пользователей из КНР за год, но дедлайн пришлось отодвинуть. На кону большой куш: оборот компаний, которые успешны в Китае, составляет сотни миллионов долларов, напоминает менеджер.

«Мы нашли локального партнера iDream Sky, он должен помочь с выдачей лицензии для релиза на Android. [В Китае] все сложно: сначала лицензию выдавало Национальное управление по делам радио и телевидения, а с декабря это делает комитет по этике онлайн-игр», — рассказывает Гук. Еще одна проблема — построение серверного кластера: в КНР даже соседние провинции могут иметь «низкую связанность маршрутизации». По словам Гука, сначала Pixonic пыталась решить вопрос без помощи местного партнера, но теперь также работает над проектом в альянсе.

Чтобы оценить, насколько перспективен рынок, стратегический директор Pixonic приводит в пример финскую SuperCell — создателя мобильного бестселлера Clash of Clans. Компания, в 2016-м поглощенная китайским холдингом Tencent, в 2017-м заработала в КНР $2 млрд и получила $810 млн прибыли.

Еще один потенциальный источник роста бизнеса Pixonic — возрождение издательского направления. Пока это «инвестиционный проект», уточняет Гук. Каждый месяц компания получает 15–20 заявок от разработчиков, но до глобального запуска ни одну пока не довела. Зато переманила к себе в штат наиболее перспективных создателей игр из числа тех, что обратились за помощью.

Проекты, разрабатываемые внутри Pixonic, пока тоже не ушли дальше стадии soft launch — выпуска без трат на рекламу и маркетинг. Таких игр в последние два года было три-четыре, говорит Гук. В 2019-м глобальный запуск новой игры все же запланирован, утверждает он. «Если к тому моменту метрики будут нас удовлетворять, сделаем релиз, если нет — будем искать [новый проект] дальше», — подытоживает менеджер.

При организованных процессах игра, созданная командой уровня Pixonic, может показывать высокие результаты 5–7 лет, говорит операционный директор Mail.ru Group Никольский: сотрудники студии обладают «большой экспертизой и высоким профессионализмом», заключает он.

Фото: Pixonic

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Экономика российской каши Экономика российской каши

Гречка против риса. Экономика российской каши

РБК
Дистанционное образование: как оно меняет человека будущего? Дистанционное образование: как оно меняет человека будущего?

Мир новых технологий меняет не только способы обучения, но и нас самих

Psychologies
Токсичность на миллиард Токсичность на миллиард

Санкции вывели противостояние Москвы и Вашингтона на новый уровень

Forbes
Опасность повсюду: 16 неожиданных предметов, которые представляют угрозу Опасность повсюду: 16 неожиданных предметов, которые представляют угрозу

Жизнь опаснее, чем тебе кажется

Playboy
Профессия — стример Профессия — стример

Профессия — стример. Как зарабатывать на трансляциях игр

РБК
На своем веку На своем веку

Дельные советы о том, как правильно взрослеть и стареть, не делая глупостей

Playboy
Болотная площадь Болотная площадь

Как городские парки и скверы могут помочь избежать затопления улиц

Forbes
Андорра: княжество для бережливых Андорра: княжество для бережливых

Краткий гид по миниатюрному государству

National Geographic
Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
Слава Швец: Просто не Рим. Рецензия на книгу Аркадия Ипполитова Слава Швец: Просто не Рим. Рецензия на книгу Аркадия Ипполитова

Аркадий Ипполитов позволил себе слишком вольное обращение с Вечным городом

СНОБ
Интеллект без границ Интеллект без границ

Как найти свое место в международном технологическом бизнесе

Forbes
Стать увереннее с помощью тренировки тела Стать увереннее с помощью тренировки тела

Как научиться крепко стоять на ногах в прямом и переносном смысле?

Psychologies
Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

РБК
Француз из Бордо Француз из Бордо

Дизайнер Эммануэль Галлина рассказывает о себе, о любимом городе, о любимом деле

SALON-Interior
В каждой строчке только точки В каждой строчке только точки

Что объединяет Шнура и Сергея Лаврова?

GQ
«Любые перемены к лучшему» «Любые перемены к лучшему»

Андрей Бурковский — о работе и умении смеяться над собой

Добрые советы
Итоги года: Ноябрь, декабрь Итоги года: Ноябрь, декабрь

Forbes представляет итоги 2019 года

Forbes
Выжженная земля Выжженная земля

Муниципалитеты подобрались к пределу экономии

Эксперт
И не новичкам сложно И не новичкам сложно

О трудностях при покупке недвижимости в Лондоне и окрестностях

Forbes
Существует ли Дед Мороз: как отвечать на неудобные вопросы детей Существует ли Дед Мороз: как отвечать на неудобные вопросы детей

Когда приходит время время рассказать правду про Деда Мороза

Psychologies
Сила вредных привычек Сила вредных привычек

Как табачные короли Игорь Кесаев и Сергей Кациев стали алкогольными магнатами

Forbes
Главные общественно-политические события 2018 года по версии Главные общественно-политические события 2018 года по версии

Телеграм-канал «Беспощадный пиарщик» вспомнил о главных событиях уходящего года

Esquire
Два союзника простого россиянина: почему мы одобряем церковь и армию Два союзника простого россиянина: почему мы одобряем церковь и армию

Граждане России не смотрят на мир через розовые очки

Forbes
Лариса Вербицкая: «Не люблю, когда муж моет посуду» Лариса Вербицкая: «Не люблю, когда муж моет посуду»

Лариса Вербицкая призналась «СтарХиту» в своих вредных привычках

StarHit
6 случаев, когда страны продавали свои территории 6 случаев, когда страны продавали свои территории

Хорошие новости: мы не зря сбагрили Аляску

Maxim
Почем нынче 4WD Почем нынче 4WD

Самых доступные кроссоверы 4x4

АвтоМир
Когда сказка оживает... Когда сказка оживает...

Сегодня детей сложно удивить подарками, поэтому приходится пускаться на хитрости

Лиза
Как рассказать ребенку правду про Деда Мороза Как рассказать ребенку правду про Деда Мороза

Когда и как обсудить с ребенком то, что Дед Мороз существует лишь в сказках?

Psychologies
От генов гиперактивности к таблеткам от невнимательности От генов гиперактивности к таблеткам от невнимательности

Генетики идентифицировали гены, увеличивающие риск синдрома гиперактивности

Forbes
Дакота Джонсон: “Нагота – это просто еще один костюм” Дакота Джонсон: “Нагота – это просто еще один костюм”

Актриса Дакота Джонсон приветствует «обнаженные» сцены как вызов

Psychologies
Открыть в приложении