Под крылом Mail.Ru Group. Как живет компания Pixonic после поглощения холдингом

РБКHi-Tech

Под крылом корпорации

Компания Pixonic — пример успешного стартапа в индустрии геймдева, который благодаря успеху главного хита, мобильной игры War Robots, был поглощен холдингом Mail.Ru Group. Как живет проект в новых реалиях и где ищет возможности для роста?

Текст Настя Березина

Компанию Pixonic, разработчика и издателя игр, в 2009 году основала серийная предпринимательница Елена Масолова. Среди ее проектов — купонный Darberry (поглощен Groupon в 2010 году), сервис бизнес-образования Eduson.tv и другие. Также Масолова была сооснователем фонда AddVenture II, внутри которого и зародился Pixonic.

В 2013 году студия выпустила свой главный хит — симулятор боев роботов War Robots. В 2016 году, когда у приложения было более 20 млн установок, Pixonic за $30 млн поглотил Mail.ru Group. Журнал РБК выяснил, как разработчик War Robots развивается после сделки.

От «Домовят» к «Роботам»

Стратегический директор Pixonic Никита Гук дает интервью в бизнес-центре класса А. На десятой минуте разговора во всем здании выключается электричество. «Можно основать крутую геймдев-компанию, но тебе все равно придется бороться с тем, что крыша на кухне течет», — со смехом реагирует менеджер.

«Крутая геймдев-компания» Pixonic появилась на рынке девять лет назад, в момент бурной экспансии соцсетей. Разработка проектов для пользователей «ВКонтакте», Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и других платформ казалась самой перспективной нишей в игровой индустрии. Ее и взялся осваивать стартап, привлекший инвестиции AddVenture II.

Главным хитом первой фазы развития Pixonic стали «Домовята» — игра о жизни сказочного леса вышла в 2011 году. Одновременно компания активно работала как издатель: за два года выпустила тридцать игр от семнадцати студий. В том же году $5 млн в Pixonic вложили фонды Ventech, TA Ventures и Kite Ventures (еще одним инвестором позднее стал сооснователь Qiwi Андрей Романенко). Как писал «Коммерсантъ», инвесторы могли получить долю до 50%. Предполагалось, что деньги пойдут на издание игр через платформу PixApi в соцсетях.

Время внесло коррективы в стратегию Pixonic — самым быстрорастущим сегментом становились мобильные игры. Студия вовремя переориентировалась и сделала акцент на новом направлении. Первым мобильным проектом в декабре 2011 года стала игра — симулятор жизни на необитаемом острове Robinson. По словам Масоловой, игра два с половиной года «кормила экспериментальную разработку War Robots». Вместе с «Домовятами» новый хит приносил компании по $5 млн в месяц, но оба продукта были популярны только на российском рынке, вспоминает Гук. Чтобы выйти на более обширную англоязычную аудиторию, компания взялась за разработку симулятора боев роботов-мехов.

Полноценный релиз War Robots состоялся в апреле 2014 года. На тот момент, согласно отчету Mail.ru Group и NewZoo, в России было всего 33,8 млн игроков (из них 79% предпочитали мобильные игры), в США — 107,5 млн (83%), а в Китае — рекордные 179 млн (96%). Кроме того, если в России платить за игры готовы были лишь 28% пользователей, на других крупных рынках показатель составляет 45–50%.

America First

Завоевать доверие аудитории на конкурентном рынке оказалось непросто. Хотя War Robots быстро стал популярным продуктом, модель сотрудничества с магазинами мобильных приложений App Store и Google Play не позволяла оперативно пускать в оборот заработанные на игре деньги: выплаты в адрес разработчиков растягивались на срок 60 дней и дольше, рассказывал в интервью американскому Forbes генеральный директор Pixonic Филипп Гладков. Своевременную помощь тогда оказал британский фонд Pollen: за «небольшой процент» он кредитовал компанию на суммы, которые должны были прийти от Apple и Google.

Такая модель позволила Pixonic без рисков для операционной деятельности инвестировать в маркетинг и рекламу. Упор делали на платформы Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Расходы оправдали себя: с августа 2015-го по март 2016-го количество пользователей War Robots подскочило на 300%.

Нивелировать риск кассового разрыва помог и рост доходов от игры, говорит Гук. Когда выручка от War Robots перевалила за $5 млн в месяц, Pixonic достигла финансовой стабильности. Тогда же компания сократила траты на маркетинг с 60% до 40% от объема ежемесячных доходов, уточняет менеджер.

Триумф War Robots заставил Pixonic сосредоточить на продукте все усилия. В рамках «смены парадигмы» компания временно отказалась от развития остальных проектов — разработки собственных игр и выпуска «чужих» в статусе издателя. «Жизнь Pixonic зависела от War Robots. Если бы проект не сработал или пошел на спад, компания, скорее всего, перестала бы существовать», — признает Гук.

Негативный сценарий не сбылся: War Robots продолжает бурно развиваться: только за последний год игру скачали 50 млн пользователей (столько же, сколько за предыдущие три года вместе взятые). Ежедневная аудитория приложения за три года выросла с 500 тыс. до 1,5 млн человек.

В 2016 году Pixonic приняла предложение Mail.ru Group — для холдинга это была первая крупная инвестиция в индустрии (сейчас игровое направление объединяет 10 студий, говорит операционный директор холдинга Владимир Никольский). Сумма сделки составила $30 млн: $20 млн акционеры получили сразу, выплата остальной части зависела от реализации KPI. Для совладельцев Pixonic продажа была выгодной, вспоминает Масолова: AddVenture II, например, вложил в студию $100 тыс., а «вышел» с $8,5 млн.

Масолова на момент сделки была крупнейшим частным акционером Pixonic. Она считает поглощение удачей для компании: «Многие шумевшие на рынке конкуренты так и не нашли покупателя и тихо сдулись».

Внутри бизнес-империи холдинга студия осталась автономным подразделением, подчеркивает Гук. Сегодня Pixonic — это более 200 сотрудников в четырех офисах в России и за рубежом (Москва, Белгород, Берлин, Лимассол). Акционер следит за развитием студии через совет директоров, который проходит раз в квартал, рассказывает Никольский. Интеграции игр Pixonic с другими проектами Mail.ru Group не планируется, подчеркивает менеджер. В 2016 году Pixonic также в последний раз отчиталась о финансовых результатах. Выручка составила $22 млн — почти в пять раз больше, чем годом ранее. Сейчас Гук раскрывает лишь распределение доходов по аудитории в разных странах: к примеру, 40% приносят американские пользователи, 17% — японские, лишь 3% — российские.

Охота на Китай

Спустя два года после сделки с Mail. Ru Group команда Pixonic ищет новые возможности для роста бизнеса. Один из шагов — попытка выйти на китайский рынок. Изначально компания рассчитывала завоевать популярность у пользователей из КНР за год, но дедлайн пришлось отодвинуть. На кону большой куш: оборот компаний, которые успешны в Китае, составляет сотни миллионов долларов, напоминает менеджер.

«Мы нашли локального партнера iDream Sky, он должен помочь с выдачей лицензии для релиза на Android. [В Китае] все сложно: сначала лицензию выдавало Национальное управление по делам радио и телевидения, а с декабря это делает комитет по этике онлайн-игр», — рассказывает Гук. Еще одна проблема — построение серверного кластера: в КНР даже соседние провинции могут иметь «низкую связанность маршрутизации». По словам Гука, сначала Pixonic пыталась решить вопрос без помощи местного партнера, но теперь также работает над проектом в альянсе.

Чтобы оценить, насколько перспективен рынок, стратегический директор Pixonic приводит в пример финскую SuperCell — создателя мобильного бестселлера Clash of Clans. Компания, в 2016-м поглощенная китайским холдингом Tencent, в 2017-м заработала в КНР $2 млрд и получила $810 млн прибыли.

Еще один потенциальный источник роста бизнеса Pixonic — возрождение издательского направления. Пока это «инвестиционный проект», уточняет Гук. Каждый месяц компания получает 15–20 заявок от разработчиков, но до глобального запуска ни одну пока не довела. Зато переманила к себе в штат наиболее перспективных создателей игр из числа тех, что обратились за помощью.

Проекты, разрабатываемые внутри Pixonic, пока тоже не ушли дальше стадии soft launch — выпуска без трат на рекламу и маркетинг. Таких игр в последние два года было три-четыре, говорит Гук. В 2019-м глобальный запуск новой игры все же запланирован, утверждает он. «Если к тому моменту метрики будут нас удовлетворять, сделаем релиз, если нет — будем искать [новый проект] дальше», — подытоживает менеджер.

При организованных процессах игра, созданная командой уровня Pixonic, может показывать высокие результаты 5–7 лет, говорит операционный директор Mail.ru Group Никольский: сотрудники студии обладают «большой экспертизой и высоким профессионализмом», заключает он.

Фото: Pixonic

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дым отечества Дым отечества

Сын Михаила Фридмана не избалован семейным теплом и деньгами

Forbes
Медведев запретил продавать «Боярышник» дешевле водки Медведев запретил продавать «Боярышник» дешевле водки

Медведев запретил продавать «Боярышник» дешевле водки

Forbes
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
Ларс фон Триер для укрепления психического иммунитета Ларс фон Триер для укрепления психического иммунитета

Психоаналитик рассуждает о картине Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек»

Psychologies
Большая свалка Большая свалка

Кто только не борется за вывоз, сортировку и утилизацию отходов россиян

Forbes
Funтастическая четверка Funтастическая четверка

Участники группы «Банд’Эрос» признаются, что сильно отличаются друг от друга

OK!
Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

РБК
Mitsubishi L200 Mitsubishi L200

Mitsubishi L200. Теперь брутальный имидж облачен в нарядную оболочку

Quattroruote
«Кефир» директора Пряхина «Кефир» директора Пряхина

Студия «Кефир» директора Пряхина покоряет Россию, мир и стратосферу

РБК
Елочка, живи! Елочка, живи!

Выбираем, ухаживаем и даем вторую жизнь лесной красавице

Лиза
Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
7 крайне необычных ролей российских актеров (Нагиев и Хабенский тоже тут) 7 крайне необычных ролей российских актеров (Нагиев и Хабенский тоже тут)

7 крайне необычных ролей российских актеров (Нагиев и Хабенский тоже тут)

Playboy
Профессия — стример Профессия — стример

Профессия — стример. Как зарабатывать на трансляциях игр

РБК
Как Дмитрий Гришин совместил несовместимое Как Дмитрий Гришин совместил несовместимое

Глава из книги «Бизнес из ничего» Владислава Моисеева

Forbes
Ягодки впереди. Как Wildberries стала лидером на рынке e-commerce Ягодки впереди. Как Wildberries стала лидером на рынке e-commerce

Крупнейший онлайн-ретейлер России родился из нежелания молодой мамы сидеть дома

РБК
Вечный поиск: почему только единицы находят призвание Вечный поиск: почему только единицы находят призвание

Как найти призвание и почему лишь немногим удается угнаться за мечтой?

Psychologies
От советских премьеров к российским миллиардерам От советских премьеров к российским миллиардерам

Из чего вырос ресторан «Гусятникоff» братьев Ротенбергов

Forbes
Не дай себе закиснуть! Не дай себе закиснуть!

Как не нарушить кислотно-щелочное равновесие нашего тела

Лиза
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
За каменной стеной За каменной стеной

Близкие рассказали, какая Галина Волчек за кулисами

StarHit
Быстрее, легче, полезнее Быстрее, легче, полезнее

Крупа на здоровье. Главные из модных трендов в питании

РБК
Праздники без суеты - так бывает! Праздники без суеты - так бывает!

Иногда решить какую-то проблему бывает проще, чем кажется на первый взгляд

Домашний Очаг
Керимов разбогател на $300 млн на росте акций крупнейшего золотодобытчика Керимов разбогател на $300 млн на росте акций крупнейшего золотодобытчика

Акциям компании «Полюс» помогла хорошая отчетность

Forbes
С Новым 2019 годом! С Новым 2019 годом!

Мы попросили звезд рассказать о том, как они обычно встречают Новый год

Домашний Очаг
Тигры и воздушные шары Тигры и воздушные шары

Уссурийск. Тигры и воздушные шары

АвтоМир
Чистая победа: 5 необычных методов уборки дома Чистая победа: 5 необычных методов уборки дома

Как подойти к уборке в доме с фантазией

Cosmopolitan
Что мешает женщинам получить повышение и как с этим бороться Что мешает женщинам получить повышение и как с этим бороться

Сохраняется существенный разрыв между мужчинами и женщинами в топ-менеджменте

Forbes
«Я привыкла, что всё происходит стремительно» «Я привыкла, что всё происходит стремительно»

Актриса Виктория Исакова живет на большой скорости

OK!
Возможный рост ключевой ставки в декабре не вернет иностранных инвесторов Возможный рост ключевой ставки в декабре не вернет иностранных инвесторов

Глава ЦБ начала готовить рынок к возможному повышению ключевой ставки

Forbes
Итоги выборов в США приведут к росту рынка акций и ослаблению доллара Итоги выборов в США приведут к росту рынка акций и ослаблению доллара

Результаты выборов в Конгресс США вернули инвесторам спокойствие

Forbes
Открыть в приложении