Дизайнер Евгений Жуков — о возвращении на родину и о работе в BMW Motorrad

ЭкспертРепортаж

План товарища Жукова

Дизайнер Евгений Жуков — о возвращении на родину, о работе в BMW Motorrad и о том, каким будет облик русских вездеходов ближайшего будущего

Александр Астапов

В BMW Motorrad Евгений начинал с традиционных мотоциклов. Затем переключился на скутеры. А потом — концепты и «новая мобильность», то есть передний край мотоиндустрии. 

То, что русские специалисты вообще и дизайнеры в частности массово и успешно эмигрируют на Запад, давно не сенсация. Работы многих из них известны под лого Mercedes, Renault, Ducati, MV Agusta — перечень получится длинный, и мало кого уже удивляет, что автор внешнего облика их «иномарки» носит фамилию Попков, Бурцев или Щечкин.

А вот возвращаются обратно куда реже. И совсем редко по своей воле. Как Евгений Жуков, один из самых талантливых наших мотодизайнеров, сделавший неплохую карьеру сначала в итальянском дизайн-центре Engines Engineering, а затем в BMW Motorrad. И хотя Женя известен в узком кругу своей православной позицией, его возвращение из Мюнхена на малую родину, в Рыбинск, удивило многих. Уж больно несопоставимы мотоподразделение BMW и снегоходно-квадроциклетная «Русская механика» ни масштабами, ни темпами появления новинок.

Причем ушел Женя накануне мировой славы. В прошлом году электрический максискутер BMW CE 04 его авторства разошелся пятитысячным тиражом — немыслимо много для «электричек». А его нашумевший концепт сити-байка СЕ 02 и другие городские «электрички» готовятся к производству и обещают еще более масштабные продажи, причем именно благодаря радикальному дизайну и нестандартной концепции.

Сделать прорыв в «уличных» мотоциклах, да еще и не в стартапе, а в консервативной корпорации, — и уйти в прямом смысле в чисто поле, в вездеходы (и в переносном смысле тоже, дизайном в «Русской механике» если и занимались, то силами сторонних компаний: ВНИИТЭ, «Масштаб»). Поступок для уже солидного отца семейства парадоксальный, не находите?

Никто не хотел отвечать

— В BMW ты сделал очень крутую карьеру…

— Я достиг максимального уровня в качестве дизайнера на BMW. Дальше мне нужно было либо уходить, либо обучаться, становиться на руководящую должность и вживаться в качестве немца куда-то. Потому что все равно, будучи далеким от тесного общения с людьми внутри завода, невозможно строить какие-то руководящие связи… Надо вживаться.

— А ты разве был вне комьюнити?

— В комьюнити. Но у меня совершенно другая жизнь была. Гораздо свободнее, чем если находишься на руководящей должности. Меньше общения по каким-то проектам, больше концентрации, непосредственный контакт только с начальником. Мы работали в тандеме с Алексом Буканом, главой отдела транспортного дизайна BMW Motorrad. Я, грубо говоря, выходил в мир через него. Я делал, креативил это все, А Алекс это умел продвинуть.

Максискутер BMW С400 GT (0,35 л., 34 л.с.) по требованию клерков отдела маркетинга пришлось сделать «как у всех», без функциональных изысков — но с по-европейски стильным и лаконичным экстерьером, чего не скажешь о японских и тайваньских конкурентах.

— Начав там с мотоциклов, ты ушел в скутеры, потом в электротранспорт…

— Линейка ДВС-скутеров С400 целиком моя. Я влез с ногами в этот проект, потому что там оставался человек, который вообще не хотел этим заниматься. Пришлось пролезть туда и сказать: «Давайте, эта тема мне нравится». Я пришел из Engines Engineering (итальянского независимого дизайн-центра), прямо горел скутерами, именно скутерами.

Из последних — да, электро, уже серийный максискутер СЕ 04, концепт СЕ 02 готовится к серии. Самое важное, что у меня было в BMW, — удалось заложить линейку электрического транспорта, Urban Mobility. Название у нее Link, по концепту CE 04 Link, который был показан в 2016-м, по-моему, году.

— Хорошо помню: июль 2017 года.

— Вот тот концепт положил начало целому семейству. Там будет СЕ 04 и СЕ 02 — это маленький такой мотоцикл. И возможно, будет электровелосипед, Vision Bike. Они должны были быть собраны по другому принципу, не вокруг рамы, как сейчас вся мототехника.

Еще в концепте Link была идея несущего кузова на скутере. С несущими панелями и подрамниками. Форма, несущая функцию. То есть максимально отказаться от декоративных панелей. И в СE 04 был тот же самый принцип. Там был поддон, в него запихнуты батареи, вынесенная наружу силовая конструкция и сзади электродвигатель, корпус которого — это и корпус редуктора, и место, куда вставляются «мозги».

В Италии я больше был стилистом. А на BMW всегда открыты именно для обсуждения конструкции. СЕ 04 был встречен в штыки инженерами. Все сказали: «Нет, это не поедет. Это длинно. Длинно и низко». Пришлось купить Suzuki Gemma с подобной геометрией.

— А я, наоборот, тогда счел геометрию и пропорции банальными — немало поездив на Gemma за шесть лет до этого…

— Они купили Gemma. Просто проверить, потому что колесная база там…

— Там 1600 с чем-то база. В Японии была такая уличная мода во второй половине нулевых — брать максискутер, занижать и на 300–600 миллиметров растягивать. Так что это уже сдувшийся тренд к тому времени был.

— А в Европе, для немецких инженеров, это был нонсенс. Были дикие скандалы. «Покажите короткую версию. Сделайте, сократите его». Потому что никто не верил. Но потом покатались на Gemma, сделали прототипы. И паника стала сходить на нет, в итоге уже на треках, конечно, отточили кинематику. Плюс у него же очень низкий центр тяжести, из-за батареи в полу. То есть грамотно, хорошо сделана развесовка, а длинная база в городе вообще никакой для него роли не играет. Я по собственному опыту знаю, у меня был Harley Dyna.

— То есть немцам было непонятно, как это может ездить, и они восприняли в штыки просто потому, что сам форм-фактор был для них еще не знаком?

— Абсолютно. Их загоняли палкой. То есть реально конструкторские отделы загоняли палкой туда.

— А кто загонял?

— Высшее руководство, энтузиазм самого Штефана Шаллера, на тот момент президента BMW Motorrad. Все держалось на доверии к нашему отделу как к таковому у начальников проекта. Например, проект С400 завис на долгие шесть лет, при том что ни нового двигателя, ни концептуально иного шасси не надо было делать.

Завис, потому что ушел Дейв Робб, шеф-дизайнер BMW Motorrad с 1993 по 2012 год, и возникло окно, в котором его замещали разные люди. На тот момент Ола Штенегард, автор S1000rr, самый яростный мотоциклетный дизайнер на свете, даже зимой не слезающий с мотоцикла, но абсолютно далекий от скутеров. В итоге маркетологи начали свою игру: «А давайте мы повернем так, а давайте мы повернем этак». Сделали немыслимое количество итераций, пока не пришли к согласованию, какими должны быть эти скутеры. И не пришли бы еще долго, если бы опять сам Штефан Шаллер не повлиял на решение маркетологов, лично выбрав эскизы, которые пошли в серию.

Вообще, конечно, концепции были задуманы гораздо более отвязными. Мне хотелось сделать именно Urban Mobility скутер, под городские джунгли. Чтобы у него были дуги, потертый пластик, плоские панели, на которые можно лепить стикеры. Выделенные слайдеры резиновые, решеточки на фарах. Еще были идеи, чтобы крепить груз, спереди багажник был.

— А в результате скопировали Yamaha Xmax, в том числе эргономику. Я, например, просто не помещаюсь в С400, при том что ниже тебя ростом.

— Никто не хотел брать ответственность. И в итоге проект вылился в долгие шесть лет, он получился вымученным, но я их все равно очень люблю, эти скутеры. Но они вымученные, они не такие чистые просто из-за того, что никто долго не мог взять ответственность.

С электричкой получилось по-другому. Опять сменилось руководство, Алекс Букан стал замом нового шеф-дизайнера, и проект так или иначе пошел.

— То есть маркетологи в Motorrad — бюрократы, которые боятся брать ответственность?

— Они везде, в любом обществе будут такими, одинаковые совершенно, конечно. Самая большая проблема — кто будет подписываться под этим, кто будет за все это отвечать. И люди начинают: «Да вот, я не уверен». Особенно это было наглядно с бензиновыми скутерами, потому что не было начальника в этот момент. Не было того, кто будет отвечать за это.

— А Urban Mobility как контролируют? Сейчас есть кому отвечать?

— Конечно, ведь сейчас есть, в отличие от ситуации с 400- кубовыми дэвээсными скутерами, шеф-дизайнер. Плюс Алекс лично очень неровно дышит именно к этой теме, так что у направления точно есть свой «папа».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Станкостроению нужен план Станкостроению нужен план

Станкостроение может выпускать станки, в том числе самые сложные и высокоточные

Эксперт
«Задавайте открытые вопросы»: 4 навыка откровенного разговора — советы для супругов «Задавайте открытые вопросы»: 4 навыка откровенного разговора — советы для супругов

Как вести открытый, осмысленный и доброжелательный диалог в паре?

Psychologies
«Шелковая нить» для Персидского залива «Шелковая нить» для Персидского залива

Что сулит Ближнему Востоку ирано-саудовское примирение и при чем тут Китай

Эксперт
«Один — за троих»: что умеет GPT-4 и как он изменит работу людей «Один — за троих»: что умеет GPT-4 и как он изменит работу людей

Как GPT-4 изменит рынок труда

Inc.
Ядерный круговорот во благо природы Ядерный круговорот во благо природы

Российская атомная отрасль прошла очередной этап пути замкнутому циклу

Эксперт
Музыка, грим, спецэффекты: за какие фильмы женщины впервые получали «Оскар» Музыка, грим, спецэффекты: за какие фильмы женщины впервые получали «Оскар»

Женщины, которые шаг за шагом отвоевывали свое место в киноиндустрии

Forbes
Тиндер для бизнеса Тиндер для бизнеса

Компании могут быстро находить аналог импорту и заключать сделки

Эксперт
7 простых шагов для борьбы со стрессом и усталостью после зимы 7 простых шагов для борьбы со стрессом и усталостью после зимы

Усталость сигнализирует, что пора что-то поменять в своей жизни

Правила жизни
Американский флот слабеет. Китай получает исторический шанс Американский флот слабеет. Китай получает исторический шанс

Сравнительный анализ военно-морских сил США и Китая

Эксперт
Российская селекция застряла в прошлом Российская селекция застряла в прошлом

Российские селекционные компании готовы за несколько лет заместить импорт семян

Эксперт
«Мама — это где-то рядом с Москвой». В поисках точки абсолютного покоя «Мама — это где-то рядом с Москвой». В поисках точки абсолютного покоя

Помогут ли санкции вернуть промышленность на отдаленные северные территории

Эксперт
Кто придумал водку? Нет, не Менделеев! Какие еще варианты? Кто придумал водку? Нет, не Менделеев! Какие еще варианты?

Легенда об открытии водки Менделеевым весьма далека от реальной ситуации

TechInsider
За какой незарегистрированный тюнинг накажет ГИБДД. Об этом нужно знать За какой незарегистрированный тюнинг накажет ГИБДД. Об этом нужно знать

Список изменений в автомобилях, которые обязательно нужно регистрировать в ГИБДД

РБК
Как Египет заработал на раскопки Как Египет заработал на раскопки

Гробница KV 62 остается единственным не разграбленным погребением в Долине Царей

Наука
Лидия Метельская Лидия Метельская

Лидия Метельская строит параллельный мир Meowshka из белоснежных котиков

Собака.ru
Что нужно знать о Йозефе Биндере – пионере дизайна современных плакатов Что нужно знать о Йозефе Биндере – пионере дизайна современных плакатов

Рассказываем и показываем главное о дизайнере Йозефе Биндере

Правила жизни
Кодекс ухода за лицом для женщин 50+: запомни эти 8 простых правил Кодекс ухода за лицом для женщин 50+: запомни эти 8 простых правил

Простая формула ухода за зрелой кожей, которая поможет повернуть время вспять

VOICE
Таиланд. Превращение в Эдем Таиланд. Превращение в Эдем

Как в Таиланде обстоит дело с яхтингом, мы решили узнать поподробнее

Y Magazine
От Роберта Сапольски до Эрика Берна: семь книг о работе мозга и памяти От Роберта Сапольски до Эрика Берна: семь книг о работе мозга и памяти

Книги, которые помогут разобраться в работе мозга

Forbes
Археологи нашли доказательство того, что люди начали использовать сталь гораздо раньше, чем мы думали Археологи нашли доказательство того, что люди начали использовать сталь гораздо раньше, чем мы думали

Закаленная сталь использовалась ремесленниками раньше, чем считали ученые

TechInsider
Плутон. В долине гранатовых «льдов» Плутон. В долине гранатовых «льдов»

Что могли бы увидеть земляне, оказавшись посреди гладких льдов Плутона?

Наука и жизнь
Музыкальная пауза: история создания хита Игоря Скляра «Комарово», который обрел вторую жизнь благодаря ремиксу в игре Atomic Heart Музыкальная пауза: история создания хита Игоря Скляра «Комарово», который обрел вторую жизнь благодаря ремиксу в игре Atomic Heart

Как создавалась песня «Комарово» Игоря Скляра

Правила жизни
Ретропричинность: как квантовый мир может изменять привычные нам законы физики Ретропричинность: как квантовый мир может изменять привычные нам законы физики

Физики предложили смелую теорию ретропричинности

TechInsider
Трагические судьбы известных супермоделей Трагические судьбы известных супермоделей

Пока все восхищались и завидовали этим моделям, они переживали настоящие драмы

VOICE
Самые смешные цитаты о сексе из сериалов и фильмов Самые смешные цитаты о сексе из сериалов и фильмов

Цитаты из фильмов, кв которых шутили про секс!

Maxim
Как Хелен Миррен снималась в сериале «Главный подозреваемый» Как Хелен Миррен снималась в сериале «Главный подозреваемый»

Отрывок из книги Лилии Шитенбург «Хелен Миррен: Не называйте меня “мэм”»

СНОБ
Персона Персона

О кризис-менеджменте, конкурентной борьбе и западных бизнес-стратегиях

Robb Report
Как решиться на серьезные отношения: 3 полезных совета — семейный психолог предлагает рискнуть Как решиться на серьезные отношения: 3 полезных совета — семейный психолог предлагает рискнуть

Как преодолеть травматический опыт и снова отважиться на серьезные отношения?

Psychologies
Неожиданный лайфхак из прошлого: что делать, когда хочется в баню, а под боком только русская печь? Неожиданный лайфхак из прошлого: что делать, когда хочется в баню, а под боком только русская печь?

Как мылись в русской печи?

TechInsider
Мозг со временем признал в трансплантированном лице свое Мозг со временем признал в трансплантированном лице свое

Через сколько человек начнет узнавать свое лицо после серьезной травмы?

N+1
Открыть в приложении