Музыка, грим, спецэффекты: за какие фильмы женщины впервые получали «Оскар»
Мишель Йео, получившая в 2023 году «Оскар» за лучшую женскую роль, стала первой актрисой азиатского происхождения, выигравшей в этой номинации. Джейн Кэмпион в 2022-м — только третьей женщиной, награжденной как лучший режиссер. А среди оскароносных операторов женщин нет вообще. В этой подборке — сценаристки, дизайнеры, художницы по костюмам и продюсеры, которые шаг за шагом отвоевывали свое место в киноиндустрии и получали заслуженные статуэтки
1931: Фрэнсис Марион, «Чемпион»
Лучший оригинальный сценарий.
За свою карьеру Фрэнсис Марион написала более 325 сценариев и стала первой сценаристкой, получившей две премии «Оскар». Она начинала карьеру как модель, была иллюстратором, во время Первой мировой работала военной корреспонденткой, а в 1920-е переехала в Голливуд. Как сценаристка Марион сотрудничала с режиссером Лоис Вебер и актрисой немого кино Мэри Пикфорд. В 1930 году она получила «Оскар» за сценарий к фильму «Казенный дом» — он был написан по рассказу, но отдельной номинации для адаптированных сценариев тогда не было. В 1931-м Марион снова победила с «Чемпионом» — драмой о бывшем боксере, который, несмотря на алкоголизм и игроманию, пытается заботиться о своем восьмилетнем сыне и вернуться на ринг.
1933: Сара Йейзер Мейсон, «Маленькие женщины»
Лучший адаптированный сценарий.
Эту награду Сара Мейсон разделила со своим мужем Виктором Хирманом, с котором они вместе работали над несколькими сценариями. Мейсон известна тем, что фактически придумала профессию скрипт-супервайзера — это ассистент режиссера по работе со сценарием, который следит, чтобы история в процессе съемок не «развалилась», а в финальной версии фильма не возникли сюжетные «дыры».
1940: Энн Боченс, «Северо-западная конная полиция»
Лучший монтаж.
В своей автобиографии 1959 года режиссер Сесил Б. Демилль писал: «В каждом контракте на создание картины, который я подписываю, есть важный пункт о том, что монтажером будет Энн Боченс. Это не сантименты или, по крайней мере, не только сантименты. Она по-прежнему лучший монтажер, которого я знаю». Сама Боченс описывала свою работу так: «Это очень похоже на головоломку. Только в головоломке у вас уже есть кусочки разной формы, и вы пытаетесь соединить их вместе, чтобы собрать картину. В киномонтаже вам сначала нужно вырезать сами кусочки».
1948: Кармен Диллон, «Гамлет»
Лучшая работа художника-постановщика.
Кармен Диллон начинала как архитектор и дизайнер, но в 1930-е пришла на работу в художественный отдел студии Fox в Англии. В 1948 году она получила «Оскар» за работу над фильмом Лоуренса Оливье «Гамлет», разделив ее с постановщиком Роджером Фурсом. Оливье хотел, чтобы фильм был похож на гравюру, и Диллон с Фурсом создали минималистичные декорации, в которых все внимание зрителя было бы направлено на актеров. А в эпизоде с самоубийством Офелии Диллон пришлось соорудить подводную тележку для актрисы Джин Симмонс и придумать, как спрятать камеру в камышах.