Перцы и ягоды слишком легкие
Производители плодоовощной продукции и ретейлеры ищут решения по замене импортных овощей и расширения ассортимента тепличных продуктов. Однако рентабельность производства «новинок» сильно меньше, чем у огурцов и помидоров
Тепличные импортные овощи и фрукты сокращают свое присутствие на российском рынке: из-за логистических проблем поставщики стали их меньше привозить. И если благодаря бурному развитию тепличного хозяйства за последние десять лет шампиньонами, помидорами и огурцами мы себя обеспечиваем, то баклажаны, сладкие перцы, ягоды и другая продукция все это время приходила к нам из-за рубежа (за исключением внутреннего сезонного производства).
На профессиональном форуме «Тепличная отрасль-2022», состоявшемся на прошлой неделе, российские производители живо обсуждали неожиданно открывшиеся рыночные перспективы: выбывающую с рынка продукцию нужно чем-то замещать. Перед производителями стоит такая же задача, как и несколько лет назад при запуске производств помидоров и огурцов. Тогда господдержка строительства теплиц помогла запустить развитие отрасли и почти полностью заместить на рынке социально значимые импортные овощи. И сегодня, судя по итогам форума, осваивать новые ниши компании готовы только с помощью государства.
Начали хорошо
Тепличная отрасль существенно продвинулась за последние девять лет. Самообеспеченность рынка России по овощам достигла 72%. Оказалось, что российские овощи вкуснее импортных, выгоднее по цене для ретейлера и покупателя. Однако не сразу овощи стали дешевыми и доступными: сначала потребовалась помощь государства тепличникам, а ретейлеры работали в убыток, ради трафика покупателей в магазинах. «Сейчас почти не берут когда-то популярные розовые томаты из Узбекистана, — признался на форуме руководитель направления “Овощи-грибы” “Пятерочки” Александр Тамбовцев. — Они стали невкусными для потребителя, видимо, производитель стал работать на количество, а не на качество. Покупатели переключились