Реорганизация городских транспортных систем требует значительных инвестиций

ЭкспертБизнес

Дешевле не будет

Реорганизация и модернизация городских транспортных систем позволяет сделать общественные перевозки более удобными для пассажиров, но требует значительных инвестиций

Николай Ульянов

Фото: Олег Сердечников

По данным консалтинговой компании Strategy Partners, которые она приводит в своем исследовании, в 2021 году в России не закрылась ни одна из трамвайных или троллейбусных городских систем, что позволяет говорить об улучшении ситуации на этом рынке. Вместе с тем парк этих транспортных средств в стране характеризуется высокой степенью изношенности: подвижной состав возрастом свыше 25 лет по трамваю составляет 59%, по троллейбусу — 22%.

По итогам прошлого года в города России было поставлено 250 трамваев и 358 троллейбусов, что соответственно на 17 и 12% больше, чем в прошлом году. Это позволило производителям электрического общественного транспорта, например одному из доминирующих на рынке — компании «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) — строить довольно-таки оптимистичные планы на будущее (см. «Как приблизить победу электротяги», «Эксперт», № 8 за 2022 год).

Сейчас же Первая компания транспортной инфраструктуры (ПКТИ, аффилирована с ПК ТС) прогнозирует, что в этом году продажи трамваев и троллейбусов в России сократятся вдвое — до 125 и 180 штук соответственно.

Тем не менее ряд проектов по модернизации систем общественного транспорта в российских городах продолжает реализовываться. Один из игроков этого рынка — компания «Мовиста Регионы». Генеральный директор этой компании Александр Советников рассказал «Эксперту» о том, какой эффект получают города за счет обновления подвижного состава и перестройки самой транспортной системы и почему регионы предпочитают здесь использовать концессионные соглашения.

— «Мовиста» — это что? Что это слово значит?

— Это специально придуманное слово. Его специально собирали, там есть move, то есть движение, есть vita — жизнь, правда, еще «эс» добавилась… Нам нужно было придумать новое слово, чтобы оно стало нашим брендом и чтобы перекликалось с тем, что мы делаем.

Сегодня «Мовиста Регионы» — материнская компания для проектов по оперированию общественным транспортом. Под любой такой проект для каждого региона создается отдельная специализированная компания. Это стандартная практика.

— В каких отношениях компания с Трансмашхолдингом?

— «Мовиста Регионы» — партнер ТМХ в реализации проектов по созданию, реконструкции и дальнейшей эксплуатации систем городского и пригородного общественного транспорта.

— Первый проект по оперированию транспортом у вас был в Твери?

— Да. Я до этого работал в Центральной пригородной пассажирской компании, это и сейчас наш партнер, там как раз были проекты в сфере организации перевозок. А затем была создана компания для реализации проектов по перевозке и оперированию в регионах. Меня туда пригласили, и часть команды туда тоже пришла из ЦППК.

— Тверской проект что собой представляет?

— Он делился на несколько частей. Первая — это анализ маршрутной сети, чтобы сделать ее оптимальной, удобной для пересадки, убрать дублирование, когда у нас по одной улице едет десять автобусов, а по соседней, где не так «вкусно» для некоторых частных перевозчиков, ездит один, и тот очень редко. Это первый шаг везде, где проходит реформа любого общественного транспорта. Он нужен, чтобы определиться, где и какой вид транспорта необходим, с какой частотой он должен ходить, какой вид автобусов нужно использовать, и чтобы найти баланс между расходами региона, доходами, которые он собирает, и удобством пользователя.

Вторая часть — это приобретение новых автобусов, набор водителей, их обучение. Хочу отметить, что реализация такого масштабного проекта стала возможной благодаря сильной воле и вовлеченности руководства региона. На запуск проекта были установлены крайне сжатые сроки — от принятия решения до поездки первого автобуса прошло всего девять месяцев. При этом каждый этап реформы был на личном контроле у руководства области.

— Автобусы покупал город?

— Нет, наша компания. Взяли в лизинг.

А дальше параллельно два этапа — перевозка и цифровая платформа. Зачем она понадобилась? Кажется, обновили пассажирский транспорт, он ездит… Что еще нужно? Но если не будет собираемости, выручки, регион не сможет закупать эту транспортную услугу. Поэтому нужна платформа, которая выявляет безбилетников, которая дает удобные способы оплаты для пассажира, чтобы он не задумывался, мог заплатить хоть телефоном, хоть банковской картой, транспортной картой — чем угодно.

У нас действует онлайн-оплата. Мы называем ее «умная оплата». Вы заходите в автобус, садитесь, не бежите к валидатору, а открываете приложение, оно видит, что вы в этом автобусе, вы подтверждаете и оплачиваете проезд одной кнопкой в приложении. Мобильное приложение считаем очень удачным: у нас более 300 тысяч скачиваний пользователями при 500 тысячах населения Твери.

— Рекламу размещаете в мобильном приложении?

— Нет, не размещаем. Пока нет. Новости региона там есть. Как дополнительный доход для региона, пусть это и небольшие деньги, может быть, будем размещать и рекламу. Но главное для этого приложения все-таки решение утилитарной задачки: построить маршрут, посмотреть расписание, оплатить проезд.

— А как можно проверить, оплатил я или нет?

— Контролер. Первое: надо понять, куда направить контролеров. Потому что можно нанять армию контролеров и она будет стоить больше, чем они выявят безбилетников. Поэтому у нас есть приложение для контролера, он видит, сколько в автобусе реально людей по датчикам пассажиропотока, которые стоят в салоне, и сколько заплатило. И система говорит ему: идешь туда, тут много безбилетников.

— Пока они придет, безбилетник уже выйдет.

— Да, наверное, возможно и такое. Но, как показывает практика, обычно мы их ловим. Например, в одном автобусе три зайца, в другом десять. Контролер один, необходимо либо второго контролера нанимать, а это уже невыгодно, либо он идет туда, где десять.

— И как много безбилетников?

— Около десяти процентов. За счет контролеров этот процент уменьшается. Задача — довести до пяти процентов. Даже с кондукторами, как вы знаете, бывают зайцы. Кто-то выходит, кто-то отказывается платить. Сто процентов не бывает.

— Если стоят турникеты, то сто процентов.

— Но тогда у вас автобус дольше стоит, значит, больше автобусов надо, больше водителей, больше затрат.

Дальше — контроль за водителем в автоматическом режиме: как он ездит. У него стоит камера, которая определяет, уснул он или нет. Даже если он отвлекается, или курит, или еще что-то, нам приходит уведомление.

— Машинное зрение?

— Да, конечно. И второе: мы смотрим еще по манере вождения. В автобусе датчик ГЛОНАСС стоит, система смотрит, как он ездит, разогнался-затормозил, какая скорость, не дай бог превысил. Очень важно медленное ускорение и торможение, соблюдение ПДД. Это все машина анализирует. Дальше по нему распечатка. И у нас в четыре раза снизилось количество ДТП.

Дополнительно — система для самого предприятия: разнарядка рейсов, диспетчеризация — единая удобная платформа. Данные у нас получаются единые, регион с ними работает, все видит. В ней же работает сам перевозчик, видит, что у него происходит на предприятии. И он не спорит с регионом, когда ему не засчитывают рейс, потому что данные одни и те же! Не то что «я вот тут ездил, посмотрите бумаги и заплатите. Нет, все автоматически!

— Как у вас с окупаемостью этого проекта?

— Окупаемость у таких проектов длинная, потому что рентабельность, когда все правильно посчитано для региона, низкая. Срок контракта у нас семь лет. Он обусловлен сроком службы автобуса, который составляет семь лет. А окупаемость начинается с шестого-седьмого года, когда идет возврат инвестиций, идет заработок. И у нас еще заемные средства, мы их возвращаем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ВИАМ добавит материалам интеллекта ВИАМ добавит материалам интеллекта

Какие новые материалы для авиации разрабатываются в России

Эксперт
Как Грант Петти стал миллиардером благодаря производству кинооборудования Как Грант Петти стал миллиардером благодаря производству кинооборудования

Как презрение к аутсорсингу и армия ютуберов могут привести бизнес к процветанию

Forbes
Новые трассы — новые сметы Новые трассы — новые сметы

Дорожные строители предъявили производителям спрос на нишевую спецтехнику

Эксперт
Самые жесткие схватки роботов: курс на уничтожение Самые жесткие схватки роботов: курс на уничтожение

Железные бойцы режут, пилят, бьют током и пышут огнем на арене

Популярная механика
О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки

Почему сделка по Украине в формате «Минска-3» реальна впервые за семь лет

Эксперт
Норвежские археологи нашли вытаявшие из ледника 362 «палки-пугалки» и железный нож Норвежские археологи нашли вытаявшие из ледника 362 «палки-пугалки» и железный нож

Археологические артефакты относятся к V–VI векам нашей эры

N+1
Участники и сопричастные Участники и сопричастные

Главные действующие лица достигнутых в 1938 году в Мюнхене соглашений

Дилетант
Редкие травы: как Ту Юю получила Нобелевскую премию за традиционную медицину Редкие травы: как Ту Юю получила Нобелевскую премию за традиционную медицину

Китайской химику-фармацевту Ту Юю 91 год. В 80 лет она получила премию Ласкера

Forbes
Провал Дятлова Провал Дятлова

Рецензия Андрея Архангельского на сериал «Перевал Дятлова»

Огонёк
Как посевной инвестор Анна Фан создала лучшее в мире портфолио из стартапов Как посевной инвестор Анна Фан создала лучшее в мире портфолио из стартапов

Анна Фан умеет разглядеть потенциал стартапа в самом начале его пути

Forbes
На какие дистанции стреляют профессиональные снайперы: счет на километры На какие дистанции стреляют профессиональные снайперы: счет на километры

Как стреляют из сверхдальних винтовок

TechInsider
Травма свидетеля: что делать, если мы наблюдали насилие в детстве Травма свидетеля: что делать, если мы наблюдали насилие в детстве

Чем отличается травма свидетеля от травмы жертвы?

Psychologies
Нефть, ретейл, перевозки: на чем зарабатывают богатейшие self-made женщины в мире Нефть, ретейл, перевозки: на чем зарабатывают богатейшие self-made женщины в мире

На чем разбогатели self-made женщины

Forbes
Терапевтическая игра: как наладить связь с ребенком Терапевтическая игра: как наладить связь с ребенком

Как родителям понять, что творится во внутреннем мире их ребенка?

Psychologies
«Гений места». Краткий гид по российским автохтонным винам «Гений места». Краткий гид по российским автохтонным винам

В чем уникальность атохтонных вин?

СНОБ
Упражнения для спины, которые помогут снять усталость после целого дня в офисе Упражнения для спины, которые помогут снять усталость после целого дня в офисе

Всё, что вам понадобится — стул с прямой спинкой, бутылка с водой и 15 минут

Популярная механика
10 полезных продуктов на завтрак: как начать день правильно 10 полезных продуктов на завтрак: как начать день правильно

Не только овсянка и яичница — есть идеи для завтрака и повеселее

Популярная механика
Как перестать сравнивать себя с другими: 5 несложных шагов Как перестать сравнивать себя с другими: 5 несложных шагов

Лучше я или хуже? Достиг ли я того, чего достигли другие?

Psychologies
Почему Юнг в моде в сложные времена, в том числе в наши дни Почему Юнг в моде в сложные времена, в том числе в наши дни

Почему идеи Густава Юнга сегодня в моде?

Psychologies
Малоизвестные факты и самые заливистые байки про Гагарина Малоизвестные факты и самые заливистые байки про Гагарина

Вспоминаем факты о Юрии Гагарине, неизвестные даже ему самому

Maxim
Одержимость памятью: как воспоминания помогают нам отпускать прошлое Одержимость памятью: как воспоминания помогают нам отпускать прошлое

Почему возвращение к прошлому опыту и работа с горем могут быть полезны

Psychologies
Белохвостый орлан впервые усыновил птенцов и шокировал своим поведением даже орнитологов Белохвостый орлан впервые усыновил птенцов и шокировал своим поведением даже орнитологов

В гнезде орланов из Латвии развернулась настоящая драма

Популярная механика
Спят на коровах и не расстаются с автоматами: как живет племя мундари в Южном Судане Спят на коровах и не расстаются с автоматами: как живет племя мундари в Южном Судане

Попасть к этому племени очень сложно, зато можно посмотреть наши фото!

Вокруг света
Внутри золотой амулетницы из крымского могильника оказалась сера Внутри золотой амулетницы из крымского могильника оказалась сера

Российские археологи представили результаты исследования могильника Фронтовое-3

N+1
Как полюбить спорт и перестать насильно заставлять себя заниматься: научный подход Как полюбить спорт и перестать насильно заставлять себя заниматься: научный подход

Может ли обычный человек получать удовольствие от физических нагрузок?

Популярная механика
Черная дырка от бублика Черная дырка от бублика

«Все везде и сразу»: налоговый вычет в условиях мультивселенной

Weekend
Алена Хмельницкая: «У меня нет стопроцентного амплуа положительной героини» Алена Хмельницкая: «У меня нет стопроцентного амплуа положительной героини»

Мои дамочки достаточно сложные и стервозные, и я их люблю

Караван историй
Кооперация по-сибирски Кооперация по-сибирски

Проект «Калина-малина» объединил около двухсот мелких фермеров Сибири

Эксперт
Что такое синдром «компьютерной шеи» и чем он опасен: проверьте, есть ли он у вас Что такое синдром «компьютерной шеи» и чем он опасен: проверьте, есть ли он у вас

Чем может быть опасен синдром «компьютерной шеи» и что с этим делать

Популярная механика
9 важных признаков преддиабета: скрытые симптомы 9 важных признаков преддиабета: скрытые симптомы

На что обратить внимание, чтобы успеть обернуть преддиабет вспять

Популярная механика
Открыть в приложении