Народ взялся за Конституцию
600 идей для Конституции. Что предлагает народ — понятно. Что задумала власть — не очень
Законопроект о поправках в Конституцию более чем за месяц обсуждения стал еще менее понятным, чем на старте. И это предсказуемо: шквал инициатив и предложений, заметная дискуссия в СМИ и в экспертной среде, например о месте Бога в жизни русских или о месте самих русских в жизни россиян.
Скептики по-прежнему не понимают смысла конституционного диалога и реальную заинтересованность в нем сограждан. А все ведущие социологические службы показывают удивительно большие цифры поддержки правок, от 70 до 90% опрошенных. Речь, впрочем, идет прежде всего об изменениях статей социального характера. «Политические» новеллы остаются непонятыми. Как, впрочем, и на уровне депутатов, юристов, экспертов.
Зато стало ясно, как и почему граждане будут голосовать. Во-первых, итог волеизъявления, которое будет проходить по принципу «за/против», окончательно решит судьбу конституционного законопроекта. Во-вторых, его планируют провести в будний день, который сделают выходным (возможные даты — 22 или 29 апреля). В-третьих, специально регламентировать агитацию перед голосованием власти не будут — обсуждать реформу можно будет в любых жанрах и на любых площадках. В-четвертых, сформулирована ценностная база голосования: уважение к мнению народа, сопричастность историческому событию, социальная справедливость, сохранение территориальной целостности и закрепление наследия Владимира Путина. В сам день добавить активности плебисциту должна праздничная атмосфера: концерты, буфеты, шарики, пляски. Нечувствительным дадут возможность проголосовать онлайн.
Интересно, что регионы до сих пор не получили указаний по работе с общественным мнением. И это молчание удивляет, ведь, по слухам, заветные цифры голосования должны составить 70% поддержки проекта при 50-процентной (как минимум) явке. На местах некоторые чиновники уже принялись готовиться к апрельскому вызову на свой страх и риск. Но дело в другом: получается, что ответственные лица столь уверены в положительном результате? Ведь риски огромны: провал голосования будет означать дискредитацию публичной власти на уровне фундамента — общественного договора.
Лишь бы дали сказать
Масштаб общественной дискуссии, как и количество самых разнообразных предложений, поступивших от членов рабочей группы, депутатов Думы и региональных заксобраний, обычных граждан, действительно оказался колоссальным. На середину февраля отчитывались уже более чем о шестистах предложениях. Во время встречи 13 февраля с рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Владимир Путин даже предложил продлить срок обсуждения поправок ввиду нескончаемого потока все новых и новых идей.
До этого изменение в главы Конституции вносили четыре раза: дважды в 2008 году и дважды в 2014-м. И всякий раз проходило это без особого ажиотажа: никаких процессуальных новелл, никакого голосования. Тишь да гладь. Сейчас же все наоборот.
Чего только не вывела на свет пробудившаяся народная креативность. Сенатор Андрей Клишас предложил внести в Основной закон страны ценность традиционной семьи. Депутат Госдумы Константин Затулин — изменить редакцию начала преамбулы, добавив в нее слово «русские». Российские ученые — отразить в Конституции значимость «науки и технологии в современном развитии страны», музейное сообщество — культуру как «уникальное наследие многонационального народа». Патриарх Кирилл — Бога. Были и те, кто захотел конституционно закрепить значимость нацпроектов — так, чтобы мы навечно были связаны с ними. Еще — статус казачества. Еще — статус России как страны — победительницы во Второй мировой войне. Всего тут, конечно, не уместить.
И за всем этим валом инициатив, порой противоречащих друг другу, проступала какая-то удивительная по своей болезненности жажда. Как будто все наболевшее, но спрятанное до времени в рутине повседневной жизни вдруг выплеснулось наружу и обрушилось на Конституцию, превратив ее из формального документа в сакрализованный текст — едва ли не Новейший Завет для постсоветской России. Если говорить об общественных запросах, то, по-видимому, главный из них — запрос на возращение к реальному диалогу в политике.
При этом, согласно опросам «Левадацентра», 92% россиян считают самыми важными из президентских поправок в Конституцию гарантии регулярной индексации пенсий, пособий и иных социальных выплат. ВЦИОМ фиксирует примерно такой же результат — 91%. Дальше по нисходящей идут гарантированный МРОТ не ниже прожиточного минимума (83%) и запрет иностранного гражданства для чиновников (80%).
Были среди опрошенных и те, кто отмечал, что поддерживает демографические меры, предложенные президентом в послании Федеральному собранию, которые никакого отношения к конституционной реформе не имели.
А вот фундаментальные вопросы госуправления остались на периферии общественного интереса. Мы до сих пор не представляем окончательной схемы механизма власти после принятия поправок. Впрочем, отдельные новации Госдума уже готовится принимать. И эта фрагментированность подхода и вызывает главные опасения: какой в итоге окажется наша система власти после принятия поправок?
Как вы относитесь к внесению следующих возможных изменений в Конституцию: положительно, отрицательно или безразлично? (% всех опрошенных)
Обязательная регулярная индексация пенсий
Скорее положительно: 91
Скорее отрицательно: 1
Скорее безразлично: 5
Затрудняюсь ответить: 3
Обязательная индексация пособий и иных социальных выплат
Скорее положительно: 91
Скорее отрицательно: 1
Скорее безразлично: 5
Затрудняюсь ответить: 3
МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума
Скорее положительно: 90
Скорее отрицательно: 5
Скорее безразлично: 3
Затрудняюсь ответить: 2
Ужесточение требований к кандидатуре президента РФ
Скорее положительно: 87
Скорее отрицательно: 5
Скорее безразлично: 6
Затрудняюсь ответить: 2
Наделение Конституционного суда функцией проверки законопроектов по запросу президента
Скорее положительно: 81
Скорее отрицательно: 4
Скорее безразлично: 9
Затрудняюсь ответить: 6
Запрет на иностранное гражданство или вид на жительство в другом государстве для депутатов и чиновников
Скорее положительно: 68
Скорее отрицательно: 14
Скорее безразлично: 13
Затрудняюсь ответить: 5
Назначение глав силовиков и прокуроров регионов лично президентом после консультаций с Совфедом
Скорее положительно: 66
Скорее отрицательно: 12
Скорее безразлично: 16
Затрудняюсь ответить: 6
Убрать слово «подряд» из положения о количестве сроков для президента
Скорее положительно: 66
Скорее отрицательно: 15
Скорее безразлично: 12
Затрудняюсь ответить: 7
Приоритет российской Конституции над международными договорами
Скорее положительно: 63
Скорее отрицательно: 14
Скорее безразлично: 10
Затрудняюсь ответить: 13
Совет Федерации сможет увольнять судей Конституционного, Верховного, кассационных и апелляционных судов
Скорее положительно: 62
Скорее отрицательно: 10
Скорее безразлично: 18
Затрудняюсь ответить: 10
Государственная дума получит право утверждать председателя правительства, его заместителей, министров
Скорее положительно: 61
Скорее отрицательно: 10
Скорее безразлично: 20
Затрудняюсь ответить: 9
Источник: ВЦИОМ (03.02.2020), 1600 респондентов
Политические инициативы
Новый пакет политических конституционных правок в первую очередь касался президентской власти. Напомним, в рамках готовящихся изменений Конституции глава государства значительно усиливает свой контроль над судебной властью, а через Конституционный суд — и над всем законотворчеством в стране. Президент будет назначать весь силовой блок после «консультаций» с верхней палатой парламента, а также всех региональных прокуроров, но уже без предварительного одобрения кандидатур законодательным органом субъекта РФ. Роль премьер-министра становится более технократической, и он сам становится лично подотчетен президенту.
К этому списку добавилось предложение наделить президента конституционным правом осуществлять общее руководство кабинетом министров. С одной стороны, это закрепление практики, сложившейся после 2012 года. С тех пор Владимир Путин несколько раз в месяц проводит расширенные заседания с министрами и вице-премьерами. Видимо, не избежит этой участи и правительство Михаила Мишустина. Критики этой поправки утверждают, что она нарушает принцип неподконтрольности ветвей власти, и призывают вмешаться Конституционный суд. В целом президентская власть становится куда более сильной и могущественной.
На этом фоне логичным выглядит предложение завкафедрой конституционного права юридического факультета МГУ Сурена Авакьяна закрепить конституционноправовую ответственность президента в случае нарушения Основного закона и присяги.
«Дело в том, что у нашего президента очень широкие полномочия. А вскоре они могут стать еще шире, — пояснил Сурен Авакьян “Эксперту”. — Поэтому и нужно прописать меру его ответственности, а в случае нарушения — и ясную процедуру расследования и последующих санкций». Пока закон оговаривает начало расследования в случае, если президент был уличен в государственной измене или ином тяжком преступлении. «Но это очень расплывчатая формулировка, касающаяся при этом, на мой взгляд, чрезвычайно экзотических случаев, — замечает эксперт. — Необходимо существенное уточнение тех нарушений, которые президент может совершить в процессе обычной повседневной государственной деятельности».
Кроме того, Сурен Авакьян предложил конституционно закрепить понятие и полномочия администрации президента, которая, будучи государственным органом (а значит, и частью публичной власти), до сих пор функционировала без законодательного регулирования, подспудно принимая все самые важные решения в стране.
Заложенный в законопроекте потенциальный политический конфликт между Думой и президентом при формировании гражданского кабмина был снят элегантно. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру премьер-министра, президент будет вправе, но не обязан распустить нижнюю палату парламента и назначать новые выборы, вместе с новым премьером. То же произойдет с Думой, если она трехкратно не утвердит более трети состава правительства.
С одной стороны, ряд экспертов прочитали эту поправку как еще одно подтверждение декоративности усиления парламента: все нити контроля над правительством намертво привязаны к президенту. С другой — отмечалось, что президент в рамках такой нормы все же становится более свободным, а это благотворно как для него, так и для самого парламента.
«Эта инициатива может несколько смягчить нынешнюю жесткую конституционную формулу и выглядит реверансом в сторону парламента, хотя, конечно, тут еще все очень туманно и окончательно проявится, когда законопроект пройдет второе чтение», — замечает Ольга Кряжкова, доцент Российского государственного университета правосудия. Ведь распускать депутатов, если возникли сложности с формированием правительства, президент не обязан, и это сглаживает риски политической турбулентности, которые неизбежно сопряжены с подобной мерой.
Кроме того, можно сказать, что эта инициатива делает конструкцию взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти более сбалансированной. В нее закладываются механизмы предотвращения институционального кризиса на случай, если партия власти начнет терять места в нижней палате парламента и законодательная ветвь власти станет менее лояльной главе государства.
Для этого же случая предложили увеличить президентскую квоту в Совете Федерации: с 17 сенаторов до 30. Пока правом назначать своих сенаторов президент не пользовался. Но в перспективе вполне может нарастить представительство «своих» людей в парламенте.
Было предложено закрепить в Конституции неприкосновенность экс-президентов РФ и особый порядок ее лишения, а также предлагать бывшим президентам пожизненный пост сенаторов. Эти инициативы, очевидно, должны дополнительно «вакцинировать» государственную систему от печально известных примеров транзита власти в странах ближнего зарубежья, когда президент, оставляя кабинет, почти сразу перемещался в тюрьму или на самолет, который стрелой уносил его за переделы страны.
В целом почти все предложения рабочей группы лишь конституционно закрепляют то, что уже есть в российском законодательстве. «Эти нормы становятся более стабильными, так как переносятся на уровень Конституции», — пояснил сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников на одном из заседаний в Думе. К таковым нормам относятся гарантия парламентского контроля за деятельностью правительства и расследований или представление президентом кандидатур аудиторов в Счетную палату.
Тем не менее базовые основания новой конструкции государственной власти остались необсужденными. И если руководствоваться строго юридическим подходом, то проект поправок в имеющийся текст Основного закона пока выглядит как угроза эрозии конституционного ядра, которое содержится в защищенных главах Конституции. Речь идет о независимости судебной власти, федеративном устройстве, принципе разделения властей, местном самоуправлении. Все эти принципы, составляющие конституционное ядро, так или иначе оказываются под угрозой или, по крайней мере, вступают в противоречие с теми правками, которые предлагаются сейчас. Опасения профессионального сообщества, что в России будет совсем другая Конституция или странный симбиоз из двух разных конституций, все еще небеспочвенны.
Знаете ли Вы, каких вопросов касаются предложенных Владимиром Путиным поправки в Конституцию?
Подогреть явку
Второе чтение законопроекта в нижней палате парламента сдвигали уже несколько раз: сначала с 11 февраля на конец месяца, потом говорили о 2 марта. Сейчас сдвинули на 10 марта. Заметно, как на этом фоне резко включился в процесс обсуждения поправок президент — встречи с рабочей группой, частые комментарии о смысле реформы для прессы, готовящаяся встреча с лидерами фракций Думы.
Но теперь дело уже не в спешке (хотя ее и не стало, но обсуждение значимых вопросов все равно осталось за скобками), а в том, чтобы соблюсти меру и не переборщить.
С одной стороны, интерес к конституционной реформе необходимо подогревать, чтобы подхлестнуть явку на голосование. Вряд ли сам законопроект будет отвергнут, однако количество пришедших на плебисцит граждан должно продемонстрировать доверие (или его отсутствие) лично Владимиру Путину как автору и инициатору конституционных изменений.
С другой стороны, если власть не сможет удовлетворить ожидания от конституционных изменений, то пикирующие рейтинги времен пенсионной реформы покажутся цветочками на фоне этого фиаско. Ведь эффект от социальных изменений, заложенных в конституционные поправки, может быстро сойти на нет, если экономика страны продолжит стагнировать. А другие конституционные преобразования подхлестнут межэлитную конфронтацию и приведут к политическому кризису. Поэтому нужно вовремя положить предел конституционному творчеству, оставив все самое насущное для редакции основного закона.
Но если оставить за скобками близорукую утилитарность, то за сиюминутными управленческими задачами, которые решаются за счет обсуждения патриотизма, суверенитета и Бога, открывается возможность оформить новый, ценностно отшлифованный консервативный вектор будущей государственной политики, который может быть заложен в основу конституционной идентичности. Так или иначе, но выплеснутое народом и подхваченное сенаторами, депутатами и другими более или менее уважаемыми людьми — неподдельно, а об идеологическом вакууме, в котором Россия находится в последние годы, не писал только ленивый.
Другое дело, что почти все предложенные «народные» правки прямо или косвенно уже представлены в нынешнем тексте Конституции, а их дополнительное и столь торжественное внесение выглядит по меньшей мере тавтологией, а то и вовсе как фарс, если рассуждать строго юридически. «Одно дело выкорчевать сомнительные юридические категории из обычного закона, другое — из Конституции», — предупреждает Ольга Кряжкова. И именно поэтому сейчас важно не городить новые красивые, но декларативные инициативы, а продумать фильтр, позволяющий отсеять все второстепенное и оставить самое нужное.
В противном случае Конституция превратится в исторический памятник прописанных, но несбыточных чаяний и противоречивых институтов, сводящих с ума и без того работающих на пределе интеллектуального ухищрения госслужащих.
Если говорить об отдельных предложениях по изменению в Конституцию, то что вы поддерживаете или не поддерживаете? (% всех опрошенных)
Обязательная регулярная индексация пенсий
Поддерживаю: 92
Не поддерживаю: 5
Затрудняюсь ответить: 3
МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума
Поддерживаю: 83
Не поддерживаю: 13
Затрудняюсь ответить: 4
Приоритет российской Конституции над международными договорами
Поддерживаю: 84
Не поддерживаю: 13
Затрудняюсь ответить: 4
Запрет на иностранное гражданство или вид на жительство в другом государстве для
депутатов и чиновников
Поддерживаю: 79
Не поддерживаю: 17
Затрудняюсь ответить: 4
Убрать слово «подряд» из положения о количестве сроков для президента
Поддерживаю: 64
Не поддерживаю: 29
Затрудняюсь ответить: 7
Совет Федерации сможет увольнять судей Конституционного, Верховного, кассационных
и апелляционных судов
Поддерживаю: 76
Не поддерживаю: 19
Затрудняюсь ответить: 5
Государственная дума получит право утверждать председателя правительства, его заместителей, министров
Поддерживаю: 68
Не поддерживаю: 20
Затрудняюсь ответить: 12
Создание Госсовета
Поддерживаю: 58
Не поддерживаю: 28
Затрудняюсь ответить: 14
Фото: Антон Новодережкин/тасс
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl