Налоговая выжимает рост
Существенный рост налоговых поступлений в этом году объясняется в основном ростом цен на нефть и низким курсом рубля. Однако дальнейшее повышение налоговых сборов приведет к увеличению нагрузки на и так не растущую экономику
Федеральная налоговая служба умеет брать от бизнеса все — налоговые поступления в бюджет продолжают расти двузначными темпами который год, в то время как темпы роста ВВП не превышают 1–2%. Так, руководитель ФНС Михаил Мишустин недавно на объединенной коллегии налоговой и таможенной служб рассказал, что ФНС собрала для консолидированного бюджета РФ в январе–августе 2018 года 13,6 трлн рублей — на 2,4 трлн, или на 21,5%, больше, чем в январе–августе 2017-го. В федеральный же бюджет поступило 7,5 трлн рублей — больше на 1,7 трлн рублей, или на 28,7%
Успехи налоговой службы впечатляют. Однако возникает вопрос: откуда берутся эти деньги и какими окажутся долгосрочные последствия таких успехов? Ведь серьезных изменений в российской системе налогообложения за это время не произошло. В пресс-службе ФНС поясняют, что высокий рост поступлений во многом обеспечен НДПИ: за счет него поступило 3,76 трлн рублей, это на 1,18 трлн, или на 45,8%, больше, чем за аналогичный период 2017 года. Причина в благоприятной ценовой конъюнктуре: мировые цены на нефть за восемь месяцев 2018 года выросли в 1,4 раза (с 50,1 до 68,6 доллара за баррель). Напомним, цена нефти «зашита» в формулу НДПИ, к тому же налоги в России собирают исключительно в национальной валюте, а значит, слабый рубль автоматически еще больше влияет на налоговые сборы. Директор программы «Финансы, инвестиции, банки» Российской экономической школы Олег Шибанов поясняет, что баррель сейчас стоит исторически много — более 5000 рублей (5700 рублей на 4 октября 2018-го).
Не только нефтянка
Вместе с тем, по данным ФНС, высокие темпы роста показывают также все ключевые ненефтегазовые налоги: поступления по ним выросли в целом на 14,1% (см. таблицу). По оценке налоговой службы, общий вклад макроэкономических факторов, ВВП и инфляции, в этот прирост составляет 7,8 п. п., или 673,5 млрд рублей. На долю изменений налогового законодательства (ограничение списания убытков по налогу на прибыль организаций) приходится еще около 3,5 п. п. дополнительных поступлений, или 302 млрд рублей. Оставшиеся 2,9 п. п. вклада в динамику, или 250 млрд рублей, обеспечены за счет качественного налогового администрирования, сообщили в ФНС. Эти 250 млрд дополнительных доходов получены благодаря работе налоговых органов по обелению экономики с использованием инструментов дистанционного цифрового контроля и мониторинга налоговой среды.
Эксперты в целом соглашаются с аргументаций ФНС. «Основных причин серьезного роста поступлений налогов две, — рассказывает главный экономист “Эксперт РА” Антон Табах. — Это усиление налогового администрирования (полноценное развертывание новой системы контроля за уплатой НДС, активное применение 115-ФЗ и так далее) и рост доходов экспортеров (не только нефтяников) за счет более слабого рубля. Что касается НДФЛ, то тут некоторый плюс дали повышенные выплаты сотрудникам бюджетного сектора в первом квартале 2018 года, но их эффект сошел на нет во втором полугодии».
Стоит дополнительно отметить, что успехи ФНС распространяются и на страховые взносы, которыми налоговая занялась с 2017 года. Так, в январе–августе 2018-го поступления взносов составили 4,1 трлн рублей, что на 446 млрд рублей, или на 12,2%, больше, чем в январе–августе 2017-го. Таким образом, динамика поступлений страховых взносов на 1,1 п. п. опережает рост заработной платы, сложившийся на уровне +11,1% за январь–июль 2018 года, по данным Росстата. Если вспомнить, что страховые взносы составляют только 30% от заработной платы, то опережение в 1,1 п. п. говорит о серьезном росте поступлений.
Перешли на психологическое воздействие
В ФНС доказывают, что высокая динамика налоговых поступлений не связана с административным давлением на бизнес. Согласно данным налоговой службы, по итогам первого полугодия 2018 года количество выездных проверок снизилось на 29% и их проводят, только если другие механизмы диалога с налогоплательщиком не работают.
Главное, настаивают в ФНС, — повышение качества администрирования в связи с внедрением инструментов дистанционного цифрового контроля. Это прежде всего автоматизированная система контроля НДС (АСК НДС), которая позволяет в автоматическом режиме контролировать цепочки создания добавленной стоимости. Активную роль также играет использование контрольно-кассовой техники с онлайн-передачей информации. На сегодняшний день уже более 821 тыс. налогоплательщиков применяют 2,3 млн касс. В сутки пробивается 120 млн чеков на 70 млрд рублей. При этом средняя выручка на одну кассу увеличилась в два раза.
В то же время, рассказывает эксперт по налогам АКГ «Градиент Альфа» Ирина Парулева, налоговики все более творчески подходят к использованию сведений, полученных из этой системы. «По факту любой бизнесмен, работающий на общей системе налогообложения, расскажет вам о беседах с налоговой, в которых в ультимативной форме требуют снять вычеты по определенным контрагентам либо ждать выездной проверки, — говорит г-жа Парулева. — Надо отметить, что это во многом психологическое давление. Я сталкивалась со случаями, когда компания выдерживала давление и это не имело продолжения. Но были примеры, когда открывалась тематическая проверка и доначисляли суммы серьезнее, чем вычеты, которые просили снять. Тут вероятность тематической выездной проверки, по всей видимости, прямо пропорциональна цене вопроса».
Не стоит также забывать об опубликованных в июле прошлого года совместных рекомендациях Следственного комитета РФ и Федеральной налоговой службы «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)»: руководствуясь этим документом, налоговая собирает материал для возможных уголовно-процессуальных дел. А также о том, что теперь сотрудники правоохранительных органов начали принимать участие в налоговых проверках.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются компании, — отказ в приеме деклараций под разными предлогами. «Зачастую не приходит ни отрицательного, ни положительного протокола, а у контрагентов, соответственно, возникает разрыв, как будто вы не отразили его в своей декларации. Чтобы отсеять “технические” компании, часто декларации по НДС принимаются только через комиссии по НДС. Пришел на комиссию, показал себя “живой” компанией — хорошо, не пришел — признал себя “технической” компанией, и декларация принята не будет, — сетует Ирина Парулева. — Несмотря на то что налоговики всячески открещиваются от подобной практики, имеется много примеров обнуления деклараций. Причем, чтобы сдать уточненку вслед за обнулением, приходится буквально угадывать ее номер. Часто стали блокировать счета за неуведомление налогового органа в получении требования».
Вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин рассказывает, что ФНС стала придерживаться более формального и четкого подхода к исполнению налоговых обязательств без учета особенностей тех или иных налогоплательщиков. «Налоговая теперь в автоматическом режиме рассылает напоминания, кто и сколько недоплатил, устанавливает жесткие сроки устранения недоимок и, если оплата не прошла, блокирует все счета. Если раньше можно было затягивать сроки и пользоваться фактически налоговым кредитом, который даже предусмотрен в Налоговом кодексе РФ, то сейчас такой возможности нет. Это создает проблемы для многих компаний. Спрос падает, банковское финансирование далеко не так доступно, как хотелось бы, так что возможность закрывать кассовые разрывы за счет отсрочки уплаты налогов помогала добросовестным налогоплательщикам держаться на плаву. Сейчас она исчезла», — говорит г-н Корочкин.
Бремя растет
Сами бизнесмены отмечают: у роста налоговых поступлений при отсутствии соответствующего роста ВВП есть положительный аспект — председатель комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин считает, что этот факт говорит об успехах в легализации российского бизнеса. «Белый сегмент экономики все больше увеличивается. Это хорошая новость. Однако когда экономика не растет, а объемы изъятий растут, это ни к чему хорошему не приведет, — добавляет г-н Никитин. — Мы давно говорим, что часть дополнительных сборов нужно возвращать в экономику пониженными ставками на белый бизнес. Раньше вы собирали НДС с половины экономики, а вторая половина его не платила, а теперь НДС собирается со всей экономики. Почему мы платим по прежним ставкам? Потому, что можем потратить все, что собрали? Это неправильная логика». ФНС работает качественно и эффективно, но ФНС — это инструмент администрирования, продолжает представитель «Деловой России». Проблема в другом: в нашей налоговой политике отсутствует в явном виде понимание, что нельзя бесконечно увеличивать нагрузку на экономику, которая не растет.
В связи с этим интересно посмотреть, что будет с налоговыми поступлениями и, соответственно, с налоговой нагрузкой дальше. По мнению Олега Шибанова, с учетом того, что Минфин России сейчас занимается работой по переносу неналоговых сборов в Налоговый кодекс РФ, к концу года темпы роста налоговых поступлений могут составить порядка 20%. Антон Табах также считает, что до конца года вряд ли что-то сильно изменится. По его мнению, прирост собора налогов (без соцвзносов и пошлин) по итогам года может составить около 30%: рубль еще слабее, цены на сырье высокие, жесткость администрирования та же.
Более сложен вопрос долгосрочных последствий роста налоговых поступлений. «Нефтяные налоги пойдут в ФНБ, поэтому от них особого влияния не будет. Рост налогов позволит федеральному бюджету меньше занимать, что важно в условиях санкций, региональным бюджетам — сократить долг и нарастить расходы, в том числе на социалку, — рассуждает Антон Табах. — А вот для компаний особой радости нет: рост налогового пресса при неизменности доходов (вне экспортного сектора) ограничивает спрос на продукцию и ресурс для инвестиций».
В свою очередь, Олег Шибанов отмечает, что у государства есть задачи, связанные с майскими указами — 2018, но присутствует и некоторая нестабильность финансовых рынков, из-за которой Минфин временно может отказаться от размещения ОФЗ. Это, по его мнению, поднимает важность сборов налогов, и, видимо, в 2018-м федеральный бюджет будет закрыт с большим профицитом (вероятно, порядка более 1,5% ВВП, или свыше 1,5 трлн рублей). Впрочем, как и у большинства его коллег, у г-на Шибанова вызывает вопросы ситуация, в которой находятся компании: «Если с них государство собирает больше, деловая активность должна снижаться, поскольку средства не полностью возвращаются в экономику: профицит бюджета означает изъятие денег из оборота. Но при этом пока не полностью принята программа национальных проектов по майским указам, которая может привести к росту инвестиций в образование, здравоохранение, цифровую экономику и инфраструктуру, то есть увеличить расходы в экономике, по крайней мере в 2019 году и далее. Пока что многие министерства и аналитики снизили свои прогнозы роста экономики на 2019 год». Наконец, не ясно, останутся ли у компаний средства на инвестиции — ведь нацпроекты планируется финансировать в значительной мере за счет частных вложений. Можно предположить, что сырьевики и крупные компании будут нести бремя нацпроектов, а на средний и малый бизнес возложат задачу пополнения бюджета.
Налоговые поступления в бюджет показывают двузначные темпы роста
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl