Жизнь под куполом

ЭкспертБизнес

Жизнь под куполом

Вера Кузьмина

Основатель компании «Геокупол» Елена Власюк «Геокупол»

Ярославская компания «Геокупол» производит оригинальные геодезические купола, которые успешно конкурируют с тентами и шатрами благодаря «выносливости», многофункциональности, относительно доступной цене и уникальному дизайну. Однако, чтобы такие купола стали более востребованными на рынке, «Геокуполу» придется активнее популяризировать свой товар

В центре Карельского перешейка на берегу озера Вуокса из-за деревьев выглядывают прозрачные купола, напоминающие пчелиные соты, только более простой формы: вместо многогранников — треугольные окна. Это геодезические купола, которые компания Hills and Huts использовала для создания гостиничного кемпинга. А производит их ярославская компания «Геокупол» (подробно о бизнесе этой компании и его основателях «Эксперт» рассказывает в своем новом видеопроекте «Пилим по России».

Уличный формат организации мероприятий, особенно в теплое время года, становится все более востребованным. Как правило, такие мероприятия предполагают наличие тента или шатра, который выполняет функцию зала на открытом воздухе и имеет широкую сферу применения: гостиничные кемпинги, проведение различных мероприятий, конференций, свадеб, просто в качестве рекламных стендов. Именно на это и ориентировались создатели компании «Геокупол» Елена и Илья Власюк восемь лет назад, когда решили организовать собственное производство.

Сегодня «Геокупол» работает в трех направлениях: производит типовые геодезические купола, купола по индивидуальному заказу, а также предлагает их в аренду. Основатели компании обратили внимание на геодезические купола, когда такого товара фактически не было на рынке и новое предложение могло заинтересовать потенциальных заказчиков — частных и корпоративных клиентов. Действительно, спрос на такие купола стал расти, и в 2017 году «Геокупол» произвел уже 60 шатров. В 2017-м оборот компании составил 15 млн рублей, в этом году в «Геокуполе» планирует взять планку 20 млн рублей. Прибыль составляет 30% оборота.

В пустыне и в горах

Геодезический купол был придуман в 1960-е годы американским архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером. У нас в стране такое решение было впервые продемонстрировано в 1959 году, когда для Американской национальной выставки в Москве был построен «Золотой купол». Геокупол — сферическое архитектурное сооружение, собранное из стержней и специального материала в качестве покрытия. Технически это металлические балки с креплениями на обоих концах, они собираются в сетчатую структуру, на которую надевается тент. Главное отличие геодезических куполов от куполов другого типа (например, стратоделических, арочных) в том, что в основе конструкции геодезического купола — треугольник, самая надежная и прочная форма, при использовании которой нагрузка на купол распределяется равномерно. При этом каркас имеет жесткую структуру, сами купола выглядят очень эффектно, легки в сборке и обслуживании, в среднем работают пять-семь лет и могут использоваться круглый год. Благодаря своей структуре купола сейсмоустойчивы, выдерживают ветровые нагрузки и разные температурные крайности — купол можно поставить в пустыне и в горах. В отдельных случаях геодезические купола могут выполнять функцию практически полноценного дома. Например, в гостиничных проектах геодезический купол можно оснастить чем угодно: мебелью, камином, душевой кабиной, техникой.

Елена и Илья вложили в производство первого купола около ста тысяч рублей. Эти небольшие инвестиции пошли на закупку необходимых для производства купола материалов — элементов каркаса и ткани, а также на оплату услуг подрядчика — кузницы и промышленного ателье, поскольку своего производства у компании не было. Первый купол стали сдавать в аренду. Когда удалось заработать необходимую для производства куполов сумму, закупили первое собственное оборудование и стали самостоятельно производить купола на продажу. В итоге сейчас компания производит типовые купола и купола по индивидуальному заказу (причем без дополнительной наценки). В ассортименте «Геокупола» восемь вариантов типовых шатров, от самого малого на 18 кв. м до самого большого — на 308 кв. м. Цена варьируется от 72 тыс. рублей до 1,23 млн рублей. «Маленькие чаще всего покупают для кемпингов, большие — для свадебных площадок и форумов. Самый маленький шатер вмещает в среднем шесть–восемь человек, самый большой, площадью 704 квадратных метра — около пятисот человек», — рассказывает Елена Власюк. Большую часть заказов составляют индивидуальные проекты. А типовые купола не только продаются, но и сдаются в аренду с возможностью последующей продажи как б/у, со скидкой, которая составляет 15–40% в зависимости от состояния купола.

Впрочем, продажа куполов у компании в приоритете. «Последние года два люди все меньше берут купола в аренду, чаще всего покупают, потому что у наших клиентов повторяются мероприятия, им выгоднее купить купол и обучить своих сотрудников грамотной сборке», — объясняет Елена. Исключение составляют компании, которые по своему регламенту не могут приобретать инвентарь, а только арендовать его.

Проекты заказывают самые разнообразные — от стандартных, типовых до сложных. «Был проект “вязаная шапка”, то есть вместо тента на каркас был надет вязаный чехол — шапка. Получилось интересно. А вот от шатра из шкур мы решили отказаться, потому что было много моментов, с которыми потом заказчик намучается», — рассказывает Елена.

Компания работает с колес и на склад. В первом случае благодаря быстрому производству (чтобы произвести купол, в зависимости от размера необходимо от трех часов до четырех дней, а чтобы его смонтировать, нужно от одного дня до недели) компании удается выпускать только тот товар, который пользуется спросом сегодня. Работа на склад предусмотрена для традиционных сезонных товаров: летом компания производит шатры для свадеб, зимой — более стационарные площадки, например раздевалки и кемпинги. «Мы понимаем, когда и какие шатры будут пользоваться спросом. Сейчас, например, у нас уже подготовлены к осеннему сезону десять кемпингов. На первый взгляд это сезонный продукт, но мы эту сезонность стараемся убирать — например, для зимы делаем утепленный тент», — объясняет Елена. Клиенты часто заказывают купола заблаговременно — так, сейчас у «Геокупола» уже есть заказ на февраль.

Прозрачные купола выглядят очень эффектно. Однако внутри нужны мощные кондиционеры, потому что для покрытия купола используют пленку, поэтому в нем будет жарко. «Геокупол»

Купол как часть задачи

На первом этапе работы с заказчиком компания определяет, для какой цели ему нужен шатер. Далее делает коммерческое предложение. Если клиент к нему не готов, затраты можно снизить: уменьшить высоту шатра, при этом площадь останется прежней, уменьшить площадь или использовать более дешевые материалы. Правда, этот вариант «Геокупол» не рекомендует — тент будет изнашиваться сильнее. Когда финансовый вопрос решен, начинается производство шатра: металлический каркас и ткань производятся одновременно. Готовый продукт упаковывается и отправляется на место установки с бригадой монтировщиков, если это необходимо.

Хотя компания специализируется исключительно на производстве куполов, сфера ее услуг, как правило, шире, включая сервисное обслуживание куполов и ряд дополнительных услуг. Например, «Геокупол» может взять на себя работу с партнерами, которые сделают пол для купола, подберут освещение, кондиционеры, оборудование и мебель: «Мы работаем не только с самой конструкцией, но и с тем, для чего она используется. Как правило, клиенту нужен не купол, а решение его задачи — например, чтобы гости не промокли и поместились под куполом, чтобы было не жарко и красиво. Исходя из запроса заказчика мы даем ему подходящие рекомендации».

Такое предложение стало актуальным, когда производители куполов увидели необходимость в рекомендациях для оснащения своего специфического продукта, требующего особого подхода. «Многим нравятся прозрачные купола, но в них обязательно должны стоять мощные кондиционеры, потому что прозрачный шатер — это пленка, в нем будет жарко. Мы можем помочь с выбором подходящего кондиционера», — говорит Елена Власюк. О дополнительных услугах спрашивают в каждом заказе, но подсчитать, насколько опции увеличивают конечную стоимость для заказчика, сложно — все заказы индивидуальны. Но если «Геокупол» берет на себя оснащение шатра полом и оборудованием, наценка компании составляет 10–30%.

У «Геокупола» свое производство «под ключ». Предприятие, арендуемое в Ярославской области, расположено на площади 400 кв. м. Оборудование для производства куполов сложным и дорогим не назовешь. Основное — специальные фены, пресс для металла, лазерные станки. В мире оборудование для производства купольных конструкций выпускают в Китае, Германии, Швейцарии и Франции. Самое бюджетное — китайское. «Все компании подбирают оборудование под себя и свою технологию. У нас немецкое и швейцарское», — рассказывает Елена Власюк. Каркасы используют металлические, деревянные и пластиковые. «Геокупол» сейчас производит купола на металлическом каркасе — он проще в сборке и производстве, многоразовый, кроме того, для купола из металла не нужна тяжелая техника. Для тента может быть использована пленка, ткань, остекление, поликарбонат, мягкая кровля, и этими материалами список не ограничивается. Чаще всего «Геокупол» использует пленку — она универсальна, с нею легче решать разные задачи, она не поддерживает горение, не имеет запаха. Все «ингредиенты» компания закупает у иностранных производителей, в России — только ярославскую краску.

Дорого и сложно

Конкуренция на российском рынке среди производителей геодезических куполов сейчас небольшая: есть несколько крупных производителей шатров разного типа, которые производят в том числе геодезические купола, и лишь несколько компаний, которые специализируются на производстве монопродукта. «Геокупол» как раз один из них. Серьезную конкуренцию могут составить производители других уличных конструкций — шатров и тентов. Основное отличие между этими категориями — в основательности самой конструкции. Как правило, тенты — это легкие конструкции, которые используются в теплую погоду и не выдерживают сильного ветра. Шатры с этой точки зрения прочнее и ближе к купольным конструкциям, поэтому именно они и являются основными конкурентами.

Пока что геодезические купола нельзя назвать массовым продуктом. Все-таки купол — сезонный и событийный товар не повседневного спроса. К тому же геодезические купола кажутся потребителям дорогой и сложной для сборки конструкцией. «Часто мы сталкиваемся с тем, что клиенты предпочитают шатры другой конструкции, а наши воспринимают как ноу-хау, которое недоступно и дороже, чем аналоги, хотя это не так», — рассказывает Елена Власюк. Цена купола варьируется от 3500 до 4500 рублей за квадратный метр в зависимости от размера и используемого материала. Например, полностью прозрачный купол дороже, потому что материал оболочки купола стоит в два раза больше, чем типовой. В целом в себестоимости материалы для производства составляют 30%, зарплата сотрудников — 20%, остальные 50% — налоги, реклама, прибыль.

Если сравнивать цены «Геокупола» с ценами других производителей, то «Геокупол» ближе к бюджетной рыночной нише. Цена купола площадью 48 кв. м и диаметром восемь метров у «Геокупола» составляет 168 тыс. рублей. Например, у петербургской компании «Спецтехнология» купол со схожими параметрами стоит 199 тыс. рублей, у «Экодома» цены на подобный купол варьируются в пределах 145–159 тыс. рублей в зависимости от используемого материала, а в компании FullerDome — 297 тыс. рублей. В компании ImperialTen стоимость шатра со схожими параметрами — 234 тыс. рублей. На простые тенты цена варьируется в пределах 60–75 тыс. рублей. Аренда геокупола стоит в среднем 700 рублей за квадратный метр на время мероприятия.

Помимо цены клиентов часто смущает внешне сложная конструкция, с которой, по мнению заказчиков, они не справятся собственными силами. Этот вопрос «Геокупол» предлагает решить двумя способами: воспользоваться услугами специалистов «Геокупола» или обучить своих сотрудников. «Собирают и разбирают купол наши сотрудники, которые понимают, как работать с такой конструкцией. Это минимизирует вероятность повреждения купола в процессе монтажа», — говорит Елена. Тем не менее опасения клиентов, связанные с особенностью сборки, оправданны: у геодезического купола есть свои особенности — например, для установки больших шатров обязательно нужен кран, без которого купол не надеть на каркас.

Купол как компромисс

Поскольку основная часть заказчиков — корпоративные клиенты, в основном они делают заказ на купола через пиар-агентства, выступающие в роли организатора мероприятий. Их комментарии относительно использования различных сборочных уличных конструкций разнятся: «Когда организуем мероприятия на улице, используем шатры в ста процентах случаев. Купол можно установить при любой погоде: и как укрытие на случай дождя, и как зону для кейтеринга», — говорит Оксана Кулик, руководитель ивент-департамента агентства Wild PR.

Валерия Сизова, глава направления потребительских и маркетинговых коммуникаций Grayling Russia, дает такую оценку: «Шатры могут выглядеть эффектно, но они создают массу сложностей с установкой оборудования, организацией кухни для подготовки горячего кейтеринга и так далее. Поэтому в большинстве случаев шатры остаются как альтернативный вариант более комфортного помещения в здании, где есть все необходимые условия для проведения мероприятия. Тем более в Москве в последнее время открывается много новых интересных локаций. Мы видим, что бюджеты на сборку и оснащение шатра не всегда себя оправдывают». С Валерией Сизовой согласен ее коллега из европейского отделения агентства Берит Хагвааг, глава маркетинговых коммуникаций Grayling Europe, который обращает внимание на дополнительные расходы и считает, что шатры в сравнении с закрытыми помещениями редко выдерживают конкуренцию и по цене, и по уровню комфорта: «Разве что в случаях, когда клиент единовременно планирует собрать большое количество гостей, а локация не предусматривает таких возможностей. И это если не брать во внимание различные сложности и дополнительные расходы, которые могут возникнуть при согласовании установки шатра с городской администрацией».

Поэтому производителям куполов, и «Геокуполу» в частности, для принципиального увеличения оборота предстоит активнее популяризировать свой продукт и искать рынки сбыта, где недостает недвижимости, пригодной для организации мероприятий, и где традиционно преобладает уличный формат. Скорее всего, это могут быть нестоличные города. Одним из направлений для привлечения новых клиентов также может быть расширение функциональных возможностей куполов и повышение уровня их комфортности.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хозяин в моей голове Хозяин в моей голове

Как вернуть себе власть и перестать мыслить негативно

Psychologies
Я к вам пришел навеки поселиться Я к вам пришел навеки поселиться

Джулия Робертс сдает имение в аренду, потому что не может продать

StarHit
Солнце, воздух и вода. И китайские друзья Солнце, воздух и вода. И китайские друзья

Солнце, воздух и вода. И китайские друзья

Эксперт
С верой в электромобили С верой в электромобили

Структура Алишера Усманова осваивает крупнейшее в России месторождение меди

Эксперт
Пенелопа Крус: «В каждом фильме начинаю всё с нуля» Пенелопа Крус: «В каждом фильме начинаю всё с нуля»

Пенелопа Крус – о карьере парикмахера, упрямстве и умении радоваться мелочам

Cosmopolitan
Как остаться здоровым, работая в офисе: 11 главных правил для планктона Как остаться здоровым, работая в офисе: 11 главных правил для планктона

Еще не поздно привести себя в порядок

Playboy
Очистить корзину Очистить корзину

Объясняем концепцию zero waste («ноль отходов») в пяти простых правилах

Glamour
35 способов почувствовать себя мужественнее 35 способов почувствовать себя мужественнее

Список плевых дел, каждое из которых увеличивает твое мужское достоинство в разы

Maxim
Как выбрать кроссовки на зиму? Как выбрать кроссовки на зиму?

Пять факторов, которые нужно учитывать при выборе зимних кроссовок

GQ
Все краски жизни Все краски жизни

Цветовые решения — привычный способ общения для марокканцев

Вокруг света
Жизнь и подвиги Алана Пинкертона, сыщика, шпиона и джентльмена Жизнь и подвиги Алана Пинкертона, сыщика, шпиона и джентльмена

Ты знаешь, кто изобрел дедуктивный метод? Нет, не Шерлок Холмс, а Алан Пинкертон

Maxim
«Канцлер всегда на службе». Правила жизни Ангелы Меркель «Канцлер всегда на службе». Правила жизни Ангелы Меркель

«Я не сравниваю себя ни с кем и не читаю биографии политиков»,

Forbes
Как попасть к ней... в личку! 6 правил успешного общения с девушкой в соцсетях Как попасть к ней... в личку! 6 правил успешного общения с девушкой в соцсетях

Сегодня чуть ли не все знакомятся друг с другом в интернете

Playboy
«Я не могу сказать «люблю» «Я не могу сказать «люблю»

Что, если один из партнеров не может признаться в любви?

Psychologies
10 признаков, что вы пассивно-агрессивны 10 признаков, что вы пассивно-агрессивны

Накопленная агрессия обладает разрушительной силой, но нам сложно распознать ее

Psychologies
Новая эра: почему Уоррен Баффет начал инвестировать в финтех Новая эра: почему Уоррен Баффет начал инвестировать в финтех

Наследники миллиардера в Berkshire Hathaway перешли к онлайн-платежам

Forbes
Мискузи! 7 вещей, без которых реально не обойтись в путешествии Мискузи! 7 вещей, без которых реально не обойтись в путешествии

Список реально крутых гаджетов, которые точно пригодятся в путешествии

Playboy
Полное погружение Полное погружение

Квартира в стиле советского конструктивизма в доме работников Наркомата

AD
Я милого узнаю... по ботинкам! Как оценить перспективы отношений по его обуви Я милого узнаю... по ботинкам! Как оценить перспективы отношений по его обуви

Как узнать хоть что-то, не начиная отношений? Можно взглянуть на обувь

Cosmopolitan
В России стартовала перепись населения, вопросы анкеты ставят людей в тупик В России стартовала перепись населения, вопросы анкеты ставят людей в тупик

Во многих регионах и интернетах России проходит пробная перепись населения

Maxim
Эпидемия и МКАД: московский грипп не похож на провинциальный Эпидемия и МКАД: московский грипп не похож на провинциальный

В мегаполисах мира эпидемия гриппа проходит не так, как в небольших городах

Forbes
Игорь Горский: Свои среди чужих. Что происходит с российскими инвесторами в Силиконовой долине Игорь Горский: Свои среди чужих. Что происходит с российскими инвесторами в Силиконовой долине

Российские инвесторы и стартаперы в Силиконовой долине не чувствуют ухудшений

СНОБ
Все рухнуло: как инвесторам реагировать на обвал мировых рынков Все рухнуло: как инвесторам реагировать на обвал мировых рынков

Фондовые индексы США и Азии завершили торги резким падением

Forbes
Как выбрать хороший холодильник, задав 5 вопросов своей жене Как выбрать хороший холодильник, задав 5 вопросов своей жене

Хотите купить хороший холодильник? Проконсультируйтесь с женщиной.

CHIP
Кинопоказ Кинопоказ

Хозяев московской квартиры кино подвигло на создание тематического интерьера

SALON-Interior
Бодрящий эффект: как кофе двигает мировой прогресс Бодрящий эффект: как кофе двигает мировой прогресс

Чтобы выжить в кофейном бизнесе, компаниям приходится анализировать Big Data

Forbes
Многоликие Боги Многоликие Боги

Индийской политики президент Трамп грозит санкциями

Огонёк
Письмо главного редактора: воскресная благотворительность Письмо главного редактора: воскресная благотворительность

Жили-были в одном человеке совесть, эгоизм, здравый смысл и фантазия

Maxim
Врач под ударом Врач под ударом

Нападение на врачей неотложки стало у нас обычным явлением

Огонёк
Наука о прикосновениях Наука о прикосновениях

Белорусский стартап реализовал технологию передачи тактильных ощущений для VR

Популярная механика
Открыть в приложении