Жизнь под куполом

ЭкспертБизнес

Жизнь под куполом

Вера Кузьмина

Основатель компании «Геокупол» Елена Власюк «Геокупол»

Ярославская компания «Геокупол» производит оригинальные геодезические купола, которые успешно конкурируют с тентами и шатрами благодаря «выносливости», многофункциональности, относительно доступной цене и уникальному дизайну. Однако, чтобы такие купола стали более востребованными на рынке, «Геокуполу» придется активнее популяризировать свой товар

В центре Карельского перешейка на берегу озера Вуокса из-за деревьев выглядывают прозрачные купола, напоминающие пчелиные соты, только более простой формы: вместо многогранников — треугольные окна. Это геодезические купола, которые компания Hills and Huts использовала для создания гостиничного кемпинга. А производит их ярославская компания «Геокупол» (подробно о бизнесе этой компании и его основателях «Эксперт» рассказывает в своем новом видеопроекте «Пилим по России».

Уличный формат организации мероприятий, особенно в теплое время года, становится все более востребованным. Как правило, такие мероприятия предполагают наличие тента или шатра, который выполняет функцию зала на открытом воздухе и имеет широкую сферу применения: гостиничные кемпинги, проведение различных мероприятий, конференций, свадеб, просто в качестве рекламных стендов. Именно на это и ориентировались создатели компании «Геокупол» Елена и Илья Власюк восемь лет назад, когда решили организовать собственное производство.

Сегодня «Геокупол» работает в трех направлениях: производит типовые геодезические купола, купола по индивидуальному заказу, а также предлагает их в аренду. Основатели компании обратили внимание на геодезические купола, когда такого товара фактически не было на рынке и новое предложение могло заинтересовать потенциальных заказчиков — частных и корпоративных клиентов. Действительно, спрос на такие купола стал расти, и в 2017 году «Геокупол» произвел уже 60 шатров. В 2017-м оборот компании составил 15 млн рублей, в этом году в «Геокуполе» планирует взять планку 20 млн рублей. Прибыль составляет 30% оборота.

В пустыне и в горах

Геодезический купол был придуман в 1960-е годы американским архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером. У нас в стране такое решение было впервые продемонстрировано в 1959 году, когда для Американской национальной выставки в Москве был построен «Золотой купол». Геокупол — сферическое архитектурное сооружение, собранное из стержней и специального материала в качестве покрытия. Технически это металлические балки с креплениями на обоих концах, они собираются в сетчатую структуру, на которую надевается тент. Главное отличие геодезических куполов от куполов другого типа (например, стратоделических, арочных) в том, что в основе конструкции геодезического купола — треугольник, самая надежная и прочная форма, при использовании которой нагрузка на купол распределяется равномерно. При этом каркас имеет жесткую структуру, сами купола выглядят очень эффектно, легки в сборке и обслуживании, в среднем работают пять-семь лет и могут использоваться круглый год. Благодаря своей структуре купола сейсмоустойчивы, выдерживают ветровые нагрузки и разные температурные крайности — купол можно поставить в пустыне и в горах. В отдельных случаях геодезические купола могут выполнять функцию практически полноценного дома. Например, в гостиничных проектах геодезический купол можно оснастить чем угодно: мебелью, камином, душевой кабиной, техникой.

Елена и Илья вложили в производство первого купола около ста тысяч рублей. Эти небольшие инвестиции пошли на закупку необходимых для производства купола материалов — элементов каркаса и ткани, а также на оплату услуг подрядчика — кузницы и промышленного ателье, поскольку своего производства у компании не было. Первый купол стали сдавать в аренду. Когда удалось заработать необходимую для производства куполов сумму, закупили первое собственное оборудование и стали самостоятельно производить купола на продажу. В итоге сейчас компания производит типовые купола и купола по индивидуальному заказу (причем без дополнительной наценки). В ассортименте «Геокупола» восемь вариантов типовых шатров, от самого малого на 18 кв. м до самого большого — на 308 кв. м. Цена варьируется от 72 тыс. рублей до 1,23 млн рублей. «Маленькие чаще всего покупают для кемпингов, большие — для свадебных площадок и форумов. Самый маленький шатер вмещает в среднем шесть–восемь человек, самый большой, площадью 704 квадратных метра — около пятисот человек», — рассказывает Елена Власюк. Большую часть заказов составляют индивидуальные проекты. А типовые купола не только продаются, но и сдаются в аренду с возможностью последующей продажи как б/у, со скидкой, которая составляет 15–40% в зависимости от состояния купола.

Впрочем, продажа куполов у компании в приоритете. «Последние года два люди все меньше берут купола в аренду, чаще всего покупают, потому что у наших клиентов повторяются мероприятия, им выгоднее купить купол и обучить своих сотрудников грамотной сборке», — объясняет Елена. Исключение составляют компании, которые по своему регламенту не могут приобретать инвентарь, а только арендовать его.

Проекты заказывают самые разнообразные — от стандартных, типовых до сложных. «Был проект “вязаная шапка”, то есть вместо тента на каркас был надет вязаный чехол — шапка. Получилось интересно. А вот от шатра из шкур мы решили отказаться, потому что было много моментов, с которыми потом заказчик намучается», — рассказывает Елена.

Компания работает с колес и на склад. В первом случае благодаря быстрому производству (чтобы произвести купол, в зависимости от размера необходимо от трех часов до четырех дней, а чтобы его смонтировать, нужно от одного дня до недели) компании удается выпускать только тот товар, который пользуется спросом сегодня. Работа на склад предусмотрена для традиционных сезонных товаров: летом компания производит шатры для свадеб, зимой — более стационарные площадки, например раздевалки и кемпинги. «Мы понимаем, когда и какие шатры будут пользоваться спросом. Сейчас, например, у нас уже подготовлены к осеннему сезону десять кемпингов. На первый взгляд это сезонный продукт, но мы эту сезонность стараемся убирать — например, для зимы делаем утепленный тент», — объясняет Елена. Клиенты часто заказывают купола заблаговременно — так, сейчас у «Геокупола» уже есть заказ на февраль.

Прозрачные купола выглядят очень эффектно. Однако внутри нужны мощные кондиционеры, потому что для покрытия купола используют пленку, поэтому в нем будет жарко. «Геокупол»

Купол как часть задачи

На первом этапе работы с заказчиком компания определяет, для какой цели ему нужен шатер. Далее делает коммерческое предложение. Если клиент к нему не готов, затраты можно снизить: уменьшить высоту шатра, при этом площадь останется прежней, уменьшить площадь или использовать более дешевые материалы. Правда, этот вариант «Геокупол» не рекомендует — тент будет изнашиваться сильнее. Когда финансовый вопрос решен, начинается производство шатра: металлический каркас и ткань производятся одновременно. Готовый продукт упаковывается и отправляется на место установки с бригадой монтировщиков, если это необходимо.

Хотя компания специализируется исключительно на производстве куполов, сфера ее услуг, как правило, шире, включая сервисное обслуживание куполов и ряд дополнительных услуг. Например, «Геокупол» может взять на себя работу с партнерами, которые сделают пол для купола, подберут освещение, кондиционеры, оборудование и мебель: «Мы работаем не только с самой конструкцией, но и с тем, для чего она используется. Как правило, клиенту нужен не купол, а решение его задачи — например, чтобы гости не промокли и поместились под куполом, чтобы было не жарко и красиво. Исходя из запроса заказчика мы даем ему подходящие рекомендации».

Такое предложение стало актуальным, когда производители куполов увидели необходимость в рекомендациях для оснащения своего специфического продукта, требующего особого подхода. «Многим нравятся прозрачные купола, но в них обязательно должны стоять мощные кондиционеры, потому что прозрачный шатер — это пленка, в нем будет жарко. Мы можем помочь с выбором подходящего кондиционера», — говорит Елена Власюк. О дополнительных услугах спрашивают в каждом заказе, но подсчитать, насколько опции увеличивают конечную стоимость для заказчика, сложно — все заказы индивидуальны. Но если «Геокупол» берет на себя оснащение шатра полом и оборудованием, наценка компании составляет 10–30%.

У «Геокупола» свое производство «под ключ». Предприятие, арендуемое в Ярославской области, расположено на площади 400 кв. м. Оборудование для производства куполов сложным и дорогим не назовешь. Основное — специальные фены, пресс для металла, лазерные станки. В мире оборудование для производства купольных конструкций выпускают в Китае, Германии, Швейцарии и Франции. Самое бюджетное — китайское. «Все компании подбирают оборудование под себя и свою технологию. У нас немецкое и швейцарское», — рассказывает Елена Власюк. Каркасы используют металлические, деревянные и пластиковые. «Геокупол» сейчас производит купола на металлическом каркасе — он проще в сборке и производстве, многоразовый, кроме того, для купола из металла не нужна тяжелая техника. Для тента может быть использована пленка, ткань, остекление, поликарбонат, мягкая кровля, и этими материалами список не ограничивается. Чаще всего «Геокупол» использует пленку — она универсальна, с нею легче решать разные задачи, она не поддерживает горение, не имеет запаха. Все «ингредиенты» компания закупает у иностранных производителей, в России — только ярославскую краску.

Дорого и сложно

Конкуренция на российском рынке среди производителей геодезических куполов сейчас небольшая: есть несколько крупных производителей шатров разного типа, которые производят в том числе геодезические купола, и лишь несколько компаний, которые специализируются на производстве монопродукта. «Геокупол» как раз один из них. Серьезную конкуренцию могут составить производители других уличных конструкций — шатров и тентов. Основное отличие между этими категориями — в основательности самой конструкции. Как правило, тенты — это легкие конструкции, которые используются в теплую погоду и не выдерживают сильного ветра. Шатры с этой точки зрения прочнее и ближе к купольным конструкциям, поэтому именно они и являются основными конкурентами.

Пока что геодезические купола нельзя назвать массовым продуктом. Все-таки купол — сезонный и событийный товар не повседневного спроса. К тому же геодезические купола кажутся потребителям дорогой и сложной для сборки конструкцией. «Часто мы сталкиваемся с тем, что клиенты предпочитают шатры другой конструкции, а наши воспринимают как ноу-хау, которое недоступно и дороже, чем аналоги, хотя это не так», — рассказывает Елена Власюк. Цена купола варьируется от 3500 до 4500 рублей за квадратный метр в зависимости от размера и используемого материала. Например, полностью прозрачный купол дороже, потому что материал оболочки купола стоит в два раза больше, чем типовой. В целом в себестоимости материалы для производства составляют 30%, зарплата сотрудников — 20%, остальные 50% — налоги, реклама, прибыль.

Если сравнивать цены «Геокупола» с ценами других производителей, то «Геокупол» ближе к бюджетной рыночной нише. Цена купола площадью 48 кв. м и диаметром восемь метров у «Геокупола» составляет 168 тыс. рублей. Например, у петербургской компании «Спецтехнология» купол со схожими параметрами стоит 199 тыс. рублей, у «Экодома» цены на подобный купол варьируются в пределах 145–159 тыс. рублей в зависимости от используемого материала, а в компании FullerDome — 297 тыс. рублей. В компании ImperialTen стоимость шатра со схожими параметрами — 234 тыс. рублей. На простые тенты цена варьируется в пределах 60–75 тыс. рублей. Аренда геокупола стоит в среднем 700 рублей за квадратный метр на время мероприятия.

Помимо цены клиентов часто смущает внешне сложная конструкция, с которой, по мнению заказчиков, они не справятся собственными силами. Этот вопрос «Геокупол» предлагает решить двумя способами: воспользоваться услугами специалистов «Геокупола» или обучить своих сотрудников. «Собирают и разбирают купол наши сотрудники, которые понимают, как работать с такой конструкцией. Это минимизирует вероятность повреждения купола в процессе монтажа», — говорит Елена. Тем не менее опасения клиентов, связанные с особенностью сборки, оправданны: у геодезического купола есть свои особенности — например, для установки больших шатров обязательно нужен кран, без которого купол не надеть на каркас.

Купол как компромисс

Поскольку основная часть заказчиков — корпоративные клиенты, в основном они делают заказ на купола через пиар-агентства, выступающие в роли организатора мероприятий. Их комментарии относительно использования различных сборочных уличных конструкций разнятся: «Когда организуем мероприятия на улице, используем шатры в ста процентах случаев. Купол можно установить при любой погоде: и как укрытие на случай дождя, и как зону для кейтеринга», — говорит Оксана Кулик, руководитель ивент-департамента агентства Wild PR.

Валерия Сизова, глава направления потребительских и маркетинговых коммуникаций Grayling Russia, дает такую оценку: «Шатры могут выглядеть эффектно, но они создают массу сложностей с установкой оборудования, организацией кухни для подготовки горячего кейтеринга и так далее. Поэтому в большинстве случаев шатры остаются как альтернативный вариант более комфортного помещения в здании, где есть все необходимые условия для проведения мероприятия. Тем более в Москве в последнее время открывается много новых интересных локаций. Мы видим, что бюджеты на сборку и оснащение шатра не всегда себя оправдывают». С Валерией Сизовой согласен ее коллега из европейского отделения агентства Берит Хагвааг, глава маркетинговых коммуникаций Grayling Europe, который обращает внимание на дополнительные расходы и считает, что шатры в сравнении с закрытыми помещениями редко выдерживают конкуренцию и по цене, и по уровню комфорта: «Разве что в случаях, когда клиент единовременно планирует собрать большое количество гостей, а локация не предусматривает таких возможностей. И это если не брать во внимание различные сложности и дополнительные расходы, которые могут возникнуть при согласовании установки шатра с городской администрацией».

Поэтому производителям куполов, и «Геокуполу» в частности, для принципиального увеличения оборота предстоит активнее популяризировать свой продукт и искать рынки сбыта, где недостает недвижимости, пригодной для организации мероприятий, и где традиционно преобладает уличный формат. Скорее всего, это могут быть нестоличные города. Одним из направлений для привлечения новых клиентов также может быть расширение функциональных возможностей куполов и повышение уровня их комфортности.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Азовская мышеловка Азовская мышеловка

Азовская мышеловка

Эксперт
Наши люди в Голливуде Наши люди в Голливуде

Дом в США по проекту Надежды и Георгия Ананьевых

AD
Солнце, воздух и вода. И китайские друзья Солнце, воздух и вода. И китайские друзья

Солнце, воздух и вода. И китайские друзья

Эксперт
Миллиарды в памяти: стартап, который помогает делать бизнес Coca-Cola и Invitro Миллиарды в памяти: стартап, который помогает делать бизнес Coca-Cola и Invitro

Гибкость бизнеса Anaplan обеспечили облачные технологии и in-memory computing

Forbes
Вам и не снилось Вам и не снилось

В канун Нового года и Рождества хочется верить в чудеса — и они происходят

Cosmopolitan
Море со сливками Море со сливками

О супе, который согревает, бодрит и учит радоваться жизни

Огонёк
Внешняя политика Внешняя политика

Утренние встречи сулят гармонию с самим собой

GQ
Фигура «прямоугольник»: как жить и во что одеваться — краткий курс Фигура «прямоугольник»: как жить и во что одеваться — краткий курс

Фигура «прямоугольник» считается модельной, но легко ли с ней жить?

Cosmopolitan
Покорение Олимпа Покорение Олимпа

Jaguar готовится взобраться на вершину топ-сегмента с флагманами J-Pace и XJ

Quattroruote
Оттенки серого. Как решить «мусорную» проблему Оттенки серого. Как решить «мусорную» проблему

Решение «мусорной» проблемы связано с глубокой переработкой мусора

Forbes
Отравление драгоценными металлами Отравление драгоценными металлами

Как колоссальный поток серебра и золота довёл экономику Испании до разорения

Дилетант
Все краски жизни Все краски жизни

Цветовые решения — привычный способ общения для марокканцев

Вокруг света
Все пропало Все пропало

Станет ли история с Forex Trend прецедентом в сфере мошенничества на рынке Forex

РБК
Почему воспаляются веки Почему воспаляются веки

Красными и опухшими веки могут быть не только от слез или бессонных ночей

Лиза
Дорога к «Обществу 5.0» Дорога к «Обществу 5.0»

В Японии к Олимпиаде-2020 планируют представить целый ряд прорывных технологий

Эксперт
Пять причин не менять экран смартфона, а купить новый Пять причин не менять экран смартфона, а купить новый

Почему замена треснувшего экрана на смартфоне не стоит свеч

CHIP
Город золотой. Почему платный въезд стал проблемой для мегаполисов Город золотой. Почему платный въезд стал проблемой для мегаполисов

Результаты платного въезда в Нью-Йорке, Лондоне и Осло

Forbes
Утилитарность или вынужденность? Почему стиль зависит от контекста Утилитарность или вынужденность? Почему стиль зависит от контекста

В каких декорациях «тщательные» образы имеют шансы на успех, а в каких нет

Cosmopolitan
Женщина в поисках драмы Женщина в поисках драмы

Есть особая категория женщин, которым плохо, когда все хорошо

Psychologies
Вилка для жадных Вилка для жадных

Что ждет российских водителей, а главное – когда?

АвтоМир
Статуи, фальшивые доллары и еще 6 статей экспорта Северной Кореи Статуи, фальшивые доллары и еще 6 статей экспорта Северной Кореи

Материал о главных статьях экспорта Северной Кореи

Maxim
10 способов антистрессового мышления 10 способов антистрессового мышления

Можно ли научиться мыслить по-другому?

Psychologies
С новой прошивкой С новой прошивкой

Токио завоёвывает статус столицы мужского стиля

Robb Report
Сэмюэл Росс, A-Cold-Wall*: «Мне кажется, макроинфлюенсеров не существует» Сэмюэл Росс, A-Cold-Wall*: «Мне кажется, макроинфлюенсеров не существует»

Сэмюэл Росс уверен, что его миссия в моде – помогать людям наладить диалог

GQ
Пора найти наставника: 6 типов людей, с которых ты должен брать пример Пора найти наставника: 6 типов людей, с которых ты должен брать пример

Какой наставник подойдет именно тебе?

Playboy
Власть в тумане. Цены на бензин взлетят, и рынок наводнит фальсификат Власть в тумане. Цены на бензин взлетят, и рынок наводнит фальсификат

Власть в тумане. Цены на бензин взлетят, и рынок наводнит фальсификат

Forbes
Все рухнуло: как инвесторам реагировать на обвал мировых рынков Все рухнуло: как инвесторам реагировать на обвал мировых рынков

Фондовые индексы США и Азии завершили торги резким падением

Forbes
Не красней без повода Не красней без повода

Почему возникает купероз и что с ним можно сделать

Лиза
Вопреки санкциям. Россия улучшила свою конкурентоспособность в мире Вопреки санкциям. Россия улучшила свою конкурентоспособность в мире

Аналитики отметили макроэкономическую стабильность России и размер ее рынка

Forbes
Кентавры угрожают Земле: описан новый тип планетарных катастроф Кентавры угрожают Земле: описан новый тип планетарных катастроф

Вычислена вероятность столкновения Земли с объектами группы Кентавров

Forbes
Открыть в приложении