Историк Борис Мячин: Россия — это самостоятельный суперэтнос

ЭкспертОбщество

Мы живем в эпоху угасания Новой истории

Россия — это самостоятельный суперэтнос, система. А систему очень трудно поломать. Постоянно натыкаешься на какие-то линии обороны. Язык, культура, самобытная религия, понятия братства, родства, общей истории

Наталия Курчатова

Борис Мячин

Борис Мячин — историк, публицист, автор ряда изданий патриотического направления: портала «Ваши новости», журнала «Лучик» и других. По взглядам евразиец, одним из своих учителей считает писателя и публициста Германа Садулаева.

Наш собеседник придерживается концепции истории как «естественной науки», а среди своих вдохновителей называет ученых от Николая Данилевского и Льва Гумилева до ЖанаМари Шеффера и Ричарда Докинза. «Я типичный биологизатор», — говорит Мячин и настаивает, что человеческая история имеет естественные законы. Эти законы, по его мнению, невозможно ни отменить, ни обойти:

«...Что, собственно, является предметом истории? Историю чаще всего рассматривают как историю государств. Но что такое государство? Государства в современном смысле появились только в XVII веке. До этого момента миром правила средневековая модель, это система различных клятв и обещаний… До XX века не существовало как таковых национальных государств, государства держались на авторитете государя, которому присягала на верность дворянская элита, выполнявшая менеджерские функции и в армии, и в гражданском управлении. Получается, государство — что-то неопределенное. То оно есть, то его нет. Можно ли строить на этом историю? Нет. Государство — это надстройка. А база — это этнос, народ. Этносы были всегда. В Древнем Египте были египтяне, а были гиксосы (предки евреев), или ливийцы, или нубийцы, или “народы моря”. Между этими этносами уже тогда шла борьба, это зафиксировано историческими источниками. В основе истории лежит так называемая внутривидовая борьба, то есть постоянная конкуренция между разными популяциями. Государи и государства — это только механизмы, которые придуманы народами с целью поддержания своих амбиций. Есть народы, у которых никаких государств в принципе нет, потому что они довольствуются клановой системой, — эта модель до сих пор сохранилась на Ближнем Востоке. Важно понимать, что народы не вечны. Они могут возникать, расширять свой ареал, а потом почему-то уходить с исторической арены. Законы истории — это прежде всего законы возникновения, возвышения, а потом падения каких-нибудь этносов. Тот, кто понимает эти законы, может и сделать некий прогноз на будущее».

Вопрос будущего народа как общности особенно остро стоит в переломные эпохи вроде нынешней. Вот и фон нашего разговора с Борисом Мячиным — Севастополь поздней осенью, прекрасный и тревожный: над морем гудит боевая авиация, в бухте грозные силуэты боевых кораблей, а с утра прошло сообщение об очередной попытке атаки украинских дронов.

Алхимический брак леса и степи

— Почему евразийство? Ты же сам из сердца России происходишь.

— Да, я родом из средней полосы, из Мичуринска, изначально он назывался Козлов. Возник при Алексее Михайловиче на засечных чертах, которые защищали Русь от крымских татар. В целом это типичная русская провинция, можно сказать сердце России. И несмотря на то, что я учился в Питере, я считаю себя скорее провинциалом. Мне нравится наша русская глубинка, и я не понимаю, почему я должен уезжать оттуда в крупный город.

— Но сегодня мы с тобой говорим не в Мичуринске, а в Севастополе… А это город хоть и не столичный, но и провинциальным его не назвать, все-таки город славы русского флота.

— Я давно хотел сюда попасть, и то, что я вижу… С одной стороны, когда приезжаешь на вокзал, в первые минуты тебе кажется, что окружающее мало чем отличается от провинциального русского города: какой-то серенький вокзальчик, парковка… А потом раскрывается имперское величие с сильным средиземноморским влиянием. Мне это кажется глубоко символичным — когда ощущение русского захолустья перерастает в средиземноморский пейзаж. Для меня как для евразийца это важный переход от изначального ощущения русской уединенности к чему-то глобальному. Я занимался в свое время историей русско-турецких войн восемнадцатого века, результатом которых стало присоединение Крыма и основание Севастополя.

Надо сказать, что само событие присоединения не только Крыма, а Новороссии как региона трудно переоценить, потому что впервые за тысячелетнюю историю Руси лесная и степная полосы были объединены под одним государством, под Российской империей. До этого всегда было разделение и противоречие: лес — степь, русские — половцы, Русь — Орда. Но благодаря политике Екатерины Великой два этих ландшафта оказались в одном государстве, и это дало потрясающий эффект. И по большому счету то, что сейчас происходит: возвращение Крыма, теперь Донбасс и еще две области — это возврат к той политике, и я уверен, что она опять даст потрясающий эффект в экономическом и технологическом плане. Потому что, когда две эти ландшафтные полосы — старого Русского Севера и новороссийской степи — соединяются, получается своего рода алхимический брак.

— Как поклонник Екатерины, как ты относишься к планам сноса памятника ей в Одессе?

— Это модный тренд, уничтожать имперские памятники. В мире такое происходит сплошь и рядом. В 2020 году в США сносили памятники конфедератам, недавно в Намибии убрали памятник какому-то голландцу, основавшему местный город. Напрашивается, конечно, историческая параллель с закатом Римской империи, с разрушением памятников вандалами. Так оно и есть. Мы живем в эпоху гибели Западного мира. Это четкий признак, сигнал апокалипсиса. Но Россию этот апокалипсис заденет по касательной, потому что Россия не Запад, а Восток.

Конец эпохи квазирелигий

— Ты в своих текстах уделяешь внимание не только анализу прошлого, но и программированию будущего. Я смотрю сейчас не только на наше поколение, которое участвует в происходящем все-таки с большой степенью осмысленности. Но и на молодых ребят — они не застали СССР, многие не помнят и последствий развала страны в девяностые, просто кого-то Родина сейчас призвала в ряды, а осмыслить причины и необходимость этого им только предстоит.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорога в «парадиз» Дорога в «парадиз»

В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией

Дилетант
Лишняя деталь: можно ли отказаться от ремня ГРМ в двигателе? Лишняя деталь: можно ли отказаться от ремня ГРМ в двигателе?

Газораспределительный механизм — неотъемлемая часть любого поршневого двигателя

TechInsider
Колода джокеров и сорок сценариев будущего Колода джокеров и сорок сценариев будущего

Прогнозист Александр Чулок — о том, по какому пути может пойти развитие общества

РБК
На изящном: как итальянский монах-иезуит Джузеппе Кастильоне стал придворным художником в Китае На изящном: как итальянский монах-иезуит Джузеппе Кастильоне стал придворным художником в Китае

Монах Джузеппе Кастильоне создал при китайском дворе около двухсот картин

Правила жизни
3 хитрых вопроса, чтобы вычислить вора 3 хитрых вопроса, чтобы вычислить вора

Как и о чем спросить человека, которого ты подозреваешь в воровстве

Maxim
Криптозима, плесень в бургерах и нелетающие такси: 10 бизнес-провалов 2022 года Криптозима, плесень в бургерах и нелетающие такси: 10 бизнес-провалов 2022 года

Рассказываем про главные и самые громкие бизнес-провалы 2022 года

Forbes
На задворках Солнечной системы На задворках Солнечной системы

Какие тайны скрывают далёкие мало изученные миры?

Наука и жизнь
Дьявол носит «Прага» Дьявол носит «Прага»

Гиперкар с возможностью повседневной эксплуатации

Автопилот
ИИ в ретейле, музыке, фармакологии: как Армения становится технологичной ИИ в ретейле, музыке, фармакологии: как Армения становится технологичной

Современная Армения — это не только туризм, но и центр высоких технологий

РБК
Любятинка и Рома Штайн Любятинка и Рома Штайн

Блиц-опрос с Ромой Штайном и Любятинкой

ЖАРА Magazine
«Я старше всех в команде»: история тестировщицы, сменившей профессию почти в 40 лет «Я старше всех в команде»: история тестировщицы, сменившей профессию почти в 40 лет

QA-инженер рассказала о смене профессии в зрелом возрасте

VC.RU
Загадка, которую ученые не могут разгадать уже 100 лет: что же случилось во Франции в ночь на 30 декабря 1902 года? Загадка, которую ученые не могут разгадать уже 100 лет: что же случилось во Франции в ночь на 30 декабря 1902 года?

В ночь на 30 декабря 1902 года жители Парижа проснулись от необычной тишины

TechInsider
Лишнего не надо Лишнего не надо

Что объединяет Памелу Андерсон и Анджелину Джоли?

VOICE
Вот одна из главных причин, почему человечество не может справиться с климатическим кризисом Вот одна из главных причин, почему человечество не может справиться с климатическим кризисом

Общество не научилось уделять достаточно внимания составлению учебников

TechInsider
Неизвестный предок «калаша»: а вы слышали про автомат Фёдорова? Неизвестный предок «калаша»: а вы слышали про автомат Фёдорова?

Почему армия отказалась от перспективной модели автомата и как она создавалась

TechInsider
Тихое искусство негромких обстоятельств Тихое искусство негромких обстоятельств

Почему мы по-разному смотрим на европейских и советских тихих модернистов

Weekend
Эмануэле Поллини: «Здесь сконцентрирована культура всего мира» Эмануэле Поллини: «Здесь сконцентрирована культура всего мира»

Талантливый итальянец с русской душой ворвался на ресторанный рынок Москвы

Bones
Ни в какие ворота: самые грубые и неприятные вещи, которые можно сделать в чужом доме (и даже не заметить!) Ни в какие ворота: самые грубые и неприятные вещи, которые можно сделать в чужом доме (и даже не заметить!)

Некоторые правила этикета неочевидны, но все же стоит их усвоить

VOICE
Как пережить череду новогодних вечеринок без потерь для внешности Как пережить череду новогодних вечеринок без потерь для внешности

Как не "потерять" лицо в череде новогодних вечеринок?

VOICE
Все без ума от «Уэнсдэй»: как Тим Бертон променял кино на сериалы и заново обрел всеобщую любовь Все без ума от «Уэнсдэй»: как Тим Бертон променял кино на сериалы и заново обрел всеобщую любовь

В чем успех сериала «Уэнсдэй»?

Правила жизни
«Русские коллекционеры сильно переплачивают»: что нам дает знание арт-рынка Фландрии «Русские коллекционеры сильно переплачивают»: что нам дает знание арт-рынка Фландрии

Как знание истории фламандского арт-рынка помогает понять искусство Рубенса

Forbes
Названы самые безопасные автомобили по результатам краш-тестов. Список Названы самые безопасные автомобили по результатам краш-тестов. Список

Наиболее безопасные модели авто: посмотрите, как их разбили в краш-тестах

РБК
Классики и современники. Часть 1 Классики и современники. Часть 1

Как спектакли по классическим произведениям выражали своё время

Полка
«Прости, но я не виноват»: 4 ошибки в извинениях — просите прощения правильно «Прости, но я не виноват»: 4 ошибки в извинениях — просите прощения правильно

Рассказываем о четырех ошибках, которые мы совершаем, извиняясь

Psychologies
Богатые и невезучие: 20 миллиардеров, попавших в паутину Сэма Бэнкмана-Фрида Богатые и невезучие: 20 миллиардеров, попавших в паутину Сэма Бэнкмана-Фрида

Внезапный крах FTX ударил по состояниям как минимум 20 богатейших людей мира

Forbes
Философия в комиксах: топ-5 фактов о «Хронозисе» таинственного мыслителя Резы Негарестани Философия в комиксах: топ-5 фактов о «Хронозисе» таинственного мыслителя Резы Негарестани

Комикс «Хронозис» — калейдоскоп из философских размышлений о природе времени

TechInsider
На игле: как выбрать новогоднюю елку и как за ней ухаживать На игле: как выбрать новогоднюю елку и как за ней ухаживать

Как правильно выбрать новогоднюю елку и продлить ей жизнь

Правила жизни
Зависть: что это за чувство и можно ли его побороть Зависть: что это за чувство и можно ли его побороть

Из-за чего в нас время от времени просыпается зависть

TechInsider
Как получали медицинскую помощь жители Российской империи Как получали медицинскую помощь жители Российской империи

Как лечили людей в России XIX века?

СНОБ
3 неудачных сценария знакомства, которые ты, скорее всего повторяешь раз за разом, и способы их избежать 3 неудачных сценария знакомства, которые ты, скорее всего повторяешь раз за разом, и способы их избежать

Часто, выстраивая отношения, мы бессознательно следуем привычным сценариям

Maxim
Открыть в приложении