Образ жизни
Ювелир Петр Аксенов переехал в Петербург и устроил в квартире на Адмиралтейской набережной светский салон. Гений места: когда-то этот дом построила чета Рукавишниковых — бабушка и дедушка Набокова, сам будущий писатель получал здесь домашнее образование, на третьем этаже жил Петр Ильич Чайковский, а на первом — пионер русской сейсмологии князь Борис Голицын. Теперь в синей гостиной с парадным видом на Неву читают лекции кураторы Эрмитажа и Третьяковской галереи, декламируют стихи актеры МДТ, а на музыкальных вечерах для друзей играют солисты филармонии. Еще одна функция этого роскошного пространства — шоурум ювелирного дома Axenoff Jewelry и новой линии предметов для дома Axenoff Home.
Как переехать в Петербург, поселиться в квартире бабушки и дедушки Набокова и превратить ее в музей имени себя
Впервые оказываясь у меня на Адмиралтейской набережной, гости восклицают: «Как ты нашел такую квартиру, когда переехал в Петербург?!» Все было наоборот: я переехал в Петербург, потому что квартира нашла меня. Это долгая история. Несколько лет назад меня пригласили возглавить пресс-отдел Санкт-Петербургской духовной академии: помочь разобраться с соцсетями и освоить новые каналы коммуникации. Пока я все это настраивал, мне предложили остановиться у меценатов Академии, которые временно не живут в Петербурге. Так я оказался в бывшем доходном доме Рукавишниковых — бабушки и дедушки писателя Владимира Набокова. Ольга Николаевна, урожденная Козлова, была дочерью первого президента Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Ее муж, Иван Васильевич Рукавишников — меценат, миллионер-золотопромышленник и дворянин — окончил в Петербурге юридический факультет и остался. Бельэтаж доходного дома на Адмиралтейской принадлежал самим Рукавишниковым, а остальные квартиры сдавались: пролетом выше несколько лет жил Петр Ильич Чайковский, а после него музыкальный и литературный критик Герман Ларош. Первый этаж занимал князь Борис Голицын, физик и сейсмолог. А в советские годы художник Отари Кандауров расписал парадную фресками. Конечно, здесь для меня все совпало — адрес, история, атмосфера.
Когда началась пандемия, я понял, что не могу оставаться в Москве. Там нет ни такой широты пространства, ни такого осознания себя, как в Петербурге. В Москве ты частица огромного организма, какого-то улья или муравейника, а здесь можешь себя почувствовать самостоятельной единицей и вообще собой. Особенно зимой: из окон дома Рукавишниковых видна замерзшая Нева, над ней парит торжественное петровское барокко Кунсткамеры и ни одного человека — изумительно! Мне говорили: «Как ты будешь жить в этом Петербурге? У них же ужасная погода!» Могу сказать, с момента переезда я ужасной погоды ни разу не наблюдал. Мне все здесь прекрасно. За мной не только оставили квартиру, но и разрешили поменять в ней обстановку. Для начала я перекрасил стены из красного в сине-голубой. Цвет выбрал не просто так: именно в этой гостиной юный Владимир Набоков проходил домашнее образование, поскольку дедушка критиковал гимназическое. В стихотворении 1947 года «Князю С. М.Качурину» писатель воображает тайную поездку в Россию — облачившись американским священником, он возвращается в дом своего детства на Адмиралтейской набережной:
Качурин, твой совет я принял
и вот уж третий день живу
в музейной обстановке, в синей
гостиной с видом на Неву.
Мне всегда казалось, что сине-голубой — очень петербургский цвет. Потом я заменил массивные хрустальные люстры на ампирные, зеркала на росписи, а в буфетной теперь копия плафона из версальского Трианона — ее выполнили студенты Академии художеств. В нишах гостиной я устроил что-то вроде альковов и затянул их тканью «Жар-птица» бренда Tissus Tartares дизайнера Ольги Томпсон — она производит их методом ручной печати на фабрике во Франции. Декоратор Альбина Назимова посоветовала повесить между нишами большое зеркало — его я нашел в антикварном магазинчике недалеко от Апраксина двора и покрасил золотой краской. Лампы купил на блошином рынке в Лионе, в Стамбуле — ткань икат и сделал из нее абажуры. Еще две лампы — мейсенский фарфор 1950-х годов.
На «Авито» я отыскал какие-то убитые стулья, покрасил их белой краской и заказал вышивку с ландышами — любимыми цветами императрицы Александры Федоровны. Потом притащил диванчик из гарнитура Гатчинского дворца: мне повезло познакомиться с какой-то бабулей, которая за смешные деньги продавала огромное количество антиквариата из своего загородного дома. Кресло из того же гарнитура купить, к сожалению, не успел.