Без SWIFT
Несмотря на риски отключения от SWIFT все новых и новых банков, российские внешнеторговые операции до сих пор ведутся преимущественно через этот сервис. Но постепенно будет выстроена альтернативная система обмена финансовой информацией

На момент подготовки этого материала девятый пакет санкций ЕС еще не был окончательно принят, но в СМИ попала информация о том, что некоторые страны якобы предлагали в рамках этого пакета отключить от системы передачи информации SWIFT Газпромбанк и ряд других крупных российских игроков. Появится ли эта мера в итоговом списке санкций, неизвестно. Но ясно, что сама идея постепенно лишать все новые и новые российские финансовые институты возможности совершать трансграничные расчеты в привычном и удобном режиме никуда не денется.
Крайний вариант — полный запрет банкам с «российской пропиской» пользоваться SWIFT, и некоторые финансисты считают, что к этому надо быть готовыми. Аргумент, что через Газпромбанк идут платежи за газ, поставляемый в Европу, постепенно потеряет актуальность. «В какой-то момент товарооборот между Россией и ЕС станет настолько незначительным, что SWIFT можно будет полностью отключить», — сказал «Эксперту» источник в крупном госбанке.
При этом наша внешняя торговля до сих пор в значительном объеме обслуживается через SWIFT: в силу своего монопольного положения на рынке передачи финансовой информации он остается самым удобным сервисом для большинства банков во всем мире, и искать ему замену ради торговли с Россией они пока не готовы.
Все еще монополист
Напомним: SWIFT не платежная, а информационная система. С его помощью один банк сообщает другому всю информацию о платеже — кому от кого и какая сумма пришла. Именно создание универсальной стандартной системы обмена такой информацией сделало SWIFT фактически монополистом во всем мире. Кстати, по иронии судьбы сам SWIFT был создан в середине 1970-х, чтобы разрушить монополию американского First National City Bank (предшественник Citibank) на платежном рынке.
Все попытки создать аналог SWIFT связаны именно с опасностью отключения от него. Это не получившая развития INSTEX, созданная ЕС для работы с Ираном, китайская Cross-Border Interbank Payment System (CIPS), к которой весьма непросто подключиться банкам не из Китая и которая работает преимущественно с внутрикитайскими трансакциями, и российская Система передачи финансовых сообщений (СПФС). Последняя передает сообщения в форматах, принятых в SWIFT, то есть в теории ее должно быть легко «состыковать» с программным обеспечением, изначально настроенным на SWIFT. И внутрироссийские платежи СПФС действительно в значительной степени «перевела на себя». Но не внешние.
По состоянию на конец февраля 2022 года к СПФС была подключена 331 организация, включая банки из Белоруссии, Армении, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Кубы. Весной глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что число стран, подключенных к СПФС, достигло двенадцати.
«Насколько я знаю, один из крупнейших банков Китая тоже подключен к СПФС. То есть речь идет о небольшом количестве валют и стран», — говорит старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» Андрей Сироткин.
В сентябре ВТБ объявил, что запустил переводы в Китай в юанях в обход SWIFT, но деталей не раскрыл. Предположим, что сопровождаться переводы могут через СПФС по договоренности с китайским игроком.
Старший вице-президент ИК Fontvielle Анастасия Хрусталева напоминает, что пока, согласно санкционным спискам, от системы SWIFT отключено десять российских кредитных учреждений, но остальные отказываются от применения этой системы добровольно, учитывая возросшие риски в международной финансовой системе для структур, аффилированных с Россией. При этом ограничения могут касаться только определенных категорий клиентов, плюс имеет значение география отправления.
