«Озорные частушки» Родиона Щедрина как эталонный комический балет
Мариинский театр отметил 90-летие композитора Родиона Щедрина двумя одноактными балетами: «Кармен-сюитой», созданной специально для Майи Плисецкой, и новой постановкой «Озорных частушек», спектаклем Театра балета имени Леонида Якобсона. Forbes Life рассказывает, как появились комические балеты, чем прославились и в чем ценность новой работы хореографа Вячеслава Самодурова, автора «Озорных частушек».
Исторически балет — не самое веселое искусство. Слезы и розы в нем всегда были предпочтительнее смеха. Тем не менее, старые мастера знали, что безостановочно рыдать на протяжении трех-четырех часов публике скучновато. Отсюда в старых спектаклях — то комический дуэт Кота в сапогах и Белой кошечки, то вездесущие шуты, то неунывающий Меркуцио, так и норовящий перетянуть зрительский успех, если зазеваются пресно-влюбленные Ромео и Джульетта.
Для шутки на балетном языке достаточно согнуть «утюжком» натянутый подъем — безупречная по чистоте линия сморщится. Или задрать плечо. Или направить стопы, всегда развернутые наружу, носками внутрь. Балет, от рождения говоривший высоким слогом, почти сразу же пытался снизить пафос, и мало найдется хореографов, не искавших для этого форму.
От Французской революции до драмы в колхозе
По праву старшинства первым комическим балетом обычно называют «Тщетную предосторожность». За две недели до Великой Французской революции в Бордо балетмейстер Жан Доберваль устроил собственную революцию. Впервые в истории на сцену в балете «Тщетная предосторожность, или Худо сбереженная дочь» вышли не идиллические пастухи и пастушки, а крестьяне. Конечно, это были крестьяне, сбежавшие с полотен Ватто и Буше, — розовощекие, упитанные, полные жизненных сил. Они виртуозно разыгрывали языком танца то, что позже трансформируется во французский водевиль: историю о том, как дочка богатой вдовы, влюбившись в простого, но ловкого и смекалистого парня, обводит вокруг пальца мамашу, которая пытается найти состоятельного жениха.
От той первой постановки не сохранилось ничего, кроме четко разработанного сюжета. Его почти без изменений повторяют разные версии, дошедшие до наших дней даже с музыкой разных композиторов. Самая известная и успешная принадлежит английскому хореографу Фредерику Аштону, который поставил ее в 1960 году. Аштон с дотошностью обыгрывал все повороты сюжета, заставляя зал хохотать уже при поднятии занавеса, когда на сцене появлялся ансамбль охорашивающихся курочек и петуха. Петух деловито предводительствовал в коллективе, потирая одну лапку о другую.
Неизменный хит постановки — танец в сабо, исполняемый мамашей. Особую пикантность номеру придает то, что роль мамаши Симон по древней балетной традиции отдана мужчине, а мужчины умеют подчеркнуть все маленькие женские уловки и ужимки.
В России патентованный комический балет — «Дон Кихот», поставленный в 1869 году в московском Большом театре. Мариус Петипа был не первым балетмейстером, обратившимся к роману Сервантеса. Но именно его спектаклю была уготована длинная счастливая жизнь, в ходе которой от оригинала сохранился лишь каркас безупречной драматургии, емко очерчивающей ситуации и характеры.
Печальный рыцарь в балете — лишь тот гвоздь, по меткому выражению Дюма, на который Петипа бесподобно подвесил свою танцующую картину. Спектр внимания сосредоточен на похождениях барселонского цирюльника Базиля и дочки трактирщика Китри, которые преодолевают все препоны, чтобы соединить свои судьбы. А на пути к счастью Китри умеет ловко подшутить над Базилем, вместо ножки оставляя ему для поцелуя воздух, смеяться над нелепым женихом-дворянином Гамашем, и переживать, когда Базиль врывается в кабачок, потрясая таким ножом, которым можно зарезать огромного быка.