Российские рестораны и кафе начали тестировать роботов-официантов

ЭкспертHi-Tech

Мурлыкающие роботы-официанты

Российские рестораны и кафе начали тестировать роботов-официантов. Вопреки обещаниям производителей пока роботы не способны полноценно заменить обслуживающий персонал, однако их наличие приводит к увеличению числа посетителей и общей выручки заведений

Екатерина Новикова

Роботы-официанты могут поднимать груз до 40–52 кг в зависимости от модели

В научно-фантастическом романе роботы-официанты наверняка выглядели бы как андроиды, а в реальной жизни они напоминают этажерки с подносами на колесиках и с дисплеем, где схематично изображены глаза и улыбка. Сегодня робота-официанта уже можно встретить в кафе и ресторанах российских городов, причем в регионах спрос на них со стороны рестораторов даже выше, чем в столице. Роботы умеют приветствовать посетителей, доставлять меню и заказ, забирать посуду, ставить музыкальный фон в кафе, а также поздравлять с праздниками и общаться с гостями заведения, например мурлыкать.

Появление роботов уже привлекает дополнительный трафик любопытных посетителей в заведения. Пока большой экономической выгоды от их использования для ресторанов нет — роботам еще многому нужно научиться, и полностью обходиться без поддержки человека они не могут, однако все больше российских заведений общественного питания подключаются к этому эксперименту.

Белла и Пуду развлекают гостей

Популярные модели роботов-официантов — BellaBot (Белла) и PuduBot (Пуду), которые уже используются в кафе и ресторанах, родом из Китая — их производит китайская компания Pudu Robotics. Они изготовлены из авиационного алюминиевого сплава, весят от 35 до 57 кг, могут поднимать груз до 4052 кг (10 или 13 кг на одном подносе) в зависимости от модели робота. Работоспособность такого официанта — от 12 до 24 часов, затем роботу нужно зарядить батарею — полная зарядка занимает около четырех часов. Российские дистрибьюторы обещают, что робот окупится за девять месяцев исходя из затрат на человека-официанта (зарплата, налоги, спецодежда, питание и прочее). Средняя зарплата официанта в России — около 35 тыс. рублей, в столице существенно выше — от 80 тыс. рублей. Робот-официант стоит от 750 тыс. рублей. Пока рестораторы предпочитают брать их в лизинг, цена аренды робота с установленным программным обеспечением в среднем составляет около 60 тыс. рублей в месяц.

«Нельзя сказать, что робот-официант сильно экономит время работы другого персонала, он требует вовлеченности сотрудников. Но робот развлекает гостей: люди улыбаются, разговаривают с ним, у них поднимается настроение», — поделилась опытом тестирования робота директор по маркетингу сети ресторанов «Сушкоф и Дель Песто» в Екатеринбурге Елена Лучанская.

Робота Pudu начали тестировать в «Сушкоф и Дель Песто» в августе этого года в одном из заведений сети. Киберофициант уже за первый месяц увеличил посещаемость в заведении. Причем на робота приходят посмотреть уже не только любители суши, но и местные знаменитости, а однажды даже приезжало китайское телевидение и снимало репортаж в ресторане. «Если раньше в среднем гость заходил в ресторан 2,8 раза в месяц, то в сентябре — три раза. А количество заказов в ресторане вместе с доставкой и самовывозом выросло с 12,3 тысячи до 12,9 тысячи в сентябре», — рассказала г-жа Лучанская.

В компании решили продлить аренду робота, а в декабре и вовсе планируют его выкупить; с учетом скидки за продолжительную аренду он обойдется сети в 400 тыс. рублей. В «Сушкоф и Дель Песто» присматриваются и к другим видам роботов, например, в заведении может появиться робот-няня, который будет следить за маленькими гостями.

Но, кажется, роботы-официанты уже выполняют работу няни: новые официанты очень нравятся детям, поэтому использование робота — особенно удачное решение для семейных кафе и ресторанов среднего сегмента.

«На данный момент в мире около 800 заведений использует роботов-официантов. В российских заведениях, конечно, пока их единицы, — отмечают в компании Smart Protection Items (SPI — официальный дистрибьютор роботов Pudu Robotics в России). — Однако пандемия повышает интерес к обслуживающим роботам: и здоровьем сотрудника не надо рисковать, и посетители чувствуют себя комфортно».

Роботам добавят голоса

В Казани такой «официант» присутствует в ресторане татарской кухни «Алан-Аш». Там нарядили робота в национальный костюм. А в кафе «Разжигатели» в Уфе робот-официант по имени Валя даже «завела» свой аккаунт в соцсетях, где регулярно хвастается чаевыми и делится подробностями своей работы. Используя одно и то же средство для привлечения гостей, кафе и рестораны находят индивидуальный подход, подчеркивая специфику именно своего заведения.

В октябре робот-официант появился и в Москве, в двух кофейнях сети «Шоколадница». Об опыте тестирования роботов рассказал операционный директор ГК «Шоколадница» Юрий Владыкин. В первую очередь необходимо работать с российской озвучкой роботов, считает он, поскольку голос роботов, который записали для российских пользователей, недостаточно звонкий, а это крайне важно в кафе, где много шума: фоновая музыка, разговоры, звук посуды и стульев. «Мы работаем над тем, чтобы изменить тембр голоса Беллы и Пуду, сделать его звонким и выделяющимся на общем фоне кофейни. Вроде бы мелочь, но она очень важна для того, чтобы скорость обслуживания робота была на высоком уровне», — говорит г-н Владыкин.

В «Шоколаднице» столкнулись и с проблемой передвижения роботов в зале. В кофейнях нет одинаковой и постоянной расстановки столов, а значит, посетители могут двигать столы и стулья, размещать на них одежду. «Белла останавливается перед препятствием, и просит ее пропустить, ее тембр голоса может сливаться с фоновыми звуками, тогда гости ее просто не услышат, — говорит Юрий Владыкин. — В итоге она может довольно долго стоять, потому что не находит возможности объехать столик или изменить маршрут».

Движение робота-официанта определяют специальные метки, которые крепятся к потолку заведения. Из-за этого есть определенные технические требования: наклейка с кодом должна находиться на высоте не более пяти метров и на ровном потолке. Система лазерного сканирования местности помогает роботу передвигаться по меткам и обходить препятствия. Однако робот может «обучаться». «После последнего обновления Белла приобрела возможность передвигаться в кофейнях, ориентируясь только на свои радары, без размещения специальных меток на потолке, поэтому количество и варианты кофеен, в которых можно использовать Беллу, резко расширились», — рассказывает Юрий Владыкин.

Насколько выросла производительность кофеен и облегчают ли роботы работу официантам, пока говорить рано, говорят рестораторы. В «Шоколаднице» первые результаты тестирования роботов в кофейнях будут подведены только в январе 2022 года, однако уже сейчас можно сказать, что роботы вызывают большой интерес и позитивные эмоции у посетителей. Гости возвращаются, чтобы еще раз посмотреть на робота-официанта или показать его знакомым. «Иногда люди не успевают с первого раза сориентироваться, достать смартфон и снять на видео робота, делают повторный заказ, чтобы уже приготовиться. Достают смартфон и снимают, как робот приезжает с заказом, привозит чашку кофе, Белла мяукает или желает приятного аппетита — это очень нравится гостям», — рассказал г-н Владыкин.

Скорее всего, роботы-официанты пока не станут массовым явлением, и это выгодно тем заведениям, которые уже приобрели их или взяли в лизинг. И очевидно, что функционал роботов будет расти — например, если раньше официант должен был подойти к роботу, чтобы отправить его в нужное место, то сейчас роботом можно управлять дистанционно. И кто знает, какие сюрпризы приготовили производители.

Фотография предоставлена компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Машина номер два Машина номер два

В Елабуге официально открылось серийное производство автомобилей Aurus

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Без аминокислот рынок мяса трясет Без аминокислот рынок мяса трясет

Животноводы столкнулись с дефицитом основных компонентов для кормовых добавок

Эксперт
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Рак излечим. И даже в России Рак излечим. И даже в России

Современные методы терапии рака очень дороги, но за ними будущее

Эксперт
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Маме доказано Маме доказано

Ульяна еще только начинающая актриса, но уже опытная дочь Ренаты Литвиновой

Maxim
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Ремонт без границ Ремонт без границ

Как Leroy Merlin меняет стратегию развития и трансформирует бизнес

Эксперт
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
5 вещей, которые следует выворачивать наизнанку перед стиркой 5 вещей, которые следует выворачивать наизнанку перед стиркой

Одежду с какими пятнами стоит выворачивать наизнанку для стирки

ТехИнсайдер
Я возвращаю ваш портрет Я возвращаю ваш портрет

Знакомство с профайлерами — специалистами, которые помогают ловить преступников

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Гений места Гений места

Интересные российские гиды — Алтай и Мончегорск

Новый очаг
Виктория Исакова Виктория Исакова

Актриса Виктория Исакова — о ДНК постсоветских 1990-х

Собака.ru
«7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно «7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно

Какие бытовые отходы считаются опасными и приносят наибольший вред природе

ТехИнсайдер
В погоне за трендами В погоне за трендами

Как следить за всеми модными веяниями и удачно внедрять их в свой гардероб

Лиза
Гений вещи Гений вещи

Сенсационные признания того самого мужа, который ничего не выбрасывает

VOICE
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
Новые русские ремесленники Новые русские ремесленники

Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники

Монокль
«Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы «Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы

Новые детективы, которые невозможно выключить, не узнав, кто же убийца

Forbes
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
Бьюти-словарик Бьюти-словарик

Сплэш, мист, тонер, эссенция – как не запутаться в названиях уходовых средств?

Лиза
5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью 5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью

Какие мифы о браке существуют и чем они опасны?

Psychologies
Алмаз из пробирки Алмаз из пробирки

Российские ювелиры — о лабораторно выращенных бриллиантах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером

Как не потерять китайского партнера?

Forbes
Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте

Как привлечь инвестиции и как при этом избежать самых распространенных ошибок?

Inc.
Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
5 недооцененных мест, куда стоит съездить 5 недооцененных мест, куда стоит съездить

Пять нераспространенных направлениях, которые удивят даже опытного туриста

Inc.
Открыть в приложении