Мурлыкающие роботы-официанты
Российские рестораны и кафе начали тестировать роботов-официантов. Вопреки обещаниям производителей пока роботы не способны полноценно заменить обслуживающий персонал, однако их наличие приводит к увеличению числа посетителей и общей выручки заведений
В научно-фантастическом романе роботы-официанты наверняка выглядели бы как андроиды, а в реальной жизни они напоминают этажерки с подносами на колесиках и с дисплеем, где схематично изображены глаза и улыбка. Сегодня робота-официанта уже можно встретить в кафе и ресторанах российских городов, причем в регионах спрос на них со стороны рестораторов даже выше, чем в столице. Роботы умеют приветствовать посетителей, доставлять меню и заказ, забирать посуду, ставить музыкальный фон в кафе, а также поздравлять с праздниками и общаться с гостями заведения, например мурлыкать.
Появление роботов уже привлекает дополнительный трафик любопытных посетителей в заведения. Пока большой экономической выгоды от их использования для ресторанов нет — роботам еще многому нужно научиться, и полностью обходиться без поддержки человека они не могут, однако все больше российских заведений общественного питания подключаются к этому эксперименту.
Белла и Пуду развлекают гостей
Популярные модели роботов-официантов — BellaBot (Белла) и PuduBot (Пуду), которые уже используются в кафе и ресторанах, родом из Китая — их производит китайская компания Pudu Robotics. Они изготовлены из авиационного алюминиевого сплава, весят от 35 до 57 кг, могут поднимать груз до 4052 кг (10 или 13 кг на одном подносе) в зависимости от модели робота. Работоспособность такого официанта — от 12 до 24 часов, затем роботу нужно зарядить батарею — полная зарядка занимает около четырех часов. Российские дистрибьюторы обещают, что робот окупится за девять месяцев исходя из затрат на человека-официанта (зарплата, налоги, спецодежда, питание и прочее). Средняя зарплата официанта в России — около 35 тыс. рублей, в столице существенно выше — от 80 тыс. рублей. Робот-официант стоит от 750 тыс. рублей. Пока рестораторы предпочитают брать их в лизинг, цена аренды робота с установленным программным обеспечением в среднем составляет около 60 тыс. рублей в месяц.
«Нельзя сказать, что робот-официант сильно экономит время работы другого персонала, он требует вовлеченности сотрудников. Но робот развлекает гостей: люди улыбаются, разговаривают с ним, у них поднимается настроение», — поделилась опытом тестирования робота директор по маркетингу сети ресторанов «Сушкоф и Дель Песто» в Екатеринбурге Елена Лучанская.
Робота Pudu начали тестировать в «Сушкоф и Дель Песто» в августе этого года в одном из заведений сети. Киберофициант уже за первый месяц увеличил посещаемость в заведении. Причем на робота приходят посмотреть уже не только любители суши, но и местные знаменитости, а однажды даже приезжало китайское телевидение и снимало репортаж в ресторане. «Если раньше в среднем гость заходил в ресторан 2,8 раза в месяц, то в сентябре — три раза. А количество заказов в ресторане вместе с доставкой и самовывозом выросло с 12,3 тысячи до 12,9 тысячи в сентябре», — рассказала г-жа Лучанская.
В компании решили продлить аренду робота, а в декабре и вовсе планируют его выкупить; с учетом скидки за продолжительную аренду он обойдется сети в 400 тыс. рублей. В «Сушкоф и Дель Песто» присматриваются и к другим видам роботов, например, в заведении может появиться робот-няня, который будет следить за маленькими гостями.
Но, кажется, роботы-официанты уже выполняют работу няни: новые официанты очень нравятся детям, поэтому использование робота — особенно удачное решение для семейных кафе и ресторанов среднего сегмента.
«На данный момент в мире около 800 заведений использует роботов-официантов. В российских заведениях, конечно, пока их единицы, — отмечают в компании Smart Protection Items (SPI — официальный дистрибьютор роботов Pudu Robotics в России). — Однако пандемия повышает интерес к обслуживающим роботам: и здоровьем сотрудника не надо рисковать, и посетители чувствуют себя комфортно».
Роботам добавят голоса
В Казани такой «официант» присутствует в ресторане татарской кухни «Алан-Аш». Там нарядили робота в национальный костюм. А в кафе «Разжигатели» в Уфе робот-официант по имени Валя даже «завела» свой аккаунт в соцсетях, где регулярно хвастается чаевыми и делится подробностями своей работы. Используя одно и то же средство для привлечения гостей, кафе и рестораны находят индивидуальный подход, подчеркивая специфику именно своего заведения.
В октябре робот-официант появился и в Москве, в двух кофейнях сети «Шоколадница». Об опыте тестирования роботов рассказал операционный директор ГК «Шоколадница» Юрий Владыкин. В первую очередь необходимо работать с российской озвучкой роботов, считает он, поскольку голос роботов, который записали для российских пользователей, недостаточно звонкий, а это крайне важно в кафе, где много шума: фоновая музыка, разговоры, звук посуды и стульев. «Мы работаем над тем, чтобы изменить тембр голоса Беллы и Пуду, сделать его звонким и выделяющимся на общем фоне кофейни. Вроде бы мелочь, но она очень важна для того, чтобы скорость обслуживания робота была на высоком уровне», — говорит г-н Владыкин.
В «Шоколаднице» столкнулись и с проблемой передвижения роботов в зале. В кофейнях нет одинаковой и постоянной расстановки столов, а значит, посетители могут двигать столы и стулья, размещать на них одежду. «Белла останавливается перед препятствием, и просит ее пропустить, ее тембр голоса может сливаться с фоновыми звуками, тогда гости ее просто не услышат, — говорит Юрий Владыкин. — В итоге она может довольно долго стоять, потому что не находит возможности объехать столик или изменить маршрут».
Движение робота-официанта определяют специальные метки, которые крепятся к потолку заведения. Из-за этого есть определенные технические требования: наклейка с кодом должна находиться на высоте не более пяти метров и на ровном потолке. Система лазерного сканирования местности помогает роботу передвигаться по меткам и обходить препятствия. Однако робот может «обучаться». «После последнего обновления Белла приобрела возможность передвигаться в кофейнях, ориентируясь только на свои радары, без размещения специальных меток на потолке, поэтому количество и варианты кофеен, в которых можно использовать Беллу, резко расширились», — рассказывает Юрий Владыкин.
Насколько выросла производительность кофеен и облегчают ли роботы работу официантам, пока говорить рано, говорят рестораторы. В «Шоколаднице» первые результаты тестирования роботов в кофейнях будут подведены только в январе 2022 года, однако уже сейчас можно сказать, что роботы вызывают большой интерес и позитивные эмоции у посетителей. Гости возвращаются, чтобы еще раз посмотреть на робота-официанта или показать его знакомым. «Иногда люди не успевают с первого раза сориентироваться, достать смартфон и снять на видео робота, делают повторный заказ, чтобы уже приготовиться. Достают смартфон и снимают, как робот приезжает с заказом, привозит чашку кофе, Белла мяукает или желает приятного аппетита — это очень нравится гостям», — рассказал г-н Владыкин.
Скорее всего, роботы-официанты пока не станут массовым явлением, и это выгодно тем заведениям, которые уже приобрели их или взяли в лизинг. И очевидно, что функционал роботов будет расти — например, если раньше официант должен был подойти к роботу, чтобы отправить его в нужное место, то сейчас роботом можно управлять дистанционно. И кто знает, какие сюрпризы приготовили производители.
Фотография предоставлена компанией
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl