Голливудская версия китайской легенды в новой идеологической реальности

ЭкспертСобытия

«Мулан»: отвергнутый дар Голливуда

Голливудская версия китайской легенды в новой идеологической реальности

Вячеслав Суриков

Главную роль в фильме «Мулан» исполнила китайская актриса Лю Ифэй. Disney

«Мулан» — голливудский проект, который вынужденно должен был преодолевать сразу несколько препятствий, и ни одно из них не смог пройти без потерь. Самая большая из них — то, что фильму не удалось выйти на экраны Северной Америки. Его премьера состоялась в марте, но в широкий прокат «Мулан» так и не вышел — помешал карантин. После нескольких переносов Disney предпочел выложить «Мулан» на стриминговый сервис Disney+. В китайский прокат фильм попал, но вместо восторгов по поводу того, с каким трепетом Disney относится к китайской культуре, компания получила упреки в низком художественном уровне ленты и исторических неточностях. И это при том, что фильм в первую очередь воспроизводит китайскую легенду, уже интерпретированную Disney в одноименном анимационном фильме, который стоит в ряду таких сверхуспешных проектов компании последнего десятилетия прошлого века, как «Король Лев», «Аладдин», «Красавица и чудовище», последовательно переводимых из анимационного формата в кинематографический.

«Мулан» угодил еще и в набирающее обороты экономическое и идеологическое противостояние США и Китая. Это придает совершенно новые смысловые оттенки содержанию фильма: главная героиня, имя которой вынесено в название, переодевается мужчиной, чтобы попасть в китайскую армию вместо отца, и там наравне со всеми остальными проходит воинскую подготовку. Когда же наступает час решительной битвы, ради того чтобы проявить свою силу в полной мере, Мулан открывает истинное лицо. Только благодаря ее и в самом деле необыкновенным способностям китайцы одерживают победу. Женщина сражается не просто как мужчины, она намного их превосходит. Мулан — обладательница очень сильной внутренней энергии ци, проявиться которой до сих пор мешало только то, что приходилось выдавать себе за мужчину. И только когда Мулан позволила себе стать самой собой, ее ци раскрылась и сделала ее непобедимой. В сюжете заключен очевидный обращенный к мировой аудитории феминистский посыл.

С другой стороны, ради чего главная героиня использует ци и когда она получает признание? В тот момент, когда применяет ее для спасения императора. Это становится высшей точкой воинской карьеры Мулан. При этом героиня совершает сверхъестественные усилия, на которые способна только она, и спасает жизнь верховного правителя, который и сам мужчина не промах, даром что его играет мастер боевых искусств Джет Ли, но все же без помощи женщины с необыкновенными способностями он не справляется. В знак благодарности император провозглашает Мулан носительницей одной из высших добродетелей — «преданность семье», что искупает все ее прегрешения, прежде всего попытки выдать себя за мужчину. Видимо, китайцы должны были в этот момент сконцентрироваться и пережить гордость за родную страну с тысячелетней историей. Финал фильма обращен к китайской аудитории, на кошельки которой Disney явно рассчитывал ничуть не в меньшей степени, чем на кошельки американцев.

Но в итоге оба идеологических посыла, вместо того чтобы сработать на разные аудитории, вошли в противоречие друг с другом. Одной аудиторией фильм был воспринят как китайский. Тем более что в нем нет ни одного актера неазиатского происхождения, что для Голливуда даже в его совместных с Китаем проектах не характерно. Disney настолько глубоко погрузился в китайский культурный контекст, что все остальные контексты были естественным образом вытеснены. Сказался и перевод фильма в другой формат: то, что в анимации воспринималось как элемент древней легенды с ее условной реальностью, в формате игрового кино стало слишком нарочитым. И китайцы, по всей видимости, восприняли его как чужеродный элемент. Тем самым они отвергли немыслимый по своей роскоши дар Голливуда, который тот не преподносил еще ни одной стране, что можно в зависимости от обстоятельств расценивать и как дань китайскому рынку, и как запущенного в него троянского коня.

Судьба фильма «Мулан» во многом объясняет и трудную прокатную судьбу самого дорогого в истории новейшего отечественного кинематографа проекта — фильма «Тайна печати дракона». Он тоже делался в расчете на китайский прокат, и продюсеры фильма, чтобы попасть туда, совершали немыслимые усилия, чтобы вписаться в тиски китайской цензуры. Мало того, в отличие от «Мулан», где кастинг ограничен только одной мировой знаменитостью китайского происхождения — Джетом Ли, продюсерам «Тайны печати дракона» помимо Джеки Чана, которого чтят как в самом Китае, так и во всем мире, удалось заполучить в свой фильм еще и Арнольда Шварценеггера. Но феноменальный дуэт не сработал и не произвел ожидаемого эффекта на аудиторию. Фильм вышел как совместная продукция с государственной кинокомпанией China Film Group, что позволило ему попасть в китайский прокат помимо квоты на иностранные фильмы, однако не избавило от недовольства отдела пропаганды ЦК КПК, который в случае «Тайны печати дракона» не позволил состояться полноценному прокату.

Нельзя назвать благополучным прокат «Тайны печати дракона» и на родной территории, что тоже роднит его с фильмом Disney. На «Мулан» посыпались обвинения в съемках на территории Синьцзяна, где, по сведениям правозащитников, находятся лагеря, в которых содержатся представители коренного населения этих территорий — уйгуров. А еще раньше попала под удар исполнительница главной роли Лю Ифэй, которая в разгар антиправительственных протестов высказалась в поддержку полиции Гонконга. Все это не могло не сказаться на кассовых сборах. Возможно, из-за этого Disney и ограничился онлайн-показами этого фильма. На создателей «Тайны печати дракона» обрушились обвинения в неисполнении долговых обязательств. В результате фильм остался без поддержки главных звезд — и Джеки Чана, и Арнольда Шварценеггера: ни тот ни другой не приехали на российскую премьеру фильма, что резко уменьшило масштаб кампании по его продвижению и значительно снизило прокатный потенциал.

В России оба фильма пока находятся примерно на одном и том же уровне кассовых сборов: «Тайна печати дракона» остановилась на уровне 5,7 млн долларов, «Мулан» же за первые три недели проката успел собрать 4,2 млн долларов, и его прокатный потенциал далеко не исчерпан. У фильма есть шанс догнать по сборам российско-китайский проект. Но сборы по всему миру неизмеримо выше, чем у «Тайны печати дракона», что обусловлено в первую очередь теми возможностями, которыми обладает Disney по продвижению и дистрибуции своих фильмов. В интервью «Эксперту» продюсер «Тайны печати дракона» Алексей А. Петрухин накануне проката фильма говорил: он очень надеется, что успех фильма позволит и дальше развивать совместное с Китаем кинопроизводство, которое могло бы оказаться и в самом деле очень перспективным с учетом потенциала местного кинорынка, который Китай смог создать в очень короткие сроки и который может, по прогнозам специалистов, в обозримом будущем обойти по объему американский прокат.

Китай, который на протяжении нескольких десятилетий впитывал голливудские технологии кинопроизводства и смог заметно поднять художественный уровень собственных фильмов, отказал как русским, так и американским кинематографистам в принятии даже самой дружественной и максимально контролируемой интерпретации собственных культурных реалий. В случае с «Мулан» этот отказ был менее показательным, чем по отношению к «Тайне печати дракона», но от этого не менее чувствительным. Китайцы создали собственный рынок и возвели вокруг него «китайскую стену», создав для иностранных фильмов максимальное количество барьеров. Опыт совместного с Китаем кинопроизводства показывает, что в результате зрители в любом случае получают фильм, в котором превозносятся ценности китайской культуры. Продюсеры, желающие проникнуть на кинорынок Китая, если и попадают на него, не получают ожидаемых сборов, одновременно по собственной воле превращаясь в проводников китайской культуры на Западе.

Китай со всей очевидностью готов вступить в схватку с Голливудом не только на собственной территории, но и по всему миру. Единственное, чего по-прежнему не хватает китайскому кинематографу, так это звезд международного уровня — главного сокровища Голливуда. Китайские кинематографисты это отчетливо понимают, но вместо того, чтобы идти на компромисс и выпускать проекты с участием голливудских звезд и продюсировать голливудские проекты с участием китайских актеров, они идут к цели самым сложным и самым амбициозным путем: без чьей-либо помощи. Благо внутренний рынок им это позволяет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шалите, бегайте, играйте Шалите, бегайте, играйте

Иван Сорокин меняет российскую систему образования и воспитания детей

Эксперт
«Inside out: моя неидеальная история»: Деми Мур рассказывает, как она пережила насилие «Inside out: моя неидеальная история»: Деми Мур рассказывает, как она пережила насилие

Отрывок из автобиографии Деми Мур

Esquire
Бегство наследника Бегство наследника

Алексей Петрович так боялся отца, что в итоге сбежал за границу

Дилетант
Утепляемся! Утепляемся!

Что обязательно должно быть в доме, чтобы в нем было комфортно в холодный сезон

Лиза
Илья Учитель: «Стрельцов не виноват» Илья Учитель: «Стрельцов не виноват»

В отечественный прокат выходит спортивная драма «Стрельцов»

Эксперт
Как избавиться от навязчивых мыслей: 6 лайфхаков Как избавиться от навязчивых мыслей: 6 лайфхаков

Как устранить возникшую тревожность и не зацикливаться на этом состоянии

РБК
Крутой поворот Крутой поворот

Единственная столичная особая экономическая зона «Технополис Москва»

Эксперт
10 советских автомобилей, которым не стыдно было оказаться иномарками 10 советских автомобилей, которым не стыдно было оказаться иномарками

Этими автомобилями могло бы гордиться не только отечество…

Maxim
Наталья Ухина. Позднее счастье дяди Володи... Наталья Ухина. Позднее счастье дяди Володи...

В шестидесятые телепрограмм было мало, дикторов - тоже. Они были кумирами

Караван историй
Кремний с нанопорами — материал с неисчерпаемыми возможностями Кремний с нанопорами — материал с неисчерпаемыми возможностями

Нанопористый кремний — перспективный материал для микроэлектроники и биомедицины

Наука и жизнь
Бар Рафаэли, модель Бар Рафаэли, модель

Известная израильская модель, за внешностью которой скрываются повороты судьбы

Худеем правильно
Стержни, спринклер, контейнмент: как устроена система безопасности АЭС Стержни, спринклер, контейнмент: как устроена система безопасности АЭС

Развиваем мифы о вреде атомной энергетики

Популярная механика
Слушай, а не смотри: как всего за 10 лет появилась индустрия российских подкастов Слушай, а не смотри: как всего за 10 лет появилась индустрия российских подкастов

Подкасты уверенно идут к тому, чтобы занять в сердцах слушателей место радио

Esquire
MAXIM рецензирует белорусский хоррор «Спайс бойз» MAXIM рецензирует белорусский хоррор «Спайс бойз»

Сначала это «Горько, предубеждение и зомби», а потом кино делает поворот не туда

Maxim
Звук тишины Звук тишины

Шесть простых стратегий для успокоения ума

Yoga Journal
Да не жир это: что такое «водный» вес и как грамотно его убрать Да не жир это: что такое «водный» вес и как грамотно его убрать

Почему организм задерживает лишнюю воду?

Playboy
Микроволновка помогла получить водород из пластиковых отходов Микроволновка помогла получить водород из пластиковых отходов

Микроволновка поможет в уничтожении отходов

N+1
Двойное проникновение труда и капитала Двойное проникновение труда и капитала

Английском вариант истории порноиндустрии в мини-сериале «Трудовые будни»

Weekend
Без призраков и монстров: 4 аттракциона, после которых ты не будешь прежней Без призраков и монстров: 4 аттракциона, после которых ты не будешь прежней

Самые страшные аттракционы, в которых принимают участие люди

Cosmopolitan
Привратник интернета: чем Google грозит иск от властей США Привратник интернета: чем Google грозит иск от властей США

Google обвиняют в том, он монополизировал рынок поиска и поисковой рекламы

Forbes
Я причиню тебе счастье! Я причиню тебе счастье!

Порой насилие скрывается под разными масками – например, искренней заботы

Лиза
«Оглашать не будем» «Оглашать не будем»

Об опознании тела Гитлера и расследовании обстоятельств его смерти

Дилетант
Водный ресурс Водный ресурс

Краткий гид по Кавказским Минеральным Водам

Лиза
Миллиарды по цене миллионов: астрономы создали самую подробную карту мироздания Миллиарды по цене миллионов: астрономы создали самую подробную карту мироздания

Ученые построили трехмерную карту взаимного расположения миллиарда галактик

Forbes
Самые странные примеры современной цензуры в кино, мультиках и даже эмодзи Самые странные примеры современной цензуры в кино, мультиках и даже эмодзи

Как цензура меняла фильмы, эмодзи и даже код

Maxim
9 стволов, которые перевернули мир — главные вехи в истории стрелкового оружия 9 стволов, которые перевернули мир — главные вехи в истории стрелкового оружия

Девять главных пушек в истории человечества

Maxim
Мегафауна: 10 невероятных созданий доисторической Австралии Мегафауна: 10 невероятных созданий доисторической Австралии

Огромный предок вомбата, гигантская черепаха, сумчатый лев и не только

Популярная механика
Мягко говоря Мягко говоря

Безгендерная коллаборация Moncler с ирландцем Джонатаном Андерсоном

Vogue
Нобелевскую премию по литературе получила американская поэтесса Луиза Глик. Почему она? Объясняет литературный критик Анастасия Завозова Нобелевскую премию по литературе получила американская поэтесса Луиза Глик. Почему она? Объясняет литературный критик Анастасия Завозова

Чем примечательна поэзия Луизы Глик

Esquire
65 лет взрыву советского линкора «Новороссийск», в котором погибли 829 человек 65 лет взрыву советского линкора «Новороссийск», в котором погибли 829 человек

Одна из крупнейших морских катастроф XX века

Maxim
Открыть в приложении