«Мулан»: отвергнутый дар Голливуда
Голливудская версия китайской легенды в новой идеологической реальности
«Мулан» — голливудский проект, который вынужденно должен был преодолевать сразу несколько препятствий, и ни одно из них не смог пройти без потерь. Самая большая из них — то, что фильму не удалось выйти на экраны Северной Америки. Его премьера состоялась в марте, но в широкий прокат «Мулан» так и не вышел — помешал карантин. После нескольких переносов Disney предпочел выложить «Мулан» на стриминговый сервис Disney+. В китайский прокат фильм попал, но вместо восторгов по поводу того, с каким трепетом Disney относится к китайской культуре, компания получила упреки в низком художественном уровне ленты и исторических неточностях. И это при том, что фильм в первую очередь воспроизводит китайскую легенду, уже интерпретированную Disney в одноименном анимационном фильме, который стоит в ряду таких сверхуспешных проектов компании последнего десятилетия прошлого века, как «Король Лев», «Аладдин», «Красавица и чудовище», последовательно переводимых из анимационного формата в кинематографический.
«Мулан» угодил еще и в набирающее обороты экономическое и идеологическое противостояние США и Китая. Это придает совершенно новые смысловые оттенки содержанию фильма: главная героиня, имя которой вынесено в название, переодевается мужчиной, чтобы попасть в китайскую армию вместо отца, и там наравне со всеми остальными проходит воинскую подготовку. Когда же наступает час решительной битвы, ради того чтобы проявить свою силу в полной мере, Мулан открывает истинное лицо. Только благодаря ее и в самом деле необыкновенным способностям китайцы одерживают победу. Женщина сражается не просто как мужчины, она намного их превосходит. Мулан — обладательница очень сильной внутренней энергии ци, проявиться которой до сих пор мешало только то, что приходилось выдавать себе за мужчину. И только когда Мулан позволила себе стать самой собой, ее ци раскрылась и сделала ее непобедимой. В сюжете заключен очевидный обращенный к мировой аудитории феминистский посыл.
С другой стороны, ради чего главная героиня использует ци и когда она получает признание? В тот момент, когда применяет ее для спасения императора. Это становится высшей точкой воинской карьеры Мулан. При этом героиня совершает сверхъестественные усилия, на которые способна только она, и спасает жизнь верховного правителя, который и сам мужчина не промах, даром что его играет мастер боевых искусств Джет Ли, но все же без помощи женщины с необыкновенными способностями он не справляется. В знак благодарности император провозглашает Мулан носительницей одной из высших добродетелей — «преданность семье», что искупает все ее прегрешения, прежде всего попытки выдать себя за мужчину. Видимо, китайцы должны были в этот момент сконцентрироваться и пережить гордость за родную страну с тысячелетней историей. Финал фильма обращен к китайской аудитории, на кошельки которой Disney явно рассчитывал ничуть не в меньшей степени, чем на кошельки американцев.
Но в итоге оба идеологических посыла, вместо того чтобы сработать на разные аудитории, вошли в противоречие друг с другом. Одной аудиторией фильм был воспринят как китайский. Тем более что в нем нет ни одного актера неазиатского происхождения, что для Голливуда даже в его совместных с Китаем проектах не характерно. Disney настолько глубоко погрузился в китайский культурный контекст, что все остальные контексты были естественным образом вытеснены. Сказался и перевод фильма в другой формат: то, что в анимации воспринималось как элемент древней легенды с ее условной реальностью, в формате игрового кино стало слишком нарочитым. И китайцы, по всей видимости, восприняли его как чужеродный элемент. Тем самым они отвергли немыслимый по своей роскоши дар Голливуда, который тот не преподносил еще ни одной стране, что можно в зависимости от обстоятельств расценивать и как дань китайскому рынку, и как запущенного в него троянского коня.
Судьба фильма «Мулан» во многом объясняет и трудную прокатную судьбу самого дорогого в истории новейшего отечественного кинематографа проекта — фильма «Тайна печати дракона». Он тоже делался в расчете на китайский прокат, и продюсеры фильма, чтобы попасть туда, совершали немыслимые усилия, чтобы вписаться в тиски китайской цензуры. Мало того, в отличие от «Мулан», где кастинг ограничен только одной мировой знаменитостью китайского происхождения — Джетом Ли, продюсерам «Тайны печати дракона» помимо Джеки Чана, которого чтят как в самом Китае, так и во всем мире, удалось заполучить в свой фильм еще и Арнольда Шварценеггера. Но феноменальный дуэт не сработал и не произвел ожидаемого эффекта на аудиторию. Фильм вышел как совместная продукция с государственной кинокомпанией China Film Group, что позволило ему попасть в китайский прокат помимо квоты на иностранные фильмы, однако не избавило от недовольства отдела пропаганды ЦК КПК, который в случае «Тайны печати дракона» не позволил состояться полноценному прокату.
Нельзя назвать благополучным прокат «Тайны печати дракона» и на родной территории, что тоже роднит его с фильмом Disney. На «Мулан» посыпались обвинения в съемках на территории Синьцзяна, где, по сведениям правозащитников, находятся лагеря, в которых содержатся представители коренного населения этих территорий — уйгуров. А еще раньше попала под удар исполнительница главной роли Лю Ифэй, которая в разгар антиправительственных протестов высказалась в поддержку полиции Гонконга. Все это не могло не сказаться на кассовых сборах. Возможно, из-за этого Disney и ограничился онлайн-показами этого фильма. На создателей «Тайны печати дракона» обрушились обвинения в неисполнении долговых обязательств. В результате фильм остался без поддержки главных звезд — и Джеки Чана, и Арнольда Шварценеггера: ни тот ни другой не приехали на российскую премьеру фильма, что резко уменьшило масштаб кампании по его продвижению и значительно снизило прокатный потенциал.
В России оба фильма пока находятся примерно на одном и том же уровне кассовых сборов: «Тайна печати дракона» остановилась на уровне 5,7 млн долларов, «Мулан» же за первые три недели проката успел собрать 4,2 млн долларов, и его прокатный потенциал далеко не исчерпан. У фильма есть шанс догнать по сборам российско-китайский проект. Но сборы по всему миру неизмеримо выше, чем у «Тайны печати дракона», что обусловлено в первую очередь теми возможностями, которыми обладает Disney по продвижению и дистрибуции своих фильмов. В интервью «Эксперту» продюсер «Тайны печати дракона» Алексей А. Петрухин накануне проката фильма говорил: он очень надеется, что успех фильма позволит и дальше развивать совместное с Китаем кинопроизводство, которое могло бы оказаться и в самом деле очень перспективным с учетом потенциала местного кинорынка, который Китай смог создать в очень короткие сроки и который может, по прогнозам специалистов, в обозримом будущем обойти по объему американский прокат.
Китай, который на протяжении нескольких десятилетий впитывал голливудские технологии кинопроизводства и смог заметно поднять художественный уровень собственных фильмов, отказал как русским, так и американским кинематографистам в принятии даже самой дружественной и максимально контролируемой интерпретации собственных культурных реалий. В случае с «Мулан» этот отказ был менее показательным, чем по отношению к «Тайне печати дракона», но от этого не менее чувствительным. Китайцы создали собственный рынок и возвели вокруг него «китайскую стену», создав для иностранных фильмов максимальное количество барьеров. Опыт совместного с Китаем кинопроизводства показывает, что в результате зрители в любом случае получают фильм, в котором превозносятся ценности китайской культуры. Продюсеры, желающие проникнуть на кинорынок Китая, если и попадают на него, не получают ожидаемых сборов, одновременно по собственной воле превращаясь в проводников китайской культуры на Западе.
Китай со всей очевидностью готов вступить в схватку с Голливудом не только на собственной территории, но и по всему миру. Единственное, чего по-прежнему не хватает китайскому кинематографу, так это звезд международного уровня — главного сокровища Голливуда. Китайские кинематографисты это отчетливо понимают, но вместо того, чтобы идти на компромисс и выпускать проекты с участием голливудских звезд и продюсировать голливудские проекты с участием китайских актеров, они идут к цели самым сложным и самым амбициозным путем: без чьей-либо помощи. Благо внутренний рынок им это позволяет.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl