Немного прозрачности не повредит: зачем компании раскрывают количество запросов от властей
«Яндекс» стала первой крупной российской IT-компанией, которая раскрыла статистику по выдаче данных пользователей властям и количеству таких запросов. Для известных международных интернет-компаний вроде Google, Apple, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Microsoft публикация таких отчетов раз в полгода является нормой в течение многих лет. Гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян рассказывает, почему другим российским интернет-компаниям надо брать пример с «Яндекса»
Для того, чтобы понять, зачем интернет-компании публикуют Transparency Report («Отчет о прозрачности»), стоит обратится к истории. Бытует мнение, что так они показывают свою открытость и ответственность перед акционерами и перед гражданским обществом. Но тот же Google начал публиковать отчет о прозрачности, по сути, как инструмент для диалога с властями, когда на волне документов Сноудена и общественного запроса компании стали пытаться противостоять секретным запросам о выдаче информации.
Интернет-компании занимают все более важную роль в нашей жизни: им приходится принимать сложные решение в отношении соблюдения законодательства в той или иной юрисдикции, например, балансировать между требованиями по обязательному хранению данных для целей правоохранительных органов (в США, Великобритании, Франции) и защитой персональных данных (ЕС — GDPR,