Владимир Войнович глазами Дмитрия Быкова

ДилетантЗнаменитости

Владимир Войнович

1.

Сатирики оказываются бессмертными по двум причинам: либо непобедим бичуемый ими порок, либо уникальны их художественные заслуги. У Войновича, что в принципе для России не редкость, хорошо обстоят дела с обоими пунктами. Думаю, он сильно огорчился бы, узнав, что «Москва 2042» оказалась не столько романом-предупреждением, сколько хроникой; впрочем, почти все приметы зрелого путинизма он застал. Описанное в «Чонкине» — то есть бардак в сочетании с тотальным контролем — тоже никуда не делось, а главное — черты советского человека, запечатлённые в самой пронзительной и горькой его повести «Путём взаимной переписки», и в постсоветском человеке доминируют: то ли гвозди, забитые советской властью, засели очень глубоко, то ли дело не в советской власти.

Рискну сказать, что подлинный масштаб Войновича стал очевиден именно сейчас. Войновича называли и фельетонистом, и кощунником, и примитивным антисоветчиком, и подобные ярлыки на него клеили не только советские контрпропагандисты, но и товарищи по диссидентству. Но сегодня сердце успокаивается именно чтением Войновича; и нечто подсказывает мне, что в прекрасной России будущего — как называют все послепутинскую Россию, не соглашаясь, однако, в её описаниях, — его сатира отнюдь не утратит актуальности. В чём-то он угадал русский характер, самую его сердцевину; угадал не только его крайности — слезливую сентиментальность, беспричинную ярость, непрошибаемую апатию, — но и самую их нерасторжимую связь, тотальную взаимообусловленность. Это уж не говоря о собственно художественных достоинствах — изобразительной мощи, разнообразных речевых масках и удивительной способности произносить гомерически смешные вещи с простодушно серьёзными интонациями.

Войнович отличался редкой витальной мощью и до последних дней — он умер в 2018 году на 86-м году жизни — производил впечатление человека здорового, крепкого и задиристого. Как сказал в одном телеинтервью Виктор Шкловский, «надо считать себя не то чтобы бессмертным, но трудноубиваемым». Думаю, исток его бодрости был во внутреннем равновесии, в том редком душевном здоровье, которое достаётся в качестве награды людям, живущим в согласии с совестью. Очень многие под действием страха, пропаганды, общественного мнения, а то и просто инерции, которая многое в нашей жизни определяет, говорят что положено, действуют в рамках договорённостей, то есть реализуют классический русский девиз «Плюнь да поцелуй у злодея ручку». Войнович плевать хотел на все эти условности, не признавая скидок ни на временные трудности, ни на враждебное окружение, ни на то, что Россия такая страна и иначе не может, так что либо терпеть, либо уезжать. Согласитесь, огромное большинство сегодняшних инакомыслящих, обжёгшись на опыте шестидесятников и растеряв остатки иллюзий, готовы согласиться с теорией так называемого глубинного народа: Россия всегда была такой, сегодняшнее её положение не эксцесс, эксцесс был в девяностые, дайте нам 20 лет спокойного развития, а теперь ещё 20 лет спокойного развития, а потом бы ещё десяточку, чтобы уж окончательно вымерли те, кто помнит Россию другой… Войнович, вообще говоря, далеко не сразу занялся интеллектуальным трудом — был у него опыт военнослужащего, строителя, целинника, а потому общеинтеллигентской внушаемости и склонности заявлять «Именно в этом сермяжная правда» у него не было. Он не склонен был к русофобским заявлениям типа «Это наш национальный характер» или «С нами иначе нельзя». Если он видел глупость, подлость, ложь, стукачество или бездарность, он называл это не национальным характером, а вот этими самыми своими именами. Войнович как раз и обладал тем самым русским национальным характером, который наводит ужас на врагов и вызывает уважение у друзей; а терпилы и государственные подхалимы, равно как и гопники с мандатом на гопничество, перефразируя Пастернака, пусть не примазываются.

2.

Он родился в Сталинабаде в 1932 году, мать — учительница, еврейка, отец — русский с сербскими корнями, журналист, фронтовик, репрессированный в 1936-м, вышедший в начале 1941-го и тяжело раненный на фронте. После восьми классов Войнович поступил в ремесленное училище, работал столяром, три года служил в армии, работал в Москве на стройке, учился на истфаке пединститута имени Крупской, был младшим редактором отдела сатиры и юмора на радио, а в 1961 году напечатал в «Новом мире» повесть «Мы здесь живём». Это был билет в большую литературу. Одновременно Войнович сочинял песенные тексты (стихи вообще писал с юности, но всерьёз к ним никогда не относился), и его песню «Заправлены в планшеты космические карты» похвалил Хрущёв. Это был билет уже не только в литературу, а и в безбедное существование, но вскоре после этого Войнович напечатал повесть «Хочу быть честным», которая вполне соответствовала названию и быстро рассорила автора с носителями официальной бодрости. Собственно, с неё и начинается тот Войнович, которого называют сатириком, отчего-то полагая, что этот ярлык отменяет серьёзную прозу. Напротив, он подчёркивает готовность автора работать в самом серьёзном жанре.

Тут любопытная закономерность: советский литературный канон предписывал прозаикам сначала знакомство с жизнью рабочего класса, а потом её освещение. Жизнь следовало постигать с низов. И вот о творческой интеллигенции все писали охотно, потому что эту творческую интеллигенцию знали и к ней принадлежали, а о пролетариате писали — если брать настоящую прозу, с характерами и проблемами, а не халтуру, — три человека: Владимов («Большая руда»), Войнович («Мы здесь живём») и Максимов («Мы обживаем землю»). Обратите внимание даже на сходство названий у Максимова и Войновича. И что интересно: уезжали и в диссиденты попадали все талантливые люди, но только из этих трёх авторов рабочей темы получились настоящие, матёрые враги советской власти: Владимов — главный редактор энтээсовских «Граней» и руководитель московского отделения «Международной амнистии»; Максимов — главред «Континента», организатор литературного процесса; Войнович — не просто уехал, а выслан, предварительно его отравили психотропным препаратом (выжил; то есть и тогда у них случались осечки), написал на прощание такое письмо Брежневу, что вспоминается переписка Грозного с Курбским. То есть пролетарский опыт оказывает интересное влияние на характер: в ГБ почему-то думали, что их главные враги — гнилые интеллигенты. А интеллигенты как раз рефлексируют, сомневаются, сосуществуют до последнего. Тогда как пролетарии — вроде гонителя христиан Савла, который, духовно переродившись, стал самым радикальным из апостолов. Пролетарию трудней стать диссидентом, да, но если уж он встал на этот путь, то идёт по нему до конца. Как Анатолий Марченко, умерший после многомесячной голодовки. Не интеллигентов надо бояться, а пролетариев — таких, как герой «Хочу быть честным», прораб Самохин. Высшее образование у него есть, а выбиться в начальники — выше старшего прораба — он не может никак, и не стремится. Готовы все документы на утверждение его главным инженером, но, чтобы принять дела, он должен с опережением, согласно обязательствам, сдать дом. А дом с недоделками, причём такими, что устранить их за месяц невозможно; при этом материалов не хватает, олифы вообще не достать, а без неё двери рассыхаются… Но если б это был перечень «отдельных недостатков», никто бы эту вещь не заметил: вполне разрешалось писать, что где-то кое- чего у нас недостаёт, но в целом-то мы движемся! Развиваем и укрепляем! Войнович посягнул на большее — он изобразил такую беспросветность пролетарской жизни, такой всеобщий пофигизм, такое отсутствие хоть какого-то просвета, что единственным светлым пятном в жизни старшего прораба Самохина становится воспоминание о любви к десятикласснице Розе, которая в сорок первом не успела уехать из Киева и лежит в Бабьем Яру. И при этом все врут на каждом шагу, и это стало главной причиной бессмыслицы (про жуткий быт можно не упоминать, он уже как погода — неотменим). В результате, когда Самохина свалил инфаркт, он с ужасной ясностью сознаёт:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дядька императора Дядька императора

В Российской империи воспитание царских отпрысков было делом политическим

Дилетант
Как еда и физическая активность влияют на наш эмоциональный фон Как еда и физическая активность влияют на наш эмоциональный фон

Как мы можем управлять собственным настроением?

РБК
Эпоха тюрок. Печенеги Эпоха тюрок. Печенеги

С IX века хозяевами Великой степи становятся тюркоязычные народы

Дилетант
Слушай, а не смотри: как всего за 10 лет появилась индустрия российских подкастов Слушай, а не смотри: как всего за 10 лет появилась индустрия российских подкастов

Подкасты уверенно идут к тому, чтобы занять в сердцах слушателей место радио

Esquire
Ольгерд vs Дмитрий Ольгерд vs Дмитрий

«Собирателем» русских земель могло стать Литовское, а не Московское княжество

Дилетант
Ты же девочка! Алина Фаркаш о том, как дискриминируют женщин, не замечая этого Ты же девочка! Алина Фаркаш о том, как дискриминируют женщин, не замечая этого

Как общество дискриминирует женщин и девочек

Cosmopolitan
Страшное место Сандармох Страшное место Сандармох

Что было в лесном урочище Сандармохе

Дилетант
Присела на уши Присела на уши

Ты устала от жалоб на жизнь, но как отказать подруге?

Лиза
Погоня великих литовских князей Погоня великих литовских князей

В червлёном поле серебряный всадник на серебряном коне — герб «Погоня»

Дилетант
Как создать международные деньги нового качества Как создать международные деньги нового качества

Евразийским странам стоит подумать о своей наднациональной валюте

Эксперт
Подлинная история д’Артаньяна Подлинная история д’Артаньяна

Жизнь д’Артаньяна точно нельзя назвать скучной

Дилетант
Настя Паутова Настя Паутова

Студентка Льва Эренбурга придумывает мемы про Бродского и Тарковского

Собака.ru
Из тьмы веков, из топи блат Из тьмы веков, из топи блат

Кто жил на землях, на которых в XIII веке возникла литовская держава?

Дилетант
Кто и зачем снимает короткометражное кино Кто и зачем снимает короткометражное кино

Что происходит с последним — короткометражным кино

СНОБ
Нелюбимая жена — мать нелюбимого сына Нелюбимая жена — мать нелюбимого сына

Судьба Евдокии Лопухиной сложилась драматично

Дилетант
8 невероятных материалов, из которых изготавливают одежду 8 невероятных материалов, из которых изготавливают одежду

Можно ли гладить утюгом паучий шелк, сядет ли шапка из шерсти мамонта

Maxim
Месть внука Месть внука

Сын казнённого царевича Алексея едва не пустил прахом все начинания деда

Дилетант
Как Рамзан Кадыров комментирует жестокое убийство французского учителя Самуэля Пати Как Рамзан Кадыров комментирует жестокое убийство французского учителя Самуэля Пати

Реакция Рамзана Кадырова на жестокое убийство французского учителя Самуэля Пати

СНОБ
Монарх под видом демократа Монарх под видом демократа

Октавиан Август не стал повторять ошибок Цезаря

Дилетант
Бизнесмены назвали 6 ошибок, которые никогда не совершают успешные люди Бизнесмены назвали 6 ошибок, которые никогда не совершают успешные люди

Учась на чужих провалах, можно добиться по-настоящему больших успехов

Playboy
Операция «Поимка» Операция «Поимка»

Пётр I хотел во что бы то ни стало вернуть сбежавшего из России сына

Дилетант
Место рождения Место рождения

Узнаем о корнях журнала и посещаем офис Hubert Burda Media

Лиза
Почем газ для народа? Почем газ для народа?

Для нескольких миллионов семей газификация их жилищ — годами лелеемая мечта

Эксперт
Деменция, моя любовь Деменция, моя любовь

Дебютный фильм Вигго Мортенсена «Падение» — история об отношениях с родителями

Weekend
Путь «диктатора» Путь «диктатора»

Почему князь Трубецкой не пришёл на Сенатскую площадь?

Дилетант
@V0Vo4ka, к доске! Все, что стоит знать об онлайн-образовании @V0Vo4ka, к доске! Все, что стоит знать об онлайн-образовании

Самоизоляция просто ускорила то, что и так было неизбежным

Maxim
Операция «Мавзолей» Операция «Мавзолей»

Как из вождя мирового пролетариата, атеиста и сторонника кремации сделали мумию?

Дилетант
Disney научила робота реалистичному зрительному контакту Disney научила робота реалистичному зрительному контакту

Этот робот моргает и имитирует саккады

N+1
«Большевики, прямо скажем, хуже дерьма» «Большевики, прямо скажем, хуже дерьма»

Изъятие «излишков» зерна стало главной причиной массового голода на селе

Дилетант
Эдипов комплекс: виноват ли он в наших сексуальных проблемах? Эдипов комплекс: виноват ли он в наших сексуальных проблемах?

Кому может навредить установка о подавлении запретных эротических импульсов

Psychologies
Открыть в приложении