Маркетплейс для дизайнера одежды
Московский инновационный кластер запустил электронную платформу, с помощью которой швейные компании и дизайнеры смогут подобрать для себя контрактное производство, а фабрики — загрузить пустующие мощности
На днях на сайте Московского инновационного кластера (МИК) i.moscow заработала Биржа контрактного производства для легпрома. Это платформа для дизайнеров и одежных компаний, которые могут разместить на ней заказ на пошив изделий и получить список подходящих для этого фабрик. По замыслу разработчиков, агрегатор должен помочь швейным фабрикам получить новые контракты и увеличить загрузку мощностей (с начала пандемии около 40% мощностей фабрик остаются незагруженными). С другой стороны, и одежные компании ищут контрактное производство внутри страны, так как из-за пандемии условия и сроки создания коллекций за рубежом сильно изменились.
Московский грант на оператора платформы выиграла ГК «Портновская мануфактура Shishkin» — екатеринбургская компания, которая десять лет занимается пошивом мужской одежды. «Главный посыл этой биржи — заказы отечественных компаний должны исполняться на отечественных фабриках, а не уходить на производства в Китай и Бангладеш. Сегодня практически все виды изделий можно произвести на наших фабриках, при этом точно быстрее, качественно и зачастую дешевле, чем в Китае», — рассказывает Дмитрий Шишкин, председатель комитета по швейной промышленности Союзлегпрома, владелец ГК «Портновская мануфактура Shishkin».
Если в сфере легпрома агрегатор будет успешно работать, к сервису могут подключить и другие отрасли — металлообработку, фармацевтику, приборостроение. «Биржа контрактного производства задумывалась как удобная цифровая среда, в которой любой бизнес из разных отраслей может найти себе индустриального партнера», — говорит руководитель МИК Анатолий Валетов.
Подражая Китаю
В Китае платформы по типу биржи контрактного производства давно работают, существенно упрощая поиск фабрик по заданным параметрам: ее месторасположение, возможный объем производства и качество. Этим сервисом пользуются заказчики со всего мира, включая российские компании, которым сегодня проще найти контрактное производство в Китае, чем в России.
До настоящего времени в России небольшие производства и вовсе не могли попасть в поле зрения заказчика. За подбором фабрики можно было бы обратиться в специализированные консалтинговые компании, которые эффективно работают в европейских странах и США. «Подобные компании есть и на нашем рынке, но их функционал по поиску производств развит очень слабо», — рассказывает Олег Воронин, CEO одежного бренда I Am Studio. Эффективнее всего работают именно платформы-агрегаторы. «Платформа-агрегатор — удобное решение, которое позволит в одном месте увидеть сразу всех отечественных поставщиков и оценить их возможности, наладить контакты. При условии, что там будут реальные рабочие варианты производств, ориентированные на наш ассортимент, уровень качества, цен и объемы. При этом важным фактором для нас остается личный визит на фабрику для оценки ее мощностей и знакомства с командой», — говорит Михаил Уржумцев, генеральный директор компании Melon Fashion Group.
Сейчас к платформе подключены 70 фабрик, до конца года, по плану, к ней должны подключить 300 отечественных фабрик, прошедших аккредитацию. «Мы начали с лидеров рынка, чье техническое оснащение нам лучше всего известно, это, например, фабрики “Техноавиа”, “Ростекстиль”, “Сударь”, БАСК, “Александрия”. Исходя из имеющегося оборудования мы можем понять, какие изделия производит та или иная фабрика», — говорит г-н Шишкин.
В пандемию 35–40% мощностей швейных фабрик в стране оказались незагруженными
Аккредитация на платформе швейных производств только первый этап в развитии биржи. На втором этапе будет происходить внедрение системы рейтинга, что должно стимулировать компании учиться развиваться в конкурентной среде, сравнивать себя с коллегами по цеху, добиваться конкурентных преимуществ. У создателей платформы также есть идея развивать дополнительные сервисы, специализирующиеся на швейной отрасли, — от разработки эскизов до работы с готовым изделием, чтобы помогать небольшим брендам решать производственные задачи. «Современные реалии таковы, что идеи рождаются очень быстро и у команды из дизайнеров, инженеров и маркетологов нет времени строить свое производство. На бирже контрактного производства мы сделали детальный рубрикатор, пользуясь которым можно легко и быстро подобрать нужного исполнителя на ту или иную работу», — рассказывает Анатолий Валетов.
Платформа контрактного производства для легпрома работает в открытом доступе, и она универсальна: начать поиск фабрики на ней может как дизайнер с заказом на пять пальто, так и крупная компания с тысячным тиражом. В первую очередь заказчик формирует запрос, где указывает основные параметры заказа — объем производства, сроки, качество пошива, тип ткани. Основной пункт для принятия решения заказчиком — описание фабричного оборудования. По мнению дизайнеров, самым сложным вопросом в работе с фабриками через новую платформу может стать отсутствие у них необходимого оборудования. «Очень важным аспектом является размещение на платформе только проверенных производителей, у которых в тестовом режиме размещались заказы и весь цикл производственной цепочки отработан. Риски заключаются и в том, что на платформу будут добавлены фабрики, которые не обладают необходимым уровнем менеджмента и не способны выполнять заказы», — считает дизайнер Алена Ахмадуллина.
Оператор биржи уверяет, что техническому аудиту при отборе фабрик уделяется первостепенное внимание: при аккредитации фабрики подробно описывают, какое оборудование имеется на производстве и с какими типами изделий они работают. «Нам очень важно исключить из этой цепочки компании, которые заявляют себя как фабричные производства, а по факту являются только посредниками между фабрикой и заказчиком. Поэтому “Союзлегпром” и МИК проводят технический аудит оборудования, мощностей и качества пошива. Если фабрика доказывает соответствие нашим параметрам, она аккредитовывается», — говорит г-н Шишкин.
Вернуть свои мощности
Сводная статистика по швейной отрасли России показывает, что сейчас около 40% мощностей швейных фабрик не загружены. С апреля, когда началась активная борьба с пандемией, большинство фабрик перешли на производство масок и защитных костюмов для врачей. И до сих пор половина отечественных фабрик продолжает производить эти изделия — на них приходится половина загрузки мощностей. Вторая часть используется фабриками под пошив собственных коллекций либо под контрактные заказы. Производство защитных изделий сохраняет фабрику в точке безубыточности, прибыли при этом фабрики никакой не получают либо она минимальна. При этом оборот компаний отрасли начиная с января этого года до настоящего времени сократился в среднем на 20%. Поэтому предприятия заинтересованы в выходе на электронную площадку, которая позволит находить заказы на контрактное производство. По оценкам МИК, платформа даст возможность увеличить загрузку мощностей на 10–12%.
И такой шанс у фабрик сегодня есть. До недавнего времени российские фабрики проигрывали в конкурентной борьбе китайскому легпрому: китайские фабрики предлагали более привлекательные расценки, сервисный подход, высокое качество пошива и быстрое исполнение заказа. Но за последние годы ситуация кардинально изменилась. Одним из главных преимуществ китайцев была более низкая цена, но сейчас из-за роста заработной платы в Китае цены сравнялись с российскими или даже стали выше. Второе преимущество китайцев — короткие сроки производства — тоже сходит на нет: из-за пандемии они заметно увеличились, поскольку во время карантина фабрики были вынуждены прервать работу на несколько месяцев. Сегодня на китайских фабриках скопилось большое количество невыполненных заказов, с которыми быстро справиться они не в состоянии. Сейчас минимальный срок исполнения заказа — четыре-пять месяцев, в России же средний срок производства около двух месяцев. Пандемия внесла и другие коррективы в пользу российских производств: снижение покупательского спроса привело к сокращению коллекций у швейных компаний, и им стало невыгодно размещать производство малых партий изделий за рубежом. Кроме того, китайские фабрики были привлекательны из-за возможности работать по подрядной схеме, когда фабрика берет на себя не только пошив изделия, но и подбор фурнитуры и ткани для него. В России эта схема тоже стала развиваться: до 40% фабрик уже принимают заказы по подрядной схеме. Правда, пока их объемов и уровня сервиса недостаточно для того, чтобы переманить к себе компании, которые работают с крупными китайскими фабриками: «Мы производим часть коллекции в России. Полностью перейти на российское производство не можем, так как некоторые виды ассортимента технологически качественнее выполнять в других странах. К сожалению, в России производство возможно только по давальческой схеме, ограничены и возможности по принтованию и декоративным отделкам», — говорит Алена Ахмадуллина.
Тем не менее по совокупности факторов Россия сейчас выглядит перспективной для производства товаров легпрома площадкой, прежде всего в массовом сегменте рынка. Это поняли крупные международные бренды — Fisher, Ikea, H&M, Zara, Under Armour. Сегодня они уже размещают часть своих заказов на российских фабриках.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl