65 лет взрыву советского линкора «Новороссийск», в котором погибли 829 человек
Одна из крупнейших морских катастроф XX века.
Изначально линкор Черноморского флота ВМФ СССР «Новороссийск» был итальянским. Он был построен в Италии в 1910–1913 годах, принадлежал прогрессивной по своим временам линейке линкоров типа «Конте ди Кавур» и назывался «Джулио Чезаре».
СССР получил дредноут после войны, в 1948 году, когда страны-победительницы принялись делить итальянский военный флот. Вообще-то СССР претендовал на три новых линкора типа «Литторио», но получил старенький, хоть и по-прежнему внушительный «Джулио Чезаре».
Проблемы с «Чезаре-Новороссийском» начались практически сразу. Ррусским достался корабль в плачевном состоянии: с 1943 по 1948 год дредноут стоял на приколе, без должного технического обслуживания, и успел пообтрепаться. Да и вообще он строился по стандартам 30-летней давности, и это чувствовалось, особенно в том, что касалось условий жизни экипажа.
Например, первым делом, вместе с обновлением электромеханической части линкора, пришлось в ускоренном режиме отстраивать на судне камбуз, так как до этого готовили прямо на палубе. Все ремонтные работы на корабле приходилось проводить по наитию: техническая документация на русском, разумеется, отсутствовала, итальянского же никто на корабле не знал. Переводчики не помогли — требовалось владение техническим вокабуляром. В общем, переход из итальянского флота в советский шел с трудом.