Юрий Левитас: «Мы начали использовать в фаст-фуде бизнес-модель IT-индустрии»
Основатель и совладелец Black Star Burger Юрий Левитас открывает новую сеть закусочных «Фридог», в которых каждый может получить один хот-дог бесплатно. Официальное открытие состоится 29 октября, но несколько точек в Москве уже работают и, как заявляет их владелец, привлекают все больше посетителей, принадлежащих к «поколению Z». В интервью Forbes Russia господин Левитас рассказал о том, как работает эта бизнес-модель, о планах продвижения франшизы и о своей собаке. Бизнесмен уверен в том, что в фаст-фуде при затратах в 5 тысяч рублей в день на раздачу бесплатных хот-догов вполне реально зарабатывать до 100 тысяч рублей в месяц.
- Вы говорили, что хотите совершить революцию в фаст-фуде. В вашей новой сети закусочных «Фридог» каждый может получить один хот-дог бесплатно. Признайтесь, это не совсем благотворительность, а какой-то хитрый маркетинговый ход?
- Эту концепцию придумал не я, она давно работает в IT-индустрии. В ней есть своя финансовая модель – да, она не супермаржинальная и больше рассчитана на то, чтобы привлекать людей. Но вот когда вы смотрите Netflixи вам дают месяц бесплатно, вы же не пишете им в техподдержку – в чем подвох, зачем мне бесплатный месяц? Нет, вы с удовольствием пользуетесь этой услугой, а потом вы можете ее просто выключить и не быть ничем обязанным компании Netflix. Или игры – есть AngryBirdsи Clash of Clans. Первая была платной, а вторая – бесплатной, и у Clash of Clans капитализация выше, она популярнее. Эта модель работает и с едой. В ней есть и элемент благотворительности, и PR. Все это вместе дает заработок, иначе мы бы не стали открывать много точек сразу.
- А сколько точек вы уже открыли в Москве?
- Сегодня в Москве открылись уже пять наших собственных точек, а всего собираемся открыть их около 20. У нас уже есть большое количество заявок и по франшизе. Мы планируем сделать ее бесплатной (без паушального взноса) – и здесь тоже нет никакого подвоха. Платная франшиза – та, которая с именем: например, BlackStarBurgerне составляет большого труда продвигать себя с Тимати, его знает вся страна. А FreeCompanyникто пока еще не знает, поэтому для того, чтобы масштабироваться быстро, нужно раздать франшизу бесплатно, сделать ее товарной и уже работать с роялти. Желательно, конечно, это сделать так, чтобы франчайзи были грамотными, то есть какой-то конкурс для них все-таки будет.
- Вернемся на шаг назад. Кто входит в вашу целевую аудиторию, на кого рассчитан проект?
- Мне все друзья говорили: к тебе встанет очередь из бездомных и малоимущих! Но ничего такого не происходит. На самом деле, потребности этих социальных групп в бесплатной еде закрывает – по крайней мере, в других странах, но и в России частично тоже – государство или меценаты, церковь. А вот наша ниша – это простой студент, это человек, забывший дома деньги, это тот, кто хочет попробовать из интереса, кто думает, как вы – а в чем подвох? Основная целевая аудитория – «поколение Z». Они не хотят ни за что платить: у них уже есть бесплатный интернет с мессенджерами, шеринг жилья – почему же еда должна быть платной, черт побери? Ведь это базовая потребность!
Да, конечно, я должен заработать, чтобы заплатить поставщику и производителю еды, а для этого мне нужно эту еду продать. Каждый проданный хот-дог оплачивает один бесплатный. Наша цель, когда компания вырастет, – выход акций на IPO. Думаю, в будущем появятся фаст-фуды с полностью бесплатной едой!