Железные леди. Как IT-компании и интернет-технологии становятся социальным лифтом для женщин
Forbes Woman поговорил с женщинами, сделавшими карьеру в IT, и с теми, кто начал свой бизнес в онлайне с нуля, без специального образования и опыта. Они рассказали, чего стоит женщине попасть в топ-менеджмент, где зарплаты в среднем 1,5 млн рублей, и как грамотно воспользоваться возможностями постоянно меняющихся технологий, будь то продажа десертов в «Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» или создание собственного образовательного приложения
IT стали главным социальным лифтом XXI века, стирающим географические и гендерные границы для востребованных специалистов. Интернет и информационные технологии дали женщинам возможность быстрее строить карьеру и получать зарплаты наравне с мужчинами, превратив любимое дело в бизнес. Однако, как показывает статистика, женщины в России мало пользуются возможностями этой сферы. Например, российские родители в три раза реже рекомендуют специальности и профессии в IT своим дочерям, чем сыновьям, об этом говорят результаты опросов аналитического центра НАФИ, проводившихся при поддержке Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации и компании Google. По данным HeadHunter, в 2019 году в IT-секторе работало только 20% женщин, в топ-менеджменте IT их всего 7%. Только 53% предпринимательниц используют интернет в бизнес-процессах и 37% интегрируют существующие цифровые технологии в свое дело, как показывают исследования общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России».
IT и гендер в России
«IT — одна из тех областей, которые растут и развиваются во всем мире. IT — это не только программисты, это PR, маркетинг, продукты, контент. Зарплаты топ-менеджмента в IT могут достигать 1,5 млн рублей без учета опционов. А средний уровень компенсаций на 15–20% выше, чем в других отраслях, кроме газа и нефти», — говорит Алена Владимирская, хедхантер, руководитель лаборатории карьеры своего имени.
В России крупнейшие IТ-компании складывались в 1990–2000-х, когда мало кто мог предположить, что этот сектор станет одним из ключевых в экономике страны. В 2019 году, по данным IDC, объем этого рынка превысил $24 млрд. IT в России, тесно связанные с государством и крупным бизнесом, изначально считались мужской сферой. Однако, по мнению Надежды Бланкет, совладелицы и заместителя генерального директора Smart Technologies, считать российский IT-бизнес «мужскими играми» было бы ошибкой. Действительно, в акционерном составе большинства компаний, сформировавшемся более 20 лет назад, немного женщин. «Но, если посмотреть динамику, мы увидим, что число топ-менеджеров женщин растет год от года. И это не только более-менее традиционные для женщин направления, такие как финансы и закупки, но и логистика, продажи и управление проектами», — говорит она. Одним из таких топ-менеджеров в 1994 году была Наталья Касперская, когда пришла в компанию «Ками» помогать своему мужу Евгению Касперскому налаживать продажи антивируса. Через три года они основали «Лабораторию Касперского», а в 2013 году Наталья, благодаря грамотным инвестициям, заняла 5-е место ($220 млн) в рейтинге Forbes богатейших женщин России.
По словам Надежды Бланкет, женщине лучше начинать карьеру в крупной компании, где среди топ-менеджеров есть женщины. Там традиционно благосклонно относятся к женской карьере. «Есть мнение, что айтишники — продвинутые люди, но я бы не сказала, что IT-компании самые прогрессивные в области гендерного равноправия. Мы стремимся к этому, но по факту IT — это довольно маскулинный мир. Он, конечно, меняется, но не быстрее всех на свете. Здесь много сильных мужчин — управленцев и технарей», — говорит Анна Артамонова, вице-президент по экосистемным продуктам Mail.ru Group.
По данным за 2019 год, например, в Mail.ru Group среди работников 36% женщин. В Google — 31,6%. По мнению Анны Артамоновой, их могло быть больше, если бы не давление общества и социальный конструкт, определяющий, что женщине можно и чего нельзя, что женщина должна и не должна делать, еще в школе, в период выбора профессии.
У Надежды Бланкет есть своя теория интеграции детей и семьи, личных отношений женщины с бизнесом: «Работа в любой компании — в первую очередь работа с людьми. Люди не роботы, к ним нужен человеческий подход. А женщин как раз природа сполна одарила качествами, необходимыми для создания эффективной компании: интуицией, эмоциональным интеллектом, работоспособностью и мотивированностью». Женское лидерство в IT не за горами, уверены героини этой подборки. Только «нужно бежать очень быстро, чтобы просто оставаться на месте, а если вы хотите попасть куда-то, то нужно бежать еще быстрее», — говорит Анна Артамонова.
Forbes Woman рассказывает несколько историй женщин в топ-менеджменте крупных российских компаний, а также IT-предпринимательниц и владелиц своего бизнеса в интернете, которые на своем примере доказывают, что технологии действительно меняют гендерный баланс в бизнесе.
Анна Артамонова
вице-президент по экосистемным продуктам Mail.ru Group
Выпускница Института журналистики и литературного творчества Анна Артамонова в 25 лет пришла в Mail.ru Group на должность директора по маркетингу и PR. Тогда, в 2003 году, в компании работало 60 человек, список телефонных номеров сотрудников умещался на одном листе А4, висевшем при входе в офис. «На работу меня пригласил технический директор компании Виктор Лавренко. Мы познакомились в Сочи на РИФе, одной из первых российских конференций, посвященных интернету. Лавренко спросил: «Как ты видишь свою карьеру в горизонте трех-пяти лет?» Я ответила: «Буду топ-менеджером». Уже через несколько дней меня пригласили на собеседование. Так я стала директором по маркетингу Mail.ru. В моем подчинении оказались два сотрудника и один дизайнер. Зато зарплату мне дали в два раза больше, чем на прежнем месте», — вспоминает Анна. С тех пор в Mail.ru Group она оставалась либо единственной, либо одной из двух женщин топ-менеджеров.