Выставка, легализующая искусство накалывания изображений на человеческие тела

ЭкспертКультура

Магия татуированных тел

«Тату» в Пушкинском музее — выставка, легализующая искусство накалывания изображений на человеческие тела

Вячеслав Суриков

Среди художников, выполнивших проекты татуировок, — Филип Лю, Хенк Шиффмахер, Джек Руди, Гай Атчисон, Алекс Бинни, Доктор Лакра, Тин-Тин и другие мастера. Фото: Василий Кузьмиченок/ТАСС

Татуировки в выставочном зале всего лишь объекты искусства, и в этом пространстве они оцениваются в первую очередь с точки зрения мастерства исполнения изображения и глубины творческого замысла. Разница в том, что поверхность, с которой в этом случае работает художник, — человеческая кожа и в отличие от привычных портретов и пейзажей она не уходит на второй план. Важно не только то, насколько совершенной оказалась нанесенная на кожу татуировка, но и то, кому кожа принадлежит. Мы имеем дело с необычным объектом искусства: в момент своего возникновения он словно консервируется и, даже если подпадает под воздействие времени, это можно исправить. Человек с татуировкой — натура, уходящая каждое мгновение. Переступив порог мастерской художника, он навсегда связывает свою судьбу с его рисунком. Ему суждено с ним прожить свою жизнь — и с ним умереть. Художественное высказывание художника рано или поздно становится его собственным высказыванием, которое можно интерпретировать как форму визуализации человеческой судьбы.

В книге Левит, третьей книге Ветхого Завета, можно обнаружить прямой запрет на «надрезы на коже» и «накалывания на себе письмен». Этот запрет, один из множества узнанных Моисеем в откровении на горе Синай, признали обоснованным христиане и мусульмане, в отличие, например, от запрета есть кровь, доставляющего столько хлопот ортодоксальным иудеям. Религиозный запрет в книге Левит не поясняется, и толкователи дополняли тезис, транслированный Моисеем, аргументом, что «человеческое тело и без того прекрасно», чтобы его еще украшать. В результате человечество разделилось на тех, кто не носит татуировки, и тех, кто может себя покрывать ими без всяких ограничений. И если внимательно всмотреться в рисунки, которые продолжали наносить на себя представители народностей, когда-то называвшихся туземными, становится очевидно: все-таки это не попытка украсить сомнительным способом собственное тело — речь явно идет о чем-то другом.

Знаки

Среди рвущихся в светлое будущее народов СССР татуировка стала знаком принадлежности прежде всего к криминальному миру. Набор изображений, которые наносили на тело имеющие необходимые навыки кольщики, — это сложная система знаков, заключающих в себе самую разнообразную информацию: она становилась паспортом человека, выбравшего себе воровскую судьбу, и в дальнейшем выписывалась на его теле. Осведомленные люди могли ее прочитать и понять, с кем имеют дело: удобно и практично. То, что мы можем видеть на его теле, — еще один вариант визуализации собственной судьбы, только в данном случае в качестве ее вершителя выступает не художник, а сам человек. Творец и объект искусства меняются местами. Произведение подчиняет себе художника. Тот всего лишь прорисовывает то, что уже было создано до него.

Фотографии с телами полинезийцев и эскимосов напоминают нам, что подлинное искусство — это сумма поступков человека, из которых в конце концов и складывается его жизнь. Когда человек просыпается и видит собственное отражение, он не начинает жизнь с нуля, а вспоминает, кто он есть, и продолжает вести уже начатую линию своей судьбы. Эта идея прорывается и в сознание жителей Старого и Нового Света, для которых запрет из книги Левит кажется слишком архаичным, а может быть, они даже не знают о его существовании и делают татуировку на память о важном для них событии, высекая на собственной коже имя возлюбленной/возлюбленного. В данном случае работает тот же механизм, что и в родоплеменных сообществах: человек, ради того чтобы помнить о чем-либо, жертвует телом и лишает себя возможности легко избавиться от такой надписи. Эти татуировки свидетельствуют о том, что пласт сознания, который полинезийцы и эскимосы сохранили в неприкосновенности, может проявиться в любом человеке.

Магия

Практика нанесения на собственное тело татуировок показывает нам, что сознание современного человек состоит из множества слоев: он немного христианин, немного язычник, немного атеист. И каждая из этих его сторон может актуализироваться в любой момент под действием внешних обстоятельств. Сознание человека подвижно, и мы видим это на примере отечественной истории, в ходе которой христиане становились бескомпромиссными атеистами, а спустя семьдесят лет с их потомками происходила прямо противоположная метаморфоза. Татуировка — это практика, которая позволяет человеку зафиксироваться в одном положении. Постоянно взаимодействуя с рисунками на теле, он не только сигнализирует сообществу о том, кем является, но и сам вынужден размышлять на эту тему. В таком контексте татуировка становится для него формой ответа на сущностный вопрос, который Лев Толстой многократно задавал самому себе: «Кто я? Что я?»

Иногда человек (и мы это видим на изображениях, представленных на выставке «Тату») соглашается с тезисом, что тело — это храм, и развешивает на нем иконы, олицетворяющие силы, к которым он обращается в поисках защиты. «Наколка времен культа личности, синеющая на левой груди» — ее наличие именно в этом месте лирический герой песни Владимира Высоцкого «Банька по-белому» объясняет тем, что «ближе к сердцу кололи мы профили, чтоб он слышал, как рвутся сердца» — может иметь и практический смысл. Изображение Сталина при его жизни легко наполнялось магическим смыслом, и владелец татуировки мог, пусть и не совсем обоснованно, предполагать, что уж в это изображение соотечественники стрелять поостерегутся. Но таким образом он еще и демонстрировал безграничную преданность властителю, наделенному неизмеримым могуществом, и, вполне возможно, ожидал, что часть этого могущества распространится и на него. Все-таки татуировка не протрет на стене, который можно снять, а потом повесить новый.

Анджелина Джоли — самая татуированная звезда Голливуда. Фото: Ik Aldama/DPA/TASS

Искусство

В Европе мастера тату стали осознавать себя художниками еще в конце девятнадцатого века. Тот путь, который они прошли за сто с лишним лет, прежде чем их творения оказались на стенах Пушкинского музея, был долгим и извилистым. Какими бы совершенными ни были их творения, сколь бы сильное впечатление ни производили, они оставались в категории андеграунда. И только сейчас, когда привычные форматы изобразительного искусства исчерпали себя, татуировки получили новую трактовку. Ситуация перевернулась: что ранее представлялось архаичным — стало современным, что еще совсем недавно было современным — оказалось архаичным. Накожные изображения обнаружили в себе то, в чем так нуждается современное искусство: ежеминутный перформанс, пульсирующий ритм жизни; и, главное, они воплощают в себе идеальный формат взаимодействия человека с произведением искусства: он становится его частью и проживает его в буквальном смысле.

Тату-салоны если пока не превратились в подобие художественных мастерских, то уже максимально близки к этому. Одновременно в людях под воздействием медиа просыпаются самые разнообразные инстинкты, и нанесение на собственное тело татуировок — один из них. В современную реальность вплывает время, в котором человек именно так свидетельствовал о себе самом. Он жаждет обрести таким образом уникальность и выделиться среди прочих. Концепции современного искусства на наших глазах соединяются с татуировками, и рождается новый продукт — с отличной маркетинговой легендой, для которой не смогут стать преградой никакие предубеждения и религиозные запреты. Они уже и не являются таковыми. Это еще одно свидетельство парадоксального развития человеческой цивилизации: чем дальше продвигается технический прогресс, тем более архаичным становится сознание тех, кто пользуется его достижениями. И это то, что невозможно остановить.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

История болезни: двойная мораль История болезни: двойная мораль

Коммунистические вожди не доверяли своё здоровье отечественным медикам

Дилетант
Как перестать думать о надвигающемся конце света Как перестать думать о надвигающемся конце света

Как меньше волноваться о глобальных проблемах?

GQ
Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
«Я пообещал себе жить честно» «Я пообещал себе жить честно»

Марк Богатырёв о новой жизни и о том, почему не хочет быть хорошим для всех

OK!
Вагон наличных Вагон наличных

Физик из России заработал $90 млн на азиатских заемщиках

Forbes
«Партизанская» война: как женщины соперничают при помощи одежды «Партизанская» война: как женщины соперничают при помощи одежды

В коллективе никуда не деться от конкуренции

Psychologies
Пространство новых материалов Пространство новых материалов

Как один ученый придумал альтернативу таблице Менделеева

Популярная механика
Поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» — ангел-хранитель советских космонавтов Поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» — ангел-хранитель советских космонавтов

Без крыльев зато с шестью колесами

Maxim
Алиса в стране откатов Алиса в стране откатов

Как именно работает эзотерическая экономика откатов и офшоров?

Esquire
Как самоизоляция во время Великой чумы помогла Исааку Ньютону совершить научную революцию Как самоизоляция во время Великой чумы помогла Исааку Ньютону совершить научную революцию

Период вынужденной «самоизоляции» биографы Ньютона назовут «годами чудес»

Forbes
Шаткармы: йога очищения тела и сознания Шаткармы: йога очищения тела и сознания

С очистительной темой в йога-сообществе не все просто и однозначно

Yoga Journal
Чем закусывают красное вино: лучшие варианты для настоящих ценителей Чем закусывают красное вино: лучшие варианты для настоящих ценителей

Идеальные пары для влюбленных в вино

Playboy
Американский виски опознали по «паутинке» на дне бокала Американский виски опознали по «паутинке» на дне бокала

Ученые исследовали процесс высыхания капель виски и оставшихся следов

N+1
До 90 рублей за доллар: что сулят российской валюте самые негативные сценарии До 90 рублей за доллар: что сулят российской валюте самые негативные сценарии

Обвал на рынке нефти привел к новому резкому ослаблению рубля

Forbes
Майкл Шелленбергер: 15 аргументов экоскептика Майкл Шелленбергер: 15 аргументов экоскептика

Так ли апокалиптично будущее, как его представляют экоактивисты?

РБК
Возраст неуверенности: почему важно хвалить подростков Возраст неуверенности: почему важно хвалить подростков

Почему так важно поддерживать взрослеющего ребенка

Psychologies
Зеленый двор Зеленый двор

Палисадник около дома, который по силам каждому

Seasons of life
Музыка дает нам смелость и надежду Музыка дает нам смелость и надежду

Карлос Сантана — приверженец учения гуру, Бог гитары, Woodstock-легенда

Playboy
7 документальных фильмов о моде, которые можно посмотреть онлайн 7 документальных фильмов о моде, которые можно посмотреть онлайн

От кроссовок Джеффа Голдблюма до фабрик в Бангладеш

GQ
Как активно пользоваться обоими полушариями? Как активно пользоваться обоими полушариями?

Как развить свои способности и повысить эффективность мышления

Psychologies
Думать меньше — успевать больше Думать меньше — успевать больше

Каждый хоть раз мечтал о лишнем часе в сутках

Psychologies
Выделенки — это ловушка для водителей. Почему по ним лучше не ездить Выделенки — это ловушка для водителей. Почему по ним лучше не ездить

Объясняем, почему выделенками лучше не пользоваться

РБК
Культовые олимпийские победы спортсменов из России Культовые олимпийские победы спортсменов из России

А также бонус: три медали, которых мы лишились из-за допинга

GQ
«Налицо острейший кризис доверия»: в газете «Ведомости» начался конфликт из-за статьи о «Роснефти» «Налицо острейший кризис доверия»: в газете «Ведомости» начался конфликт из-за статьи о «Роснефти»

Руководство «Ведомостей» предложило своего кандидата на пост главного редактора

Forbes
Раз плюнуть! Раз плюнуть!

О чем уже сегодня можно узнать, плюнув в пробирку

Playboy
Домашний арест: как сохранить на карантине работу, нервы и семью? Домашний арест: как сохранить на карантине работу, нервы и семью?

О карантине – заместитель главреда, семьянин, отец троих детей и владелец кота

GQ
Место бизнеса до 2036 года: какой сигнал послал Путин в интервью ТАСС Место бизнеса до 2036 года: какой сигнал послал Путин в интервью ТАСС

Дело малого бизнеса — обслуживать интересы крупных госкомпаний

Forbes
Упражнение на кольцах Упражнение на кольцах

Архитектор, ювелирный дизайнер и миллениал о творчестве, красоте и удовольствии

Robb Report
Вуди Аллен выпустил мемуары, в которых назвал себя Вуди Аллен выпустил мемуары, в которых назвал себя

В своих мемуарах Аллен рассказывает о Харви Вайнштейне и об отношениях с семьей

Esquire
Дома поговорим: как пережить карантин и не развестись Дома поговорим: как пережить карантин и не развестись

В карантине многие пары оказываются в экстремальной ситуации

Forbes
Открыть в приложении