Лидеры грядущей консолидации
Сельское хозяйство, подпитанное налоговыми льготами и господдержкой, продолжает расти двузначными темпами. Но постепенно приходит время для консолидации. Без нее отрасль не осилит экспорт и начнет торможение.
Совокупная выручка 50 крупнейших компаний АПК России по итогам 2019 года составила 2,34 трлн рублей, увеличившись по сравнению с 2018-м на 11,4%. Уже не первый год компании АПК растут двузначными темпами, при этом вне зависимости от конъюнктуры рынка, изменчивой урожайности, насыщения внутреннего спроса и обострения конкуренции сельское хозяйство остается одним из немногих драйверов российской экономики.
Естественно, компании в рейтинге АПК становятся крупнее. В этом году, чтобы попасть в рейтинг, необходимо было взять планку 14,9 млрд рублей выручки. При этом в рейтинге появилось шесть новых компаний: три рыбопромысловые («Норебо холдинг», Русская рыбная компания — торговая компания холдинга РППК и «Океанрыбфлот») и три, специализирующиеся на сахаре и зерне (ГК АСТ, агрохолдинг «Трио», ГК «Доминант»).
Уже шесть лет как введены контрсанкции в отношении поставщиков сельскохозяйственной продукции из Европы. За этот период выручка 50 крупнейших холдингов АПК выросла почти в 2,4 раза. Напомним, в 2014 году совокупная выручка 50 компаний АПК, вошедших в наш рейтинг, составила 948 млрд рублей. Накопленная инфляция за этот период (2014–2019 годы) — 45%. То есть крупнейшие российские компании смогли нарастить реальную выручку на 70%. На фоне стагнации в экономике это впечатляющий результат.
Лидеры-монополисты
Характерная черта российского АПК — неравномерность развития. В стране есть семь крупных холдингов с выручкой более 100 млрд рублей. Эти семь российских топов мало конкурируют между собой и в целом являются лидерами по тем или иным направлениям сельского хозяйства.
Как и в прошлом году, лидер рейтинга — экспортно ориентированная ГК «Содружество» Александра и Натальи Луценко. Группа была основана в 1994-м, ее бизнес начинался с торговли кормами и добавками. Затем компания возвела в Калининградской особой экономической зоне два маслоэкстракционных завода и стала крупнейшим в России производителем растительных масел. «Содружество» занимается переработкои соевых бобов и рапса, закупкой зерновых и масличных культур. Производственные активы компании расположены в России, Белоруссии, Бразилии, Парагвае и Турции. В прошлом году выручка компании увеличилась на 15,6%.
Второй компанией рейтинга впервые стал холдинг «Русагро» Вадима Мошковича. Основной драйвер роста его бизнеса — сделки слияния и поглощения. «Русагро» выступает неким санатором отрасли. Не секрет, что во многом рывок, который демонстрирует АПК в России, происходит за счет заемных средств. И если менеджмент некоего холдинга неправильно рассчитывает риски, то это приводит к финансовым проблемам и невозможности обслуживать кредиты. Решение проблем закредитованных компаний — один из важных источников роста «Русагро». Так, в 2015 году «Русагро» через покупку долга поглотила активы компании «Разгуляй», в прошлом году были куплены активы компании «Солнечные продукты». Кроме того, «Русагро» приобрела крупную долю в холдинге Владимира Зотова «Агро-Белогорье».
В первую тройку, как и годом ранее, вошла ГК «Эфко» — крупнейшее предприятие масложировой отрасли России. В 2019 году группа увеличила выручку на семь процентов к 2018-му, до 122 млрд рублей. Мощности компании по переработке масличных, расположенные в Белгородской области, Краснодарском крае и Казахстане, превышают два миллиона тонн в год. Эта компания, как и ГК «Содружество», занимается растительным маслом и жирами, но в отличии от лидера рейтинга «Эфко» больше сконцентрирована на внутреннем рынке и на импорте масел и жиров, нежели на экспорте массового продукта.
Еще четыре крупные компании разделили между собой сферы влияния: у ГК «Черкизово» (выручка 120 млрд рублей) это разведение свиней и сельскохозяйственной птицы, у «Мираторга» — крупный рогатый скот; конек «Данон» — глубокая переработка молока, а у «Вимм-Билль-Данн» — напитки.
Для лидеров рейтинга характерна высокая степень переработки продукции, а значит, все это крайне капиталоемкие производства. Перевалочные терминалы, коровники, свинарники, перерабатывающие заводы с учетом возведения сопутствующей инфраструктуры (дороги, электросети, очистные сооружения) — все это крайне затратно. Но эффект масштаба позволяет компаниям-лидерам привлекать ресурсы на новое строительство и развитие.
От моря до прилавка
Еще восемь компаний попадают в страту с выручкой от 50 млрд до 100 млрд рублей. Это средний эшелон, в основном животноводы, производящие мясо птицы и свинину, хотя, в отличие от топ-10, они ближе к «земле» и стараются строить бизнес полного цикла: от грядки до прилавка.
Впрочем, впервые в этом году в рейтинг попала компания «Норебо Холдинг» с выручкой 60,5 млрд рублей. «Норебо» — одна из крупнейших компаний рыбопромысловой отрасли, работает как на внутреннем российском рынке, так и на внешних. Компания, образовавшаяся в конце 1990-х, начинала свою деятельность со сдачи в аренду траулеров рыболовам. Основная стадия роста пришлась на начало прошлого десятилетия. «Норебо» скупила более полутора десятков рыбопромысловых предприятий на Северо-Западе и Дальнем Востоке. Сегодня 100% компании контролирует Виталий Орлов.
Предприятия группы поставляют более ста видов продукции, от икры и консервов до замороженного филе. «Норебо» — крупнейший в России поставщик и добытчик белой рыбы (треска, пикша, минтай). В группу входят добывающие предприятия, контейнерный терминал, логистические и торговые подразделения и т. п.
А вот основной конкурент группы «Норебо» — Русская рыбопромышленная компания (РРПК) Глеба Франка, объединяющая четыре крупных рыбопромысловых предприятия и еще несколько десятков юридических лиц, вошла в рейтинг АПК лишь своим российским торговым подразделением Русская рыбная компания. Дело в том, что консолидированных данных отчетности РРПК не представлено ни в одном источнике, поэтому сказать точно, сколько выручает крупнейший в России добытчик минтая по всем предприятиям, сложно. Поэтому в рейтинге мы ограничились выручкой лишь одного, но самого крупного подразделения группы — Русской рыбной компании.
У отрасли есть огромный потенциал стать одним из локомотивов российской экономики, особенно Дальнего Востока и Арктики. Ежегодно в России добывается около пяти миллионов тонн водных биологических ресурсов, в том числе 3,4 млн тонн на Дальнем Востоке. Почти половину добываемой рыбной продукции (2,23 млн тонн) страна экспортирует и выручает за это, согласно статданным, 5,17 млрд долларов. То есть стоимость одного килограмма рыбного экспорта приносит 2,3 доллара. В этот экспорт входит как массовая белая рыба, так и деликатесы в виде крабов, красной рыбы, икры и т. п. На деликатесы приходится большая доля выручки. Например, цена краба в японских портах начинается с 20 долларов за килограмм, а в Китае порой доходит до ста долларов на некоторые виды продукции. В России ежегодно вылавливается 75 тыс. тонн краба. Даже если посчитать по минимуму, то это полтора миллиарда долларов выручки.
Но если взглянуть на российский импорт, то можно увидеть, что он составляет 600 тыс. тонн рыбной продукции и стоит российскому потребителю 2,2 млрд долларов, то есть импортная рыба обходится уже в 3,6 доллара за килограмм. Получается, что «среднестатистически» рыба, добытая в российской акватории, на 35% дешевле, чем добытая зарубежными рыбаками.
Причин столь существенного отличия цен на экспорт и импорт может быть много: от низкого уровня переделов в России до серых схем рыбодобытчиков, занижающих свои финансовые показатели и скрывающих прибыль в офшорах. Тем не менее эта разница в 35% — огромный стимул для развития отрасли. Реализуя такой потенциал, рыбодобытчики России могут поднять свою выручку на 50% лишь за счет выравнивая средних экспортных и импортных цен на килограмм рыбы.
С точки зрения рейтинга такая прибавка даст возможность еще нескольким компаниям войти в него, но это мелочи. Важно то, что рост выручки позволит компаниям нарастить прибыль, кредитный ресурс, налоговую базу, а все вместе позволит увеличить валовой региональный продукт тех субъектов, где эта добыча ведется.
Западные веяния
Несмотря на санкции и контрсанкции, российский АПК остается интересным бизнесом и для иностранцев. В первую волну инвестиций под контроль западного капитала ушло множество крупных предприятий. Например, французский холдинг Danone активно инвестировал в новые мощности, а в 2010 году поглотил крупную российскую структуру «Юнимилк».
Другой лидер рейтинга — ВБД, ныне структурное подразделение американского холдинга PepsiCo. «Каргилл» — российская «дочка» Cargill, который много чего приобрел в России по мере своего развития: в частности, перегрузочные терминалы, компанию «Пурими».
Агропромышленная корпорация «Дон» была основана при участии и технологическом сопровождении немецкой Tnnies Fleischwerk — крупнейшего мясоперерабатывающего производства в Европе. И через ряд компаний до сих пор контролируется немецким производителем.
Но эта инвестиционная волна закончилась с введением санкций. Сейчас же начался новый приток западных инвестиций. Так, французская Sucden в прошлом году начала выкуп Елецкого сахарного завода у российского агрохолдинга «Трио», а в этом году сделку уже закрыли. «ЭкоНива» Штефана Дюрра приобрела агрофирму «Детчинское» в Калужской области, сельхозпредприятие «Труд» в Ленинградской области (продавцом стал Агрокомплекс имени Н. И. Ткачева), а также подала ходатайство о покупке предприятия «Каширинское» в Рязанской области.
То есть постепенно отрасль вновь становится инвестиционно привлекательной для западного капитала, хотя в целом 2018–2020 годы стали временем затишья на рынке слияний и поглощений в АПК. Тем не менее рынок все равно вынужден укрупняться и консолидироваться. Перепроизводство в некоторых областях диктует игрокам новые правила, и они вынуждены либо повышать эффективность производства, а это возможно преимущественно за счет эффекта масштаба, либо выходить на экспорт.
Экспорт — важнейший тренд последних лет. Перед отраслью стоит большая цель: к 2025 году нарастить вывоз продукции вдвое, до 45 млрд долларов. Сегодня основная позиция в российском агроэкспорте — сырье (то есть зерно и масло). Задача — переломить ситуацию и сделать ставку на продукты с более высокой добавленной стоимостью. По планам правительства, экспорт переработанной продукции к 2025 году должен вырасти втрое — до 8,6 млрд долларов, а на развитие агроэкспорта в нацпроекте до 2024 года заложено 407 млрд рублей. Средства в основном пойдут на льготное кредитование, возмещение транспортных затрат, субсидии на развитие мелиорации земель.
Тем не менее выход на экспортный рынок требует также определенных масштабов деятельности и стандартов качества. Поэтому консолидация компаний АПК в России так или иначе будет продолжаться. И главными бенефициарами этого процесса станут компании из рейтинга «Эксперт АПК».
Самые быстрорастущие компании АПК
В прошлом году российский АПК продолжил опережающий рост. При росте ВВП на 1,3% и индексе-дефляторе 5,2% в среднем каждая компания АПК в рейтинге «Эксперт АПК» выросла на 12,5%. То есть скорость роста предприятий АПК в два раза опережала средний рост по экономике в целом.
Отчасти этого удалось добиться за счет консолидации отрасли: компании продолжают объединяться, в том числе за счет органического роста, запуска новых проектов и выхода на экспортные рынки.
Самый динамичный рост в прошлом году показала компания «ЭкоНива — АПК Холдинг», крупнейший в России производитель молока и шестой в мире. По поголовью коров компания занимает седьмое место в мире. Что интересно, основной фактор роста этой компании не приобретение новых проектов, а запуск собственных. То есть рост — органический. Главным драйвером такой динамики стало производство сырого молока, которое в финансовом выражении выросло на 85%, доходы от продаж зерна и другой сельхозпродукции продемонстрировали рост на 58%.
Вторая по динамике компания — «Русагро», один из финансовых лидеров российского АПК. Группа динамично развивается через сделки слияния и поглощения. Так, в конце 2018 года в состав «Русагро» влилась компания «Солнечные продукты», а уже в прошлом году «Русагро» приобрела 22,5% акций в «Агро-Белогорье» — одном из крупнейших производителей свинины, сумма сделки составила 8,5 млрд рублей.
Производительность земли у компаний АПК
Производительность земли у различных холдингов АПК отличается на два порядка. Во многом такие различия связаны не с качеством использования земельного банка, а скорее с уровнем переделов в холдинге и его общей специализацией.
Например, лидер рейтинга Сибирская аграрная группа в основном занимается производством мяса птицы и свинины, а скромный земельный банк лишь дополняет основной бизнес. В итоге получается фантастическая интенсивность использования земли, хотя это скорее статистический артефакт. В целом в субрейтинге первые 14 компаний в той или иной степени имеют в структуре холдинга мясное животноводство. Именно мясо, мало связанное с землей, и создает для компаний столь эффективное использование земли.
Основные российские лендлорды сосредоточены в конце таблицы — это фирма «Агрокомплекс» имени Н. И. Ткачева, агрохолдинг «Степь», агрохолдинг «Мираторг» и т. д. Имея огромный земельный банк, эти компании, можно сказать, живут «от земли». Без мясной составляющей, но с последующими переделами с гектара земли в год удается получить десятки тысяч рублей.
Производительность труда в АПК
Лидер производительности труда в АПК — ГК «АПК Дон» — по выручке на человека может посоревноваться с российскими компаниями химической промышленности, черной и даже цветной металлургии. Для отрасли АПК, где традиционно много ручного труда и производительность труда традиционно невысокая, это достойный результат.
ГК «АПК Дон» была основана при участии и технологическом сопровождении компании Tönnies Fleischwerk — крупнейшего мясоперерабатывающего производства в Европе. Инновационные методики и передовое немецкое оборудование позволили создать качественное и экономичное производство сельскохозяйственной продукции.
Отлично смотрятся и холдинги, в основе которых сахарный бизнес: ГК Доминант и ГК «Русагро». Выручка на одного человека в этих компаниях тоже на высоком уровне. Следом идут компании, специализирующиеся на животноводстве и птицеводстве.
Методика, или Что такое агрокомпания
К агрокомпаниям мы относим предприятия, имеющие на территории РФ сельскохозяйственные активы (пахотные земли, производственные мощности, скот, элеваторы, участки по выращиванию рыбы), производящие комбикорма, а также фирмы, оказывающие серьезное влияние на развитие АПК в регионах (по этой причине в список ежегодно попадают, например, «Данон Россия» и «Вимм-Билль-Данн»). Других чистых переработчиков, организации, занимающиеся торговлей сельхозпродукцией, мы из расчетов намеренно исключили. Поэтому в список не попали, скажем, Nestle, Fazer, «Прогресс», ТД «Риф». В итоговом результате многопрофильных холдингов не учитывалась выручка от несельскохозяйственной деятельности.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl