Экологическая повестка захватила западный мир

ЭкспертОбщество

Леса, озера, черный снег

Экологическая повестка захватила западный мир. Россия на пути экологизации идет своим путем, но наша промышленность во многом встроена в «зеленый» тренд

Евгений Огородников

В правительстве намерены разработать механизм ограничения дивидендов для случаев, когда бизнес не ликвидирует ущерб природе. Эксперты считают такую меру радикальной. Однако в той или иной степени финансовые ограничения для неэкологичных производств — это мировой тренд.

Бизнесу теперь недостаточно быть просто прибыльным, щедрым и прозрачным. Все большую роль при оценке инвестиционной привлекательности играет его социальная и экологическая ответственность, ESG-направленность (ESG — Environmental, Social, Governance). Этот подход получил название «ответственное финансирование».

За рубежом тема ответственного финансирования важна как для частных и институциональных инвесторов (гигантских фондов вроде BlackRock), так и для государственных инвесторов. Например, Норвежский государственный пенсионный фонд, один из крупнейших в мире, в этом году продал все свои активы, связанные с нефтью и газом. Экологическая повестка, долго остававшаяся декларативной и директивной, вдруг резко ворвалась в мир финансов и заставляет бизнес адаптироваться.

Многие мировые тренды приходят в нашу страну с некоторым опозданием. Отчасти это связано с огромными размерами России, с наличием гигантских территорий, где вообще никто не живет. Поэтому проблемы экологии у нас не так актуальны, как в перенаселенных странах.

В то же время российская промышленность и бизнес не живут в замкнутом мире. Многие компании работают на экспорт, а на мировых рынках экологические требования становятся даже не элементом конкуренции, а обязательным стандартом. В итоге российские компании вынуждены адаптироваться к растущим экологическим требованиям, а вопросы экологии становятся все более актуальными как для крупного, так и для среднего бизнеса.

За последние тридцать лет российская промышленность сделала гигантский скачок в модернизации практически всех отраслей. Все, кто не смог модернизироваться, разорились и ушли с рынка. Стимулом к этой модернизации выступали не экологические, но экономические требования. Но поскольку в основе любой модернизации лежит эффективность, в том числе ресурсная, постепенно произошла и экологизация российской промышленности. Модернизация и экологизация — это две стороны одной медали.

Например, крупнейший сталевар страны — НЛМК — с 2000 по 2016 год увеличил выплавку стали на 58%, а совокупные выбросы при этом сократились на 22%.

Модернизация затронула в последние годы тысячи российских предприятий. Прошла она во всех отраслях — от добычи до хайтека. Примеров адаптации промышленности множество— это и нефтегазодобыча, и черная металлургия, и цветная. Это модернизация заводов ВПК, автомобильной отрасли, пищевой промышленности и сельского хозяйства.

Неизвестное будущее

По данным Всемирной организации здравоохранения, в практических целях мировая промышленность использует около 500 тыс. химических соединений. Из них около 40 тыс. обладают вредными для человека свойствами, а 12 тыс. ядовиты.

Однако как именно влияют на человека и природу остальные тысячи веществ, не считающиеся вредными и ядовитыми, науке только предстоит узнать. По сравнению с организмом первобытного человека в организме современного горожанина содержание свинца больше в 17 раз, ртути — в 19 раз, теллура — в 110 раз, кадмия — в 76 раз. Как выбросы различных соединений влияют на флору и фауну в долгосрочном плане, как природа адаптируется к новым, неизвестным ей до этого веществам, насколько она и человек вообще адаптивны к ним — пока сказать невозможно. Мы точно знаем, что ежегодно список запрещенных к использованию или находящихся под ограничением технологий и соединений расширяется. Но расширяется он в зависимости от того, оказывает ли то или иное вещество моментальное воздействие — на одно-два поколения. А долгосрочное влияние тех или иных процессов на планету и человека не изучено по одной простой причине: современной индустриализации не так много лет. На фоне жизненного цикла планеты период индустриализации — это миг.

Однако уже сейчас можно констатировать, что во многих регионах мира природа не успевает адаптироваться к воздействию на нее человека: уменьшается количество лесов и видов животных, деградируют почвы, мельчают реки. До XX века мир не знал слова «зона отчуждения», теперь их немало.

На этом фоне экологическая политика любого государства и бизнеса — это не просто попытка очистить воздух в том или ином городе и даже не попытка продлить жизнь человеку и поднять ее качество. Экологическая политика — это в первую очередь забота о завтрашнем дне. О том, каким воздухом будут дышать наши внуки, какую воду они будут пить, в каких городах будут жить и от каких болезней будут лечиться.

Мелкий мир

Современная индустрия и сельское хозяйство решили основную проблему человека как вида — проблему выживаемости. Сегодня лишь 15–20% населения планеты могут накормить и обеспечить современный уровень жизни остальных 80%. То есть в пределе индустрия и сельское хозяйство — это устойчивые и самовоспроизводимые факторы, обеспечивающие жизнь человечества. Современная экономика может накормить, одеть, обогреть кратно большее число жителей Земли, чем проживает на ней сегодня. Но на этом фоне природные ресурсы, которые не могут быть воспроизведены человеком, начинают играть все большую роль. И речь идет вовсе не о нефти, никеле или калийной соли. Речь идет о базовых ресурсах, обеспечивающих жизнедеятельность.

Уже наше поколение стало платить за чистую воду. Уже сейчас можно пойти в аптеку и купить баллон кислорода для дыхания — это и есть плата за воздух. Уже вовсю зарабатывает на дикой, нетронутой природе туристическая отрасль, набирают популярность различные виды экологических туров. То есть люди готовы отдавать часть своих доходов, чтобы хоть ненадолго вернуться в лоно природы.

Мир резко меняется: то, что раньше пугало в книгах фантастов, вдруг становится обыденностью. Планета оказалась намного меньше, чем казалось и сто, и пятьдесят лет назад. Ее базовых ресурсов, обеспечивающих жизнь: чистой пресной воды, воздуха без примесей — становится все меньше.

На задворках планеты

Кажется, что России с ее огромной территорией, половина которой покрыта лесами, болотами, озерами и реками, проблемы с чистым воздухом и водой не грозят.

Однако огромная территория — это не только преимущество, но и проблема страны. По данным Счетной палаты, у государства нет достоверной информации о 84,4% лесного фонда. Общая площадь не учтенного должным образом леса сопоставима с территорией Бразилии. В Счетной палате подчеркивают, что проблема особенно актуальна для Сибири и Дальнего Востока. В этих регионах почти вся информация о лесном фонде — десятилетней давности, это касается 93,3% лесов Сибири и 96,6% лесов Дальнего Востока. Учитывая незаконную вырубку и вывоз леса, а также пожары, вполне вероятно, что в этих регионах гораздо меньше леса, чем указано в государственных документах.

То есть в целом в России нет понимания, в каком состоянии находятся ее леса, нет четко выработанной стратегии их сохранения и воспроизводства. И это несмотря на то, что наши леса — это мировые легкие, кислородом которых дышит половина планеты.

С водой тоже не все гладко. 55% населения страны живет в европейской ее части. Здесь же находится основная промышленность и города, сильно загрязняющие реки. До очистки бассейна Волги руки дошли только сейчас. При этом не факт, что федеральный проект будет выполнен.

О бассейнах рек Балтийского моря, Дона, Кубани, Терека пока не идет и речи. Качество воды в этих реках оставляет желать лучшего. Плюс более 10% населения страны живет в бассейне Оби, загрязненной нефтью и нефтепродуктами.

То есть говорить, что Россия — страна, обеспеченная чистым воздухом и водой на будущее, нельзя. Сначала необходимо понять, что реально происходит у нас с лесами и водоемами. Затем постараться минимизировать текущее негативное воздействие, а уже потом переходить к решению проблем накопленного вреда.

Сейчас в России реализуется нацпроект «Экология», который должен решить часть проблем. Например, очистить Волгу, снизить загрязнение воздуха в 12 городах страны. Однако системно экологических проблем он не решит. Уж слишком долго они оставались на задворках.

Свой путь

Текущее негативное воздействие на окружающую среду неоднородно и очень сложно поддается анализу. Например, в Москве только 7% выбросов создается промышленными предприятиями. Остальное приходится на коммуналку и автотранспорт. В Иркутске и вовсе 2% приходится на промышленность, 46% — на коммуналку, 52% — на автотранспорт.

Тем не менее выбросы, которые создают автотранспорт и коммунальный сектор, — это в основном парниковые газы, производное от сжигания топлива. Тогда как спектр выбросов промышленности намного разнообразнее, а вещества, которые она производит, могут оказаться намного вреднее парниковых газов.

Часто выбросы промышленности не только загрязняют воздух. Технологический цикл требует и сточных вод, и шламохранилищ. Многие предприятия производят отходы, которые вообще не должны попадать в открытую окружающую среду: радиоактивные металлы, ртуть, соли мышьяка, отработка синтетических масел и т. д.

Однако позитивных примеров того, как российские компании уменьшают воздействии на окружающую среду, становится все больше. Крупнейшие российские металлургические холдинги — «Русал», НЛМК, ММК «Северсталь», ТМК и др. — вложили гигантские средства в модернизацию производств. И если бы они этого не сделали, сегодня эти крупнейшие налогоплательщики страны проиграли бы конкуренцию китайским производителям, как это произошло с американской или украинской сталеплавильной отраслью. Например, в прошлом году Россия впервые в истории обошла США по выплавке стали, а украинская стальная промышленность упала по производству вдвое по сравнению с пиком 2007 года.

Предлагаемый вашему вниманию спецдоклад не первая попытка описать процесс экологизации российской промышленности. И каждый раз находятся новые примеры того, как шаг за шагом российская промышленность становится чище, современнее, эффективнее.

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мир на бобах Мир на бобах

Как американские власти и защитники климата разгоняют цены на продовольствие

Эксперт
Уверенность и сила Уверенность и сила

Мэй Маск поделилась своим мнением о том, как воспитать детей успешными людьми

OK!
Натиск искусственного интеллекта Натиск искусственного интеллекта

ИППИ РАН на мировом уровне занимается искусственным интеллектом с 1961 года

Эксперт
Ляйсан Утяшева, Юлия Барановская, Леди Гага — звезды, пережившие драму Ляйсан Утяшева, Юлия Барановская, Леди Гага — звезды, пережившие драму

Эти знаменитости улыбаются, хотя им пришлось пережить трагические ситуации

Cosmopolitan
Сухогрузы ставят на конвейер Сухогрузы ставят на конвейер

Российские судостроители нацелились на крупносерийное производство судов

Эксперт
Начать сначала Начать сначала

Актриса Наоми Уоттс о том, почему она боялась сорок и где провела самоизоляцию

OK!
Когда мотор меньше, но мощнее Когда мотор меньше, но мощнее

Тенденция уменьшения двигателей добралась до верхних автомобильных сегментов

Эксперт
Ученые поймали Ученые поймали

Достижение, которое может быть трамплином для исследований ядерного синтеза

Популярная механика
Жилье для цифровых кочевников Жилье для цифровых кочевников

Для цифровой эпохи нужны новые форматы недвижимости

Эксперт
Илья Найшуллер: «В Америке все без иронии» Илья Найшуллер: «В Америке все без иронии»

Илья Найшуллер — об опыте работы в Америке и харассменте

Maxim
Запредельная красота Запредельная красота

Как с помощью бьюти-процедур люди пытаются решить психологические проблемы

Лиза
Дело мастера Дело мастера

Александра Устюгова мы снимали в его столярной мастерской в Санкт-Петербурге

OK!
Наследник без престола Наследник без престола

Долгие годы Павел ждал корону, являясь законным наследником трона

Дилетант
Русская душою Русская душою

Как много у фольклорной героини общего с современной русской красавицей

Grazia
Королева в cлезах: как устроен этикет скорби британской монархии Королева в cлезах: как устроен этикет скорби британской монархии

Как королева Виктория соблюдала траур 40 лет

Forbes
Как отличить материнскую усталость от послеродовой депрессии Как отличить материнскую усталость от послеродовой депрессии

Можем ли мы сами заметить, когда молодой маме уже не обойтись без помощи врача?

Psychologies
Пей вино, ешь шоколад: как прожить до 100 лет Пей вино, ешь шоколад: как прожить до 100 лет

Ожидается, что к концу XXI века люди будут запросто доживать до ста лет

Cosmopolitan
Плачь, детка, плачь Плачь, детка, плачь

В чем причина того, что мы плачем часто или не плачем вовсе?

Лиза
Мамы нарасхват: пять российских многодетных звезд, родивших от разных мужчин Мамы нарасхват: пять российских многодетных звезд, родивших от разных мужчин

Эти знаменитые красотки успешно совмещают карьеру и воспитание детей

Cosmopolitan
7 фактов о динозаврах, которые не знает даже Стивен Спилберг 7 фактов о динозаврах, которые не знает даже Стивен Спилберг

Узнай все о бывших хозяевах нашей планеты — динозаврах

Maxim
Тектоника собственных границ: зачем нам нужны общение и общность Тектоника собственных границ: зачем нам нужны общение и общность

Как мы ищем путь к другим, а на самом деле — к самим себе

РБК
Продал две квартиры для борьбы с гигантами: с чем AppMagic Макса Саморукова идёт на рынок аналитики приложений Продал две квартиры для борьбы с гигантами: с чем AppMagic Макса Саморукова идёт на рынок аналитики приложений

Как разработчикам достучаться до аудитории и какой аналитики им не хватает

VC.RU
Распятие на кресте, секретный остров в стиле «Пилы» и еще десять безумных наказаний за жульничество в видеоиграх Распятие на кресте, секретный остров в стиле «Пилы» и еще десять безумных наказаний за жульничество в видеоиграх

Наказания для читеров: от крайне жестоких до забавных и милых

Популярная механика
«Вальхен» Ольги Громовой. Фрагмент романа о жизни девочки-подростка в немецком лагере для военнопленных «Вальхен» Ольги Громовой. Фрагмент романа о жизни девочки-подростка в немецком лагере для военнопленных

Отрывок из романа Ольги Громовой «Вальхен» об остарбайтерах

Esquire
Не здесь и сейчас Не здесь и сейчас

Стоит ли бороться с эскапизмом?

Grazia
Volvo XC90. Совсем не страшно и почти не скучно Volvo XC90. Совсем не страшно и почти не скучно

Так ли уж страшны пневматическая подвеска и 2.0-литровые дизеля у Volvo XC90

4x4 Club
Глава Guinot Россия — о косметологии 90-х, мужском уходе и сети франшиз Глава Guinot Россия — о косметологии 90-х, мужском уходе и сети франшиз

Как Наталия Зазерская привезла косметику из Франции в постсоветское пространство

РБК
Хабенский, Шепелев и другие мужчины, которые обрели счастье после гибели жены Хабенский, Шепелев и другие мужчины, которые обрели счастье после гибели жены

Знаменитости, которые потеряли жён, но потом встретили свое счастье

Cosmopolitan
Chanel №5 Chanel №5

Культовый аромат Chanel №5 празднует вековой юбилей

Grazia
Весеннее обострение: как безопасно выехать на дорогу после «зимней спячки» Весеннее обострение: как безопасно выехать на дорогу после «зимней спячки»

Выезжаем на встречу весне не спеша и в соответствии с ПДД

GQ
Открыть в приложении