Дети мигрантов в российских школах: что будет дальше?
Что происходит с классом, в котором половина учеников не говорит по-русски? Какой будет жизнь сегодняшних детей мигрантов, если они так и останутся «иностранцами» рядом с нами? Об этой проблеме вчера говорил президент Владимир Путин. Что думают о ней родители, педагоги и правозащитники?
Президент Владимир Путин предложил следить за количеством детей мигрантов в школах страны. По его мнению, нельзя допускать, чтобы в России появлялись школы, куда ходят исключительно приезжие.
«Сейчас нет готовых рецептов, но совершенно очевидно, что количество детей мигрантов в наших школах должно быть таким, чтобы это позволяло не формально, а фактически глубоко адаптировать их к российской языковой среде, к культурной [среде], чтобы они могли погружаться в систему российских ценностей», — сказал Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям 30 марта.
Тема адаптации мигрантов актуальна для России и многих других стран. И если вы пока не столкнулись с ней на личном опыте, давайте разбираться вместе, в чем суть проблемы и какими могут быть решения.
В чем проблема?
Чтобы разобраться в этом, мы поговорили с экспертами и родителями, чьи дети ходят в московские школы. Ведь именно в городах-миллионниках, куда традиционно стремится большая часть трудовых мигрантов, вопрос встает особенно остро.
Мнение родителей
Людмила Назаренко: «Три года назад сын пошел в школу, и половина класса состояла из детей мигрантов. У нас интернациональная семья, и мы никогда не были против других народов и культур. И тут неожиданно столкнулись с проблемой. Ребята, которые не говорили по-русски, толком не учились, не понимали, что говорит учитель и о чем общаются другие дети на переменках. В классе возникла атмосфера отчуждения, враждебности. В итоге образовалась группа детей, которые стали довольно агрессивно вести себя с остальными. Устраивали драки, задирали девочек. При этом они крепко держались друг за дружку. После нескольких драк из серии «все на одного» мы забрали сына из школы и перевели туда, где нет такой проблемы».