Инвесторы вознеслись в облака
Российский оператор дата-центров Selectel размещает биржевые облигации среди частных инвесторов. Это промежуточный шаг к IPO.
На этой неделе сеть дата-центров Selectel займет на Московской бирже три миллиарда рублей. Размещение проведут «Сбербанк КИБ», Тинькофф-банк, МКБ и Райффайзенбанк, причем первые два организатора имеют крупнейшие в стране базы с миллионами частных инвесторов. Этим инвесторам как раз активно предлагаются дебютные облигаций Selectel. Всего компания зарегистрировала программу биржевых облигации на десять миллиардов рублей. Когда эта статья будет опубликована, скорее всего, уже будут известны окончательные параметры размещения. Предполагалось, что Selectel займет под 9%, но стоимость займа в итоге опустилась до 8,5% благодаря хорошему спросу на облигации.
Всем нужны серверы
Selectel была основана тринадцать лет назад Львом Левиевым и Вячеславом Мирилашвили, сооснователями «ВКонтакте». Сеть «ВКонтакте» также была первым клиентом нового бизнеса.
Мирилашвили и Левиев и сейчас полностью владеют Selectel через кипрский офшор «Хайком Лимитед» (лишь 2,4% принадлежат третьему акционеру — гендиректору Олегу Любимову). Компания предоставляет услуги IT-инфраструктуры, облачных сервисов и дата-центров — их у Selectel шесть, в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В прошлом году компания вышла на рынок Узбекистана.
За 2020 год выручка выросла на 42%, до 3,3 млрд рублей (то есть размер дебютного облигационного займа почти равен годовой выручке Selectel), рентабельность по EBITDA составляет впечатляющие 46%.
Услугами Selectel сейчас пользуются более 18 тыс. клиентов, в том числе igooods и CarPrice. В первую очередь дата-центры нужны онлайн-сервисам, которые принимают и обрабатывают много заказов и пытаются управлять остатками, ценами и проч. Это интернет-магазины, службы такси, IT-компании и т. д. Конечно, у многих крупных компаний есть свои ЦОД — например, крупнейший ЦОД в стране и в Европе у Сбербанка. Но есть и те, кому выгоднее арендовать сервисы и услуги по обработке данных. Selectel сам собирает серверы из готовых компонентов, в том числе под нужды конкретных клиентов, и считает это своим конкурентным преимуществом.
Рынок услуг центров обработки данных в Росси растет на 15–20% ежегодно. Самый крупный игрок — «Ростелеком», Selectel на шестом месте (см. таблицу). Но важно уточнить, что последний доступный рейтинг операторов ЦОД составлялся в начале 2020 года, и с тех пор тот же Selectel уже довел число серверных стоек в своих ЦОД до трех тысяч. В рейтинге учитываются именно коммерческие ЦОД, то есть сдаваемые в аренду, а не те, что используются компаниями для собственных нужд, поэтому Сбер, например, в рейтинг не входит.
Еще одно: все операторы дата-центров постепенно сдвигают свой бизнес в сферу обработки данных и самых разных облачных сервисов, это то, что входит в понятие IaaS, инфраструктура как сервис. Основные игроки тут — те же «Ростелеком», МТС, КРОК и Selectel, а также стремительно растущее подразделение Сбера SberCloud, с которым очень нравится работать крупным компаниям. Весь рынок облачных сервисов в России по итогам 2020 года оценивается в 100 млрд рублей (рост на 19,5% год к году), по оценкам iKS-Consulting. А уже к 2024 году он может вырасти более чем вдвое, до 213 млрд рублей.
Такая же динамика ожидается и от глобального облачного рынка. Большие надежды связываются с интернетом вещей, который обеспечивает огромный поток данных от все большего числа устройств и будет обеспечивать еще больше с развертыванием 5G. Есть прогнозы, что рынок искусственного интеллекта в мире вырастет с 11 млрд долларов в 2019-м до 90 млрд к 2025 году. Число автономных транспортных средств будет расти ежегодно почти на 40%. Потребность в информационных решениях для банковских и финансовых услуг, обрабатывающей промышленности и страхования удвоится к 2024 году. Все это означает, что спрос на ЦОД и облака будет бурно расти и дальше.
Интересно, что на Западе игроки рынка облачных услуг и дата-центров — это не только всем известные Google, Amazon, IBM, Microsoft, но и малоизвестные широкому кругу глобальные провайдеры ЦОД и цифровых сервисов Digital Realt, Equinix и American Tower Corporation. Причем последние торгуются на биржах в виде специальных фондов недвижимости, REIT, так как дата-центры в конечном счете суть объекты недвижимости с серверами, которые приносят доход.
Облака стоят дорого
Если Selectel хочет успешно конкурировать с такими гигантами, как «Ростелеком», МТС и Сбербанк (и другими крупными телекомами, которые тоже активно развивают облачный бизнес), а также в обозримом будущем выйти на IPO, ему надо продолжать так же быстро расти. Для этого и нужны деньги. Согласно проспекту эмиссии, средства, полученные в результате размещения биржевых облигаций, пойдут на инвестиции и рефинансирование уже имеющихся кредитов. В среднесрочных планах — модернизация мощностей в ДЦ «Цветочная 1», строительство и реконструкция серверных помещений в ДЦ «Цветочная 2» и ДЦ «Берзарина», покупка или строительство нового дата-центра в Московской области. Selectel планирует также открыть представительства еще в двух городах России и несколько в Европе.
Современные дата-центры — дорогие сооружения: это не просто склад серверов, там должна поддерживаться определенная температура, чтобы серверы не перегревались, есть много других нюансов. Значительная часть оборудования закупается за рубежом. К тому же запросы и требования все время растут, поэтому мощности надо постоянно модернизировать. «Доступ новых игроков на рынок дата-центров существенно ограничен ввиду необходимости большого объема капитальных затрат на старте и достаточно сложных технологий выстраивания инфраструктуры для обеспечения бесперебойной работы серверов, информационной безопасности и прочего», — говорится в обзоре АКРА, посвященном бизнесу Selectel.
Быстрый рост — это и возможность, и риск для бизнеса Selectel. Несмотря на свою отличную рентабельность, Selectel инвестирует в оборудование так много (до 70% выручки), что чистый денежный поток у нее до сих пор отрицательный, хотя дивидендов она не платит. Так что хотя бизнес Selectel, по прогнозам АКРА, будет расти на 30–40% в ближайшие годы, чистый денежный поток останется отрицательным как минимум до 2022-го. Кроме того, в ближайшие два года Selectel будет очень крупные суммы направлять на погашение долгов.
Конечная цель Selectel — IPO на зарубежных площадках. «Это [размещение облигаций] такое мини-упражнение перед большой биржей, которое позволяет нам как-то подготовиться, понять, чего хотят инвесторы, какие процессы внутри нужно наладить», — сказал Лев Левиев в одном из интервью в начале февраля. Однако продажа бизнеса кому-то из крупных игроков тоже может быть хорошим итогом, тем более что российский рынок облачных услуг и дата-центров, как и все остальные рынки, консолидируется: крупнейшие холдинги скупают более мелких игроков. Последняя сделка была год назад: в январе 2020-го «Ростелеком» купил DataLine за 17,5 млрд рублей. Выручка DataLine составляла на тот момент 5,3 млрд рублей. То есть Selectel надо вырасти совсем немного, чтобы стать интересным объектом для поглощения.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl