Квартира от ЦБ
«Дом.РФ» готовится потеснить сервисы по подбору и покупке недвижимости «ДомКлик» от Сбербанка и «Тинькофф ипотека» — с помощью ЦБ
Банк России уже в 2019–2020 годах собирается реализовать программу «Маркетплейс 2.0», которая должна включать в себя ипотечную платформу «Дом.РФ». Напомним, в конце 2017 года к группе «Дом. РФ» (ранее АИЖК) присоединился банк «Российский капитал». Как раз на базе «Российского капитала» «Дом.РФ» планировал создавать собственную ипотечную платформу после отказа от аналогичного совместного проекта с банком «Тинькофф». Теперь же ипотечная платформа будет создана на базе маркетплейса ЦБ.
На ранних стадиях в развитии маркетплейса ЦБ уже принимают участие Московская биржа, Национальный расчетный депозитарий (НРД), ряд банков и информационных порталов.
С помощью ипотечной платформы маркетплейса люди смогут удаленно выбрать квартиру, сравнить предложения ипотечного кредитования банков, страховых и оценочных компаний по единым критериям и воспользоваться их услугами: предоставить в электронном виде необходимую информацию и документы в банк, получить одобрение и оформить ипотечный кредит, оплатить госпошлину, зарегистрировать сделку с жильем в Росреестре и провести расчеты по ней.
Банки уже готовятся работать с ипотечной платформой ЦБ. «Мы внимательно следим за развитием проекта ипотечной платформы маркетплейса Центрального банка. “Дом.РФ” как профессиональный участник рынка, безусловно, будет способствовать успеху проекта, — полагает руководитель управления дистанционных услуг департамента цифровых услуг банка “ДельтаКредит” Игорь Дмитриев. — Для нашего банка взаимодействие с маркетплейсом ипотечных услуг интересно, так как мы уже имеем успешные примеры взаимодействия с агрегаторами ипотечных услуг. Мы готовы как с технологической точки зрения, так и в плане бизнес-модели».
Квартира от Сбербанка
Однако уже сейчас можно купить дом или квартиру в ипотеку, по сути, не вставая с места. В качестве основных конкурентов будущей ипотечной платформы ЦБ выступают уже работающие ипотечные агрегаторы, в первую очередь проект «ДомКлик» от Сбербанка. «ДомКлик» был запущен в 2017 году как сервис для покупки недвижимости в ипотеку. Он доступен через сайт или приложение для смартфонов. Сейчас, согласно данным «Яндекс. Радара», аудитория «ДомКлик» занимает четвертое место в рейтинге площадок по поиску и покупке недвижимости.
Для того чтобы получить квартиру в ипотеку, нужно зарегистрироваться на «ДомКлик», ответить на несколько простых вопросов и выбрать ипотечную программу от Сбербанка. Клиентам Сбербанка регистрация не нужна, данные заполняются автоматически. Дальше надо заполнить анкету, загрузить сканы документов (они распознаются автоматически) и отправить заявку на ипотеку. Третий этап — выбор квартиры на DomClick.ru из предложенных риэлтерами, застройщиками или даже частными лицами. Отправить ее на одобрение можно в онлайн-режиме: менеджер самостоятельно запросит все необходимые документы напрямую у представителя продавца. Последний этап — заключение сделки, и только на этом этапе участники сделки приезжают в офис для оформления цифровой подписи и подписания документов. Дальше менеджер отправит документы на регистрацию в Росреестр в электронном виде. Расчеты между участниками сделки проходят через сервис безопасных расчетов, который гарантирует автоматический перевод денег после регистрации перехода прав собственности. В итоге сделка совершается за один визит в банк, без перевозки крупных денежных средств, пересчета наличных и хранения ключей от ячейки.
На этой площадке также можно проводить обычные сделки по купле-продаже недвижимости без ипотеки, используя электронную регистрацию, безопасные расчеты и все остальные сервисы. По сути, «ДомКлик» из ипотечной платформы превращается в сервис для проведения операций с недвижимостью: купить, продать, арендовать, сдать в аренду.
Хотя обе платформы — и в рамках маркетплейса ЦБ, и «ДомКлик» — нацелены на одних клиентов, они различаются между собой концептуально (хотя детально сравнивать их между собой сложно в связи с тем, что платформа «Дом.РФ» еще не реализована). «Можно говорить, что “ДомКлик” — это платформа для одного игрока, а маркетплейс ЦБ будет предусматривать участие нескольких игроков. Есть разные модели клиентского поведения при выборе ипотечного банка: для кого-то важнее привлекательные ценовые параметры, для кого-то — сроки одобрения, а кто-то делает акцент на удобство и технологичность процесса. При участии в платформе ЦБ большого числа игроков клиент сможет получить не только удобный и быстрый процесс, но и подобрать для себя максимально комфортные условия кредитования, — поясняет начальник управления развития ипотечного бизнеса банка “Открытие” Елена Назаренко. — Однако не исключаем, что со временем Сбербанк будет развивать свою платформу и предоставлять возможность другим игрокам использовать сервисы, предусмотренные “ДомКлик”».
Квартира от Тинькофф-банка
Другой интересный пример уже существующих ипотечных платформ — сервис «Тинькофф ипотека». Как рассказал руководитель ипотечного бизнеса Тинькофф-банка Игорь Ларин, этот сервис позволяет «уберизировать» все процессы, связанные с оформлением и получением ипотечного кредита. Платформа «Тинькофф ипотека» работает в партнерстве с девятью банками, с баланса которых и выдаются ипотечные кредиты, а среди партнеров сервиса уже более 31 тыс. агентов: агентства недвижимости, брокерские компании, застройщики, CRM-системы. Агенты недвижимости фактически выступают брокерами для своих клиентов: в одном окне они могут видеть предложения от всех банков-партнеров, сделать расчет ипотечного кредита по заданным клиентом параметрам, используя единую для всех банков форму подачи и проверки документов. Кроме того, «Тинькофф» делится с риэлтерами комиссией от сделок с недвижимостью. У «Тинькофф ипотеки» уже более миллиона пользователей и свыше 50 тыс. новых заявок на ипотеку ежемесячно.
Собственно, эти две платформы («ДомКлик» и «Тинькофф ипотека») демонстрируют основные направления развития независимых ипотечных платформ. Одна из них позволяет получить ипотеку только своего родного банка, но расширяет список услуг и превращается в универсальный портал для заключения сделок с недвижимостью в режиме онлайн. Другая концентрируется на работе с агентами и превращается в настоящий специализированный маркетплейс, где клиенты могут выбрать ипотечные предложения от большого количества банков.
Банк России постоянно подчеркивает, что проект маркетплейса ЦБ не предполагает создания единого портала под маркой ЦБ, а обеспечивает только «создание регуляторной среды». Более того, стать участником системы «Маркетплейс» в качестве электронной платформы сможет любая организация. Главное, чтобы она была подключена к так называемому регистратору финансовых транзакций на базе Национального расчетного депозитария. С точки зрения Банка России, роль проекта «Маркетплейс» заключается в создании доверенной среды для дистанционной продажи финансовых продуктов, а также для ипотечных сделок и сделок с недвижимостью. Однако остается неясным, зачем все же создавать ипотечную платформу и сам маркетплейс в целом, ведь для «создания доверенной среды» вполне хватило бы подключения к НРД.
Фото Игорь Шапошников
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl