Кнут вместо пряника. Давид Якобашвили о том, почему только 2% россиян хотят заниматься бизнесом
15 лет назад в бизнесе было больше анархии, но и больше креатива, уверен основатель «Вимм-Билль-Данн»
Во многих странах мира процент налоговых сборов в бюджет от малых и средних предприятий составляет более 50%. России до этого показателя очень и очень далеко. В 1990-е годы российский бизнес развивался хаотично, но у предпринимателей была почти полная свобода действий. Определенные ограничения, конечно, были, но огромнейший энтузиазм дал возможность создать фундамент для роста экономики страны в начале 2000-х.
Сегодня, к сожалению, роста и движения вперед не наблюдается. Конечно, я совсем не за хаос, как в 1990-е, но, чтобы сделать большой скачок вперед, надо все-таки подумать, как создать условия для развития бизнеса, учесть положительный опыт прошлых лет. И, конечно, без присутствия криминала — это само собой разумеется.
В европейских странах доля людей, желающих заниматься бизнесом, достигает 12–14%. В России их всего лишь 2%. И если бы государство как-то стимулировало их желание заниматься бизнесом, это дало бы возможность двигать экономику страны быстрее и эффективнее.
Вот, например, с введением санкций против России наше государство начало активно поддерживать сельское хозяйство. Но не всегда нужна только денежная поддержка, важны понятные регламенты ведения бизнеса, четкая налоговая политика, работающее законодательство в сфере ЖКХ и ценообразования. Необходимы стабильные, неизменные условия на несколько лет, ведь бизнес, начиная что-то, закладывается на какой-то определенный период времени, чтобы вернуть затраты и поднять компанию на должный уровень. Когда условия меняются, уже тяжело соблюсти и выполнить ранее намеченные планы. В итоге бизнес залезает в долги, которые часто невозможно вернуть, и идет на банкротство. Это очень беспокоит и печалит.