Плата для стартапа: какой инвестор нужен начинающему проекту
Инкубатор, суперангел или кредит в банке — типы инвестирования для разных стадий развития стартапа. На каждой важно учитывать требования, которые выставляет инвестор.
Чтобы превратить идею в настоящий бизнес, нужно несколько составляющих: уникальный для отрасли замысел, маркетинговый план и самое главное — знания о том, как найти инвесторов и убедить их вложиться в проект.
В зависимости от того, на каком этапе развития находится компания, некоторые варианты финансирования могут быть более приоритетными. Как же привлечь инвестиции, исходя из срока существования стартапа, чтобы помочь ему выстрелить и превратиться в «единорога»?
На этапе идеи
Время разработки концепции и продумывания деталей. На этом этапе стартапу нужны деньги для решения базовых задач, например, написания четкого бизнес-плана. Для этого привлекают личный капитал и финансовую помощь от людей, которые знают основателя проекта лично. Преимущества собственных денег в том, что они позволяют полностью контролировать свой бизнес, не бояться влияния внешних инвесторов, а также избежать долгов, если идея провалится.
Яркий пример инвестиций на этапе идеи – компания SalesForce. Первыми источниками ее финансирования были личные сбережения Марка Бениоффа, основателя проекта и автора идеи предоставления услуг по подписке, и частные инвестиции от Ларри Эллисона, сооснователя корпорации Oracle. Личное знакомство Бениоффа и Эллисона сыграло свою роль: они вместе работали в Oracle, и Бениофф получил хорошую поддержку своей идеи, когда рассказал о ней Эллисону. Однако, по мере развития стартапа, собственных денег становится недостаточно. Бизнесу, который хочет развиваться, не обойтись без внешних инвесторов.
Стадия Pre-Seed
Поддержание роста и тестирование рынка, когда становятся нужны дополнительные финансы, но крупные инвесторы неохотно дают большие деньги на посевной и предпосевной стадиях. Поэтому основатели стартапов обращаются к краудфандингу, акселерационным программам и бизнес-ангелам.
Краудфандинг — инструмент, доступный каждому. Предприниматели рассказывают на специальных сайтах о своей идее, после чего люди с самых разных точек планеты могут познакомиться с ней и профинансировать. У краудфандинга нет жесткого ограничения по сумме инвестиций, и кажется, что таким способом можно потратить годы на сбор слишком незначительных сумм. Но многие стартапы получили свои первые миллионы финансирования именно так. Например, компания Skinners, которая придумала очень прочную дышащую обувь, которую можно надевать, как носки, собрала с помощью краудфандинга более $1,6 млн, хотя рассчитывала всего на $25 тысяч. Кроме того, краудфандинг — это безвозмездный способ получить деньги, не передавая акции компании. Через него можно протестировать, насколько идея проекта находит отклик у пользователей.
Перспективные стартапы с сильной идеей и сформированной командой могут стать частью инкубаторов или акселераторов. В качестве преимуществ участники акселерационной программы получают наставничество от экспертов своей отрасли, сильный нетворкинг и больше возможностей для получения инвестиций: одно упоминание о том, что стартап прошел известный акселератор, может стать решающим аргументом для инвесторов.