Как создаются инновационные продукты Группы ГАЗ

ЭкспертБизнес

Кто делает российские электробусы, водоробусы и беспилотники

Инновационные продукты Группы ГАЗ создаются в результате кооперации производства с наукой и образованием, начинающейся со школьных технопарков

Виталий Лейбин

Директор по персоналу Группы ГАЗ Елена Марштупа

На базе Нижегородского НОЦ, научно-образовательного центра мирового уровня, разработан беспилотный грузовой фургон «ГАЗель Next», уже работающий на месторождениях в Ханты-Мансийском автономном округе. Это пример продуктивной кооперации промышленности, науки и образования. Директор по персоналу Группы ГАЗ Елена Марштупа рассказала «Эксперту» о стратегии взаимодействия с наукой, студентами и школьниками, а также о том, почему санкции для ГАЗа не стали шоком.

— Как выстроена система подготовки инженерных кадров для ГАЗа, как вообще система нашего образования связана с тем, что действительно нужно предприятию?

— Когда-то давно был такой тезис: «Забудьте обо всем, чему вас учили в институте, мы здесь вас будем учить». К счастью для нас, он уже стал неактуальным. Мы смогли выстроить взаимодействие с нашими партнерами-вузами, максимально применяя практикоориентированный подход, а программы обучения мы имеем возможность корректировать с учетом наших потребностей. Мы широко развернули систему стажировок, ребята уже после четвертого курса приходят к нам работать. И если мы начинали с коммерческого блока (это закупки, логистика, продажи), то сейчас это и конструкторы, и технологи, и финансисты, и эйчары. Студенты приходят к нам на практику, участвуют в реальных производственных проектах, пишут и защищают дипломные работы в плотном контакте с нашими экспертами.

Помимо традиционных форм сотрудничества в работе с вузами мы делаем свои акценты. Например, у ГАЗа есть базовая кафедра на базе Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева, которая интегрирована с нашим Объединенным инженерным центром (ОИЦ). Мы взяли профильные для себя специальности: автомобиле- и тракторостроение, наземные транспортные, технологические средства. И именно там мы даем технологию создания продукта и проектного управления, максимально привязывая к нашим методикам все, что у нас применяется. Кафедра действует уже порядка десяти лет.

— А как это работает? ГАЗ строил внутри университета инженерную площадку или, скорее, университет пользуется площадкой ГАЗа?

— Университет пользуется площадкой ГАЗа, то есть ребята приезжают на занятия прямо к нам в ОИЦ, чтобы работать в атмосфере создания нового вместе с людьми, которые делают реальные продукты. Когда мы даем теорию, тут же показываем, как это выглядит на практике, прямо на нашей территории. Из 217 выпускников кафедры у нас трудоустроено 73 человека, часть ребят трудоустроены у наших поставщиков, и для нас это хороший показатель. Есть также студенты не с нашей кафедры, из других вузов — у нас проходят хакатоны, мы даем ребятам наши производственные кейсы для дипломов, обучаясь, они не просто получают компетенции, но и погружаются в нюансы, начинают моделировать с нами транспорт будущего.

Инженерные кадры — это одна история. Вторая — это информационные технологии. «Цифра» у нас сейчас везде. В том числе и наши автомобили нового поколения оснащаются цифровой системой управления, нужны интеллектуальные помощники водителя, электронные сервисы. Ну и в целом у нас проходит автоматизация фактически всех процессов. Понятно, что в отрасли есть дефицит кадров. По оценке экспертов, порядка миллиона человек по стране не хватает. И в январе прошлого года у нас стартовал проект «Академия IT». Он реализуется ведущими учебными заведениями Нижегородской области. Мы погружаем будущих специалистов в сферу информационных технологий с акцентом на задачи автомобилестроения. Когда мы стартовали с этим проектом, у меня были опасения, какое количество ребят заинтересуется. Изначально заявилось порядка 200 человек, после отбора в программу пришли 137 человек. В течение прошлого года пройдены два модуля, сейчас ребята на третьем, завершающем. И на третьем модуле у нас отобрано 67 слушателей, которые уже трудоустроены на ГАЗ: либо в «ГАЗ IT» (это именно IT-специалисты), либо в Объединенный инженерный центр (это конструкторы, которые буду делать «цифру» для наших моделей будущего).

Водоробус ГАЗ, созданный совместно с МГТУ им. Баумана

— Что такое транспорт будущего? О чем идет речь?

— Прежде всего это электромобили, водоробусы и беспилотники. И в каждом из этих проектов есть самые разные высокотехнологичные системы, которые надо разрабатывать и внедрять. Партнерство с учеными, аспирантами, талантливыми студентами позволяет ускорить эту работу.

Электробусы, которые ходят по Москве, — это разработка нашего Объединенного инженерного центра и МГТУ имени Баумана. Несколько лет назад мы создали на базе МГТУ совместный инжиниринговый центр и оснастили его оборудованием. Мы назвали его в честь Андрея Александровича Липгарта, легендарного главного конструктора ГАЗа (в 19331951 годах). Там сейчас работает 49 человек, это научные сотрудники и студенты МГТУ, их специализация — электроплатформы, автоматические системы управления. Электронные устройства, которые используются в электробусе, — разработка этого инжинирингового центра. Ликинский автобусный завод как раз недалеко от Москвы. Ребята выезжают на завод, первые установки они сами ставили на электробусы.

В 2021 году мы представляли опытный образец водоробуса, автобуса на водородном топливе. В нем применена отечественная электронная система, управление которой тоже разработано Инжиниринговым центром имени Липгарта.

А в Нижнем Новгороде совместно с НГТУ имени Алексеева создан и совершенствуется беспилотный автомобиль «ГАЗель Next», который сейчас уже эксплуатируется на месторождении в Ханты-Мансийске.

— А что делает «ГАЗель Next» на месторождении?

— Перевозит грузы, это небольшой беспилотный грузовой фургон. Наши инженеры посмотрели, какие на месторождении хозяйственные нужды, что и куда перевозят грузовики с человеком-водителем, и выстроили маршрут, на котором работает беспилотник, ему не нужно отдыхать, ему нужно только подзаряжаться. Конечно, работа беспилотника контролируется и исследуется, на месте работают и представители НГТУ.

— Искусственный интеллект беспилотника — плод собственной разработки ГАЗа или сделан в кооперации с другими системами, разрабатываемыми в нашей стране?

— Собственная. И в этом в том числе нам помогают программисты — молодые ученые из НГТУ.

— С Бауманкой вы делаете электроплатформы электробусов и водоробусов, а с НГТУ — беспилотный транспорт. Есть что-то еще такое, чем вы гордитесь?

— Да, конечно, это крупные проекты, но есть много проектов меньшего масштаба, в том числе те, которые мы делаем со школьниками и студентами. Например, они уже воплощают идеи повышения производительности труда при помощи инструментов Производственной системы ГАЗ — это студенческие работы с конкретными результатами на заводских участках, на конвейере.

— Вы упомянули школьников. Вы и школьниками занимаетесь?

— Мы пришли к тому, что начинать работать нужно не со студенческой скамьи, а с более раннего возраста. Во-первых, это профориентация, во-вторых, если ребята осваивают технические знания в игровой форме, им намного проще потом учиться. Уже с 2012 года мы стали акцентировать внимание на более юной аудитории, «зашли в школы». На базе нашей Академии современных технологий автомобилестроения имени А. Н. Моисеева (это наш корпоративный университет) работают два технопарка: один — это наш проект «Кванториум» (вместе с Министерством просвещения) и второй — наш собственный Центр изучения цифровых технологий «ТехноСпейс». Вот в этих двух технопарках у нас занимаются порядка 600 школьников, и из Нижнего Новгорода, и из области. Мы даем им глубокие знания в области точных наук (математики, физики), шахмат, а также инженерные компетенции. Наставниками в этих технопарках выступают наши сотрудники, некоторые из них сами когда-то ходили в «Кванториум», в робототехнические кружки, обучились, поступили, окончили вуз, работают у нас в ОИЦ и выступают преподавателями в технопарках.

Фестиваль «Робофест» в рамках программы «Робототехника»

— А что ребята делают в технопарках своими руками? Роботизированные модели?

— В том числе и роботизированные модели. Ребята занимаются прототипированием, моделированием, программированием, электроникой, работают над реальными кейсами наших предприятий. В технопарках есть автоквантум, робоквантум, интернет вещей и другие необходимые для формирования компетенций инженера будущего направления. И, конечно же, важное направление — углубленное изучение физики, математики, где школьники напитываются знаниями, которые потом проявляются в инженерных компетенциях.

— Вы еще сказали о шахматах. А как шахматы помогают?

— Развитие логического мышления. Ребят это тоже увлекает. Нам же нужно создать среду, чтобы им было интересно. Английский язык мы тоже изучаем. И кроме того, что мы даем технические знания, мы их учим работать в команде, слышать, слушать друг друга. Важно, чтобы гармоничное развитие было, не только технические знания. Многие дети наших сотрудников там занимаются, и вот такие отзывы слышу, что благодаря этим технопаркам у ребят более осознанный выбор профессии, то есть они уже четко понимают в среднем школьном возрасте, куда хотят пойти.

— А со средним специальным образованием вы работаете?

— Конечно. У нас есть проект «Профессионалитет», куда входят наши профильные техникумы и колледжи в Нижнем Новгороде и Ярославле. И я очень надеюсь, что другие ссузы тоже войдут в этот проект. Преподаватели проходят обучение на наших площадках. Государство вкладывает средства в модернизацию мастерских, лабораторий, и мы, со своей стороны, тоже вкладываем ресурсы, чтобы помочь в этом. Ссузы меняются, мы видим, как на нашей нижегородской площадке идет обновление педсостава, больше появляется молодых преподавателей.

— Не могу не спросить, как отразились санкции на работе ваших высокотехнологичных подразделений. Насколько велики проблемы, стимулируют ли они усиливать связку с отечественной наукой?

— Санкции прошлого года не были для нас шоком. Потребность в тесном взаимодействии с отечественной наукой у нас появилась на современном этапе развития ГАЗа, когда мы приступили к разработке новых высокотехнологичных машин.

Мы все знаем традиционные проблемы со времен СССР: наука отдельно, производство — отдельно, инновации где-то в отраслевых НИИ разрабатывались, без привязки к реальным задачам производств. Понимая это, мы в середине 2000-х стали эти разрывы преодолевать. Первой ласточкой у нас стала программа «Робототехника», которую запустил в нашей стране промышленник Олег Дерипаска. Она позволила создавать условия для занятия молодежи техническим творчеством в связке с индустрией, будущие ученые и инженеры могли проявлять инициативу. Именно благодаря этой программе появились первые российские беспилотные машины. В 2010 году ГАЗ выделил студенческим командам ведущих вузов автомобили «ГАЗель» для переоборудования в автоматизированные транспортные средства. И тогда в первый раз прошло соревнование автомобилей-роботов без водителя — нужно было преодолевать определенную дистанцию, выполнять задания. Это был восторг неописуемый. Сейчас мы такие соревнования проводим ежегодно в Нижнем Новгороде на испытательном полигоне ГАЗа.

Тогда же появились первые робототехнические фестивали, ребята решали конкретные задачи по роботизации, по автоматизации, по логистике. Из этих фестивалей выросли у нас сначала робототехнические кружки, потом — детские технопарки.

— А сейчас вы чувствуете драйв? По вашему ощущению, возможны ли у нас реальные технологические прорывы?

— Я достаточно давно занимаюсь кадрами в Группе ГАЗ, уже более десяти лет, и вижу реальные результаты. Динамика развития — это не бюрократические слова, я ее чувствую в людях. Когда мы начинали, нам говорили: «Ну куда там на такую далекую перспективу? Зачем со школьниками заниматься?» А когда ты видишь ребят, которых знаешь, они у тебя учились в робототехническом кружке, потом пошли в вуз, и там мы их тоже сопровождаем, берем на практику, и они возвращаются к тебе на работу, это, конечно, очень здорово. Это реально вдохновляет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великая степь Великая степь

Великая степь была всегда, сколько себя помнит человечество

Вокруг света
Персона Персона

О кризис-менеджменте, конкурентной борьбе и западных бизнес-стратегиях

Robb Report
Властелин пива и кетчупа Властелин пива и кетчупа

Как сделал состояние самый богатый бразильский швейцарец

Деньги
Маховик эволюции Маховик эволюции

Эволюция жизни на Земле непрерывна и в этом смысле сравнима с вечным двигателем

Наука и жизнь
Кейт Бланшетт в фильме «Тар»: как женщина-дирижер существует в культуре отмены Кейт Бланшетт в фильме «Тар»: как женщина-дирижер существует в культуре отмены

Каким получился фильм «Тар» Тодда Филда с Кейт Бланшетт в главной роли

Forbes
Премию Абеля присудили за работы по дифференциальным уравнениям в частных производных Премию Абеля присудили за работы по дифференциальным уравнениям в частных производных

Премия Абеля: вклад в теорию регулярности нелинейных дифференциальных уравнений

N+1
Мучной рост с низкой базы Мучной рост с низкой базы

Потенциал экспорта муки из России оценивается в 3 млн т

Агроинвестор
Без интернатов: как социализация помогает детям с инвалидностью стать частью общества Без интернатов: как социализация помогает детям с инвалидностью стать частью общества

Кто и как в России занимается социализацией детей с инвалидностью

Forbes
Ученые создали пластик, не требующий нефти для производства и полностью подверженный переработке Ученые создали пластик, не требующий нефти для производства и полностью подверженный переработке

Новый тип пластика может заменить полистирол

ТехИнсайдер
Не верю: почему уровень религиозности снижается во всем мире и в России Не верю: почему уровень религиозности снижается во всем мире и в России

Как религия связана с благополучием?

Forbes
Звериный оскал капитализма Звериный оскал капитализма

Лихие девяностые в карикатурах журнала «Крокодил»

Автопилот
В коллайдере удалось зафиксировать «неуловимые» частицы В коллайдере удалось зафиксировать «неуловимые» частицы

Новая работа представляет собой первое прямое наблюдение коллайдерных нейтрино

ТехИнсайдер
Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
Как предприниматель с Аляски стал крупнейшим поставщиком рыбы в Америке Как предприниматель с Аляски стал крупнейшим поставщиком рыбы в Америке

Почему Джо Бандрант не хочет продавать Trident Seafoods?

Forbes
«Как прокачать устойчивость к переменам?»: 6 главных вопросов и ответов о жизни в трудные времена «Как прокачать устойчивость к переменам?»: 6 главных вопросов и ответов о жизни в трудные времена

Как позаботиться о себе и адаптироваться к новому в эпоху перемен?

Psychologies
Обратный отсчет Обратный отсчет

Похудеть на 5 кг за неделю: 7 работающих способов

Лиза
Нюрнбергские расовые законы Нюрнбергские расовые законы

Антисемитизм лежал в основе нацистской идеологии

Дилетант
Почему люди смеются? Почему люди смеются?

Что такое смех с точки зрения науки? Зачем вообще людям нужна такая способность?

ТехИнсайдер
Вызывала матери скорую: трудное детство дочери Курта Кобейна и Кортни Лав Вызывала матери скорую: трудное детство дочери Курта Кобейна и Кортни Лав

Когда ты родилась в семье рокеров, тебя ждут совсем недетские испытания

VOICE
“Парадокс ожирения” развенчан. Ученые установили, что лишний вес повышает смертность “Парадокс ожирения” развенчан. Ученые установили, что лишний вес повышает смертность

Как жир влияет на здоровье человека?

ТехИнсайдер
Советский православный Ватикан Советский православный Ватикан

На заре Холодной войны в СССР пытались создать церковный «Варшавский договор»

Weekend
Исследование: практики осознанности помогают в лечении депрессии на клеточном уровне Исследование: практики осознанности помогают в лечении депрессии на клеточном уровне

Когнитивная терапия на основе осознанности учит людей регулировать свое внимание

Inc.
5 захватывающих книг в духе «Одни из нас» 5 захватывающих книг в духе «Одни из нас»

Книги с пробирающей атмосферой постапокалипсиса

Maxim
Фильм Фильм

"Все, везде и сразу": о чем этот фильм, и почему он всем так нравится

VOICE
Балет за границу Балет за границу

Сергей Дягилев стал гениальным продюсером задолго до появления слова «продюсер»

Правила жизни
Даешь стране технологии Даешь стране технологии

Изменят ли НОЦ ситуацию с развитием хайтек-отраслей?

Эксперт
Кем была первая девушка Брэда Питта Кем была первая девушка Брэда Питта

С кем же голливудский красавчик Брэд Питт был до своей славы?

VOICE
Полезные и вредные молекулы: как витамины и лекарства влияют на наше состояние Полезные и вредные молекулы: как витамины и лекарства влияют на наше состояние

Жизнь человека способна изменить одна молекула

Inc.
Гоша Гоша

Гоша Карцев выходит из треугольника печали и амплуа фэшн-суки

Собака.ru
Киану Ривз Киану Ривз

Киану Ривз — один из самых загадочных актеров нашего времени

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении