Как создаются инновационные продукты Группы ГАЗ

ЭкспертБизнес

Кто делает российские электробусы, водоробусы и беспилотники

Инновационные продукты Группы ГАЗ создаются в результате кооперации производства с наукой и образованием, начинающейся со школьных технопарков

Виталий Лейбин

Директор по персоналу Группы ГАЗ Елена Марштупа

На базе Нижегородского НОЦ, научно-образовательного центра мирового уровня, разработан беспилотный грузовой фургон «ГАЗель Next», уже работающий на месторождениях в Ханты-Мансийском автономном округе. Это пример продуктивной кооперации промышленности, науки и образования. Директор по персоналу Группы ГАЗ Елена Марштупа рассказала «Эксперту» о стратегии взаимодействия с наукой, студентами и школьниками, а также о том, почему санкции для ГАЗа не стали шоком.

— Как выстроена система подготовки инженерных кадров для ГАЗа, как вообще система нашего образования связана с тем, что действительно нужно предприятию?

— Когда-то давно был такой тезис: «Забудьте обо всем, чему вас учили в институте, мы здесь вас будем учить». К счастью для нас, он уже стал неактуальным. Мы смогли выстроить взаимодействие с нашими партнерами-вузами, максимально применяя практикоориентированный подход, а программы обучения мы имеем возможность корректировать с учетом наших потребностей. Мы широко развернули систему стажировок, ребята уже после четвертого курса приходят к нам работать. И если мы начинали с коммерческого блока (это закупки, логистика, продажи), то сейчас это и конструкторы, и технологи, и финансисты, и эйчары. Студенты приходят к нам на практику, участвуют в реальных производственных проектах, пишут и защищают дипломные работы в плотном контакте с нашими экспертами.

Помимо традиционных форм сотрудничества в работе с вузами мы делаем свои акценты. Например, у ГАЗа есть базовая кафедра на базе Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева, которая интегрирована с нашим Объединенным инженерным центром (ОИЦ). Мы взяли профильные для себя специальности: автомобиле- и тракторостроение, наземные транспортные, технологические средства. И именно там мы даем технологию создания продукта и проектного управления, максимально привязывая к нашим методикам все, что у нас применяется. Кафедра действует уже порядка десяти лет.

— А как это работает? ГАЗ строил внутри университета инженерную площадку или, скорее, университет пользуется площадкой ГАЗа?

— Университет пользуется площадкой ГАЗа, то есть ребята приезжают на занятия прямо к нам в ОИЦ, чтобы работать в атмосфере создания нового вместе с людьми, которые делают реальные продукты. Когда мы даем теорию, тут же показываем, как это выглядит на практике, прямо на нашей территории. Из 217 выпускников кафедры у нас трудоустроено 73 человека, часть ребят трудоустроены у наших поставщиков, и для нас это хороший показатель. Есть также студенты не с нашей кафедры, из других вузов — у нас проходят хакатоны, мы даем ребятам наши производственные кейсы для дипломов, обучаясь, они не просто получают компетенции, но и погружаются в нюансы, начинают моделировать с нами транспорт будущего.

Инженерные кадры — это одна история. Вторая — это информационные технологии. «Цифра» у нас сейчас везде. В том числе и наши автомобили нового поколения оснащаются цифровой системой управления, нужны интеллектуальные помощники водителя, электронные сервисы. Ну и в целом у нас проходит автоматизация фактически всех процессов. Понятно, что в отрасли есть дефицит кадров. По оценке экспертов, порядка миллиона человек по стране не хватает. И в январе прошлого года у нас стартовал проект «Академия IT». Он реализуется ведущими учебными заведениями Нижегородской области. Мы погружаем будущих специалистов в сферу информационных технологий с акцентом на задачи автомобилестроения. Когда мы стартовали с этим проектом, у меня были опасения, какое количество ребят заинтересуется. Изначально заявилось порядка 200 человек, после отбора в программу пришли 137 человек. В течение прошлого года пройдены два модуля, сейчас ребята на третьем, завершающем. И на третьем модуле у нас отобрано 67 слушателей, которые уже трудоустроены на ГАЗ: либо в «ГАЗ IT» (это именно IT-специалисты), либо в Объединенный инженерный центр (это конструкторы, которые буду делать «цифру» для наших моделей будущего).

Водоробус ГАЗ, созданный совместно с МГТУ им. Баумана

— Что такое транспорт будущего? О чем идет речь?

— Прежде всего это электромобили, водоробусы и беспилотники. И в каждом из этих проектов есть самые разные высокотехнологичные системы, которые надо разрабатывать и внедрять. Партнерство с учеными, аспирантами, талантливыми студентами позволяет ускорить эту работу.

Электробусы, которые ходят по Москве, — это разработка нашего Объединенного инженерного центра и МГТУ имени Баумана. Несколько лет назад мы создали на базе МГТУ совместный инжиниринговый центр и оснастили его оборудованием. Мы назвали его в честь Андрея Александровича Липгарта, легендарного главного конструктора ГАЗа (в 19331951 годах). Там сейчас работает 49 человек, это научные сотрудники и студенты МГТУ, их специализация — электроплатформы, автоматические системы управления. Электронные устройства, которые используются в электробусе, — разработка этого инжинирингового центра. Ликинский автобусный завод как раз недалеко от Москвы. Ребята выезжают на завод, первые установки они сами ставили на электробусы.

В 2021 году мы представляли опытный образец водоробуса, автобуса на водородном топливе. В нем применена отечественная электронная система, управление которой тоже разработано Инжиниринговым центром имени Липгарта.

А в Нижнем Новгороде совместно с НГТУ имени Алексеева создан и совершенствуется беспилотный автомобиль «ГАЗель Next», который сейчас уже эксплуатируется на месторождении в Ханты-Мансийске.

— А что делает «ГАЗель Next» на месторождении?

— Перевозит грузы, это небольшой беспилотный грузовой фургон. Наши инженеры посмотрели, какие на месторождении хозяйственные нужды, что и куда перевозят грузовики с человеком-водителем, и выстроили маршрут, на котором работает беспилотник, ему не нужно отдыхать, ему нужно только подзаряжаться. Конечно, работа беспилотника контролируется и исследуется, на месте работают и представители НГТУ.

— Искусственный интеллект беспилотника — плод собственной разработки ГАЗа или сделан в кооперации с другими системами, разрабатываемыми в нашей стране?

— Собственная. И в этом в том числе нам помогают программисты — молодые ученые из НГТУ.

— С Бауманкой вы делаете электроплатформы электробусов и водоробусов, а с НГТУ — беспилотный транспорт. Есть что-то еще такое, чем вы гордитесь?

— Да, конечно, это крупные проекты, но есть много проектов меньшего масштаба, в том числе те, которые мы делаем со школьниками и студентами. Например, они уже воплощают идеи повышения производительности труда при помощи инструментов Производственной системы ГАЗ — это студенческие работы с конкретными результатами на заводских участках, на конвейере.

— Вы упомянули школьников. Вы и школьниками занимаетесь?

— Мы пришли к тому, что начинать работать нужно не со студенческой скамьи, а с более раннего возраста. Во-первых, это профориентация, во-вторых, если ребята осваивают технические знания в игровой форме, им намного проще потом учиться. Уже с 2012 года мы стали акцентировать внимание на более юной аудитории, «зашли в школы». На базе нашей Академии современных технологий автомобилестроения имени А. Н. Моисеева (это наш корпоративный университет) работают два технопарка: один — это наш проект «Кванториум» (вместе с Министерством просвещения) и второй — наш собственный Центр изучения цифровых технологий «ТехноСпейс». Вот в этих двух технопарках у нас занимаются порядка 600 школьников, и из Нижнего Новгорода, и из области. Мы даем им глубокие знания в области точных наук (математики, физики), шахмат, а также инженерные компетенции. Наставниками в этих технопарках выступают наши сотрудники, некоторые из них сами когда-то ходили в «Кванториум», в робототехнические кружки, обучились, поступили, окончили вуз, работают у нас в ОИЦ и выступают преподавателями в технопарках.

Фестиваль «Робофест» в рамках программы «Робототехника»

— А что ребята делают в технопарках своими руками? Роботизированные модели?

— В том числе и роботизированные модели. Ребята занимаются прототипированием, моделированием, программированием, электроникой, работают над реальными кейсами наших предприятий. В технопарках есть автоквантум, робоквантум, интернет вещей и другие необходимые для формирования компетенций инженера будущего направления. И, конечно же, важное направление — углубленное изучение физики, математики, где школьники напитываются знаниями, которые потом проявляются в инженерных компетенциях.

— Вы еще сказали о шахматах. А как шахматы помогают?

— Развитие логического мышления. Ребят это тоже увлекает. Нам же нужно создать среду, чтобы им было интересно. Английский язык мы тоже изучаем. И кроме того, что мы даем технические знания, мы их учим работать в команде, слышать, слушать друг друга. Важно, чтобы гармоничное развитие было, не только технические знания. Многие дети наших сотрудников там занимаются, и вот такие отзывы слышу, что благодаря этим технопаркам у ребят более осознанный выбор профессии, то есть они уже четко понимают в среднем школьном возрасте, куда хотят пойти.

— А со средним специальным образованием вы работаете?

— Конечно. У нас есть проект «Профессионалитет», куда входят наши профильные техникумы и колледжи в Нижнем Новгороде и Ярославле. И я очень надеюсь, что другие ссузы тоже войдут в этот проект. Преподаватели проходят обучение на наших площадках. Государство вкладывает средства в модернизацию мастерских, лабораторий, и мы, со своей стороны, тоже вкладываем ресурсы, чтобы помочь в этом. Ссузы меняются, мы видим, как на нашей нижегородской площадке идет обновление педсостава, больше появляется молодых преподавателей.

— Не могу не спросить, как отразились санкции на работе ваших высокотехнологичных подразделений. Насколько велики проблемы, стимулируют ли они усиливать связку с отечественной наукой?

— Санкции прошлого года не были для нас шоком. Потребность в тесном взаимодействии с отечественной наукой у нас появилась на современном этапе развития ГАЗа, когда мы приступили к разработке новых высокотехнологичных машин.

Мы все знаем традиционные проблемы со времен СССР: наука отдельно, производство — отдельно, инновации где-то в отраслевых НИИ разрабатывались, без привязки к реальным задачам производств. Понимая это, мы в середине 2000-х стали эти разрывы преодолевать. Первой ласточкой у нас стала программа «Робототехника», которую запустил в нашей стране промышленник Олег Дерипаска. Она позволила создавать условия для занятия молодежи техническим творчеством в связке с индустрией, будущие ученые и инженеры могли проявлять инициативу. Именно благодаря этой программе появились первые российские беспилотные машины. В 2010 году ГАЗ выделил студенческим командам ведущих вузов автомобили «ГАЗель» для переоборудования в автоматизированные транспортные средства. И тогда в первый раз прошло соревнование автомобилей-роботов без водителя — нужно было преодолевать определенную дистанцию, выполнять задания. Это был восторг неописуемый. Сейчас мы такие соревнования проводим ежегодно в Нижнем Новгороде на испытательном полигоне ГАЗа.

Тогда же появились первые робототехнические фестивали, ребята решали конкретные задачи по роботизации, по автоматизации, по логистике. Из этих фестивалей выросли у нас сначала робототехнические кружки, потом — детские технопарки.

— А сейчас вы чувствуете драйв? По вашему ощущению, возможны ли у нас реальные технологические прорывы?

— Я достаточно давно занимаюсь кадрами в Группе ГАЗ, уже более десяти лет, и вижу реальные результаты. Динамика развития — это не бюрократические слова, я ее чувствую в людях. Когда мы начинали, нам говорили: «Ну куда там на такую далекую перспективу? Зачем со школьниками заниматься?» А когда ты видишь ребят, которых знаешь, они у тебя учились в робототехническом кружке, потом пошли в вуз, и там мы их тоже сопровождаем, берем на практику, и они возвращаются к тебе на работу, это, конечно, очень здорово. Это реально вдохновляет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
Светлые, добрые, легкие: 13 книг, которые помогут обрести веру в людей Светлые, добрые, легкие: 13 книг, которые помогут обрести веру в людей

Делимся необычной подборкой светлых книг для восстановления человечности

Psychologies
Короли небес Короли небес

Завершается полувековая история производства Boeing 747

ТехИнсайдер
Как картины и фотографии усиливают эффект пропаганды и создают мифы о правителях Как картины и фотографии усиливают эффект пропаганды и создают мифы о правителях

Глава из книги «Взгляд историка: как фотографии и изображения создают историю»

Forbes
Знаменитый парадокс Хокинга о черных дырах наконец разрешен: громкое открытие астрофизиков Знаменитый парадокс Хокинга о черных дырах наконец разрешен: громкое открытие астрофизиков

Известный парадокс физика Стивена Хокинга наконец-то может быть разрешен

ТехИнсайдер
Нeпepсонaльный компьютер Нeпepсонaльный компьютер

Суперкомпьютер из Дубны — один из мощнейших в мире

Цифровой океан
Земля шести «единорогов»: как растут стартапы в Греции и других странах Балкан Земля шести «единорогов»: как растут стартапы в Греции и других странах Балкан

Как устроен венчурный рынок в балканский странах?

Forbes
Что Дженнифер Лопес сказала Бену Аффлеку на церемонии «Грэмми» Что Дженнифер Лопес сказала Бену Аффлеку на церемонии «Грэмми»

Бен Аффлек раскрыл детали разговора с женой во время известной церемонии

VOICE
Зов далеких островов Зов далеких островов

Дальний Восток России — регион с обилием уникальных природных ландшафтов

Y Magazine
Почему не стоит зацикливаться на оргазме Почему не стоит зацикливаться на оргазме

Настойчивая попытка довести партнера до оргазма лишает секс самого главного

СНОБ
10 причин сходить в кино на «Джона Уика 4», даже если вы не фанат экшен-боевиков (и Киану Ривза) 10 причин сходить в кино на «Джона Уика 4», даже если вы не фанат экшен-боевиков (и Киану Ривза)

4 часть «Джона Уика» опровергает законы не только физики, но и франшиз Голливуда

Правила жизни
Не психолог и не коуч: кто такой наставник Не психолог и не коуч: кто такой наставник

Что входит в задачи наставника?

Psychologies
Что такое Mac OS. Описание, устройство и особенности ОС Что такое Mac OS. Описание, устройство и особенности ОС

Чем Mac OS отличается от Windows, ее особенности, достоинства и недостатки

Цифровой океан
Отложенный успех: как Брендан Фрейзер вернулся в большое кино и выиграл «Оскар» Отложенный успех: как Брендан Фрейзер вернулся в большое кино и выиграл «Оскар»

Как Брендан Фрейзер вернулся в большое кино после более десятилетнего перерыва

Forbes
Благоденствие из головы диктатора Благоденствие из головы диктатора

Зачем государству равенства в утопии «История севарамбов» нужен монарх

Weekend
Сколько на самом деле стоит автомобиль? Сколько на самом деле стоит автомобиль?

Жизнь автомобиля начинается задолго до момента, когда мы впервые садимся за руль

4x4 Club
Почему жестокий партнер вдруг изменился: 3 причины — не поддавайтесь манипуляции Почему жестокий партнер вдруг изменился: 3 причины — не поддавайтесь манипуляции

Партнер неожиданно сменил гнев на милость?

Psychologies
Как жалит муравей-пуля, самый опасный муравей в мире Как жалит муравей-пуля, самый опасный муравей в мире

Как муравей-пуля, или Paraponera clavata, получил свое название?

ТехИнсайдер
«Я многого хочу от будущего партнера»: признание читательницы и комментарий психоаналитика «Я многого хочу от будущего партнера»: признание читательницы и комментарий психоаналитика

Часто после расставания мы хотим слишком многого от будущего партнера

Psychologies
Ужас и красота Ужас и красота

Почему некоторые воспринимают бабочек символом невыразимого ужаса

Вокруг света
Российская селекция застряла в прошлом Российская селекция застряла в прошлом

Российские селекционные компании готовы за несколько лет заместить импорт семян

Эксперт
День тэнкиста День тэнкиста

Первый автомобиль китайского бренда «Тэнк» – серьезный внедорожник

Автопилот
Дмитрий Свиргунов из Cream Soda и другие звезды, жизнь которых унесла вода Дмитрий Свиргунов из Cream Soda и другие звезды, жизнь которых унесла вода

Звездные истории о том, что утонуть можно даже в собственной ванне

VOICE
Режиссер и продюсер Бауддхаян Мукхерджи: Мы в неоплатном долгу перед русскими мастерами Режиссер и продюсер Бауддхаян Мукхерджи: Мы в неоплатном долгу перед русскими мастерами

Бауддхаян Мукхерджи — о том, что общего между российским и индийским кино

СНОБ
«Отказался бросить курить, а потом узнал, что уволен»: айтишники рассказали про самые быстрые увольнения «Отказался бросить курить, а потом узнал, что уволен»: айтишники рассказали про самые быстрые увольнения

Истории про рекордно короткие периоды работы в одной компании

VC.RU
Отсутствие друзей и равнодушие к собакам: как распознать низкий эмоциональный интеллект партнера — 12 признаков Отсутствие друзей и равнодушие к собакам: как распознать низкий эмоциональный интеллект партнера — 12 признаков

Как определить человека, обладающего низким эмоциональным интеллектом?

Psychologies
Что такое джазовая музыка Что такое джазовая музыка

Джазовая музыка — это…

Maxim
Постоянно проверяете соцсети и мессенджеры? Вероятно, у вас синдром FOMO Постоянно проверяете соцсети и мессенджеры? Вероятно, у вас синдром FOMO

Синдром упущенной выгоды испытывает более 80% жителей крупных городов

Psychologies
Похудеть на 30 и 55 кг Похудеть на 30 и 55 кг

Наши героини изменили свою жизнь, чтобы расстаться с лишним весом

Новый очаг
Полноценная Полноценная

Сегодняшняя премьера – версия Omoda C5 4WD. Модель обрела привод на все колеса

Автопилот
Открыть в приложении