Александр Аузан — Forbes: «Страна потеряла главный козырь»
Такого ущерба от оттока, как в результате нынешнего массового отъезда квалифицированных специалистов за рубеж, Россия не получала никогда, считает декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. В интервью Forbes Talk он рассказал, как остановить утечку мозгов, на сколько хватит бюджетных денег и чем отличаются вложения в инфраструктуру от поддержки регионов «военными» компенсациями.
Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова. Автор множества научных трудов, учебника по институциональной экономике и научно-популярной книги «Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь». Осенью 2021 года на сайте Forbes в рамках совместного проекта с изданием Arzamas вышла серия его колонок «Культурные коды экономики».
«Оценка будущего страны»
«Меня не макроэкономическая ситуация больше волнует, а движение людей и денег. Это оценка будущего страны. То что люди и деньги продолжают покидать страну — это признак, про который стоит говорить. Я думаю, что такого ущерба страна не получала никогда. Мы не там ищем, где происходят главные потери: мы деньги пытаемся посчитать, а считать надо шансы на лучшее будущее. Человеческий капитал –наиболее трудновоспроизводимый фактор. У России есть одна колоссальная особенность, и она десятилетиями сохраняется: мы по качеству человеческого капитала в первой тройке в мире, а по качеству институтов очень сильно уступаем другим странам. Вот это огромный разрыв человеческого потенциала и правил, в которых живет страна.
Знаменитый русский реформатор Михаил Сперанский в начале XIX века, вернувшись из Европы, сказал: «Государь, у них учреждения лучше, а у нас люди». Вот мы, может быть, еще с тех пор живем в ситуации, когда у нас люди лучше, чем учреждения, но в результате мы все время теряем людей. Плохие институты, как мы бы сказали уже современным языком, так или иначе все время выдавливают за границу большое количество талантливых и образованных людей. Многие политики, по-моему, этого не понимают, потому что начинаются рассуждения: «Ну все, забыли, сейчас быстро поднимутся новые». Вы меня спросите, я производитель человеческого капитала, не вы. Чтобы воспроизвести примерно эту квалификацию, навык и так далее, понадобится от 7 до 10 лет. И это если утечка не будет продолжаться в заметных масштабах.
Вспоминается школьная задачка с бассейном, где в одну трубу втекает, а в другую вытекает. Вот здесь Московский университет старается, чтобы натекло ума, талантов, способностей, но трубу, из которой вытекает, никто не отменял. Поэтому мы столкнулись с очень тяжелым ущербом, который скажется через 5-10 лет в наших возможностях развития. Класс страны определяется теми мозгами, которые в ней есть».
Как остановить утечку
«Если мы понимаем, что такой отток — это очень плохо, то для начала не надо обрезать вот эти самые ниточки. Споры по этому поводу идут: устраивать систему, которая позволяла бы работать нашей диаспоре из Армении, Казахстана, Израиля, Турции и т.д., продолжать работать на частные компании, менять налоговое законодательство… Потому что у нас, конечно, получается налоговый парадокс. Мы начинаем брать 30% [НДФЛ] с нерезидентов, в то время как либо мы их должны признать не своими, и тогда налоги с них должны брать там, либо нужно, если мы хотим их сохранить в нашей экономике, продолжать брать 13%, как Минфин и предлагал, но решение это не принято. Поэтому первое, что надо сделать — надо понять, что мы не хотим терять этих людей,