На изящном: история скандальной картины «Происхождение мира» Гюстава Курбе
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В преддверии Восьмого марта говорим не о женском начале, но о «Начале мира», каким его представлял Гюстав Курбе.
Когда, как не во Всемирный женский день, говорить о самой скандальной картине Гюстава Курбе «Происхождение мира»? Курбе был революционером в мире искусства и в жизни. Он открыто выступал против монархии, называя себя «не только социалистом, но также демократом и республиканцем». В 1971 году он присоединился к революционной Парижской коммуне и даже руководил акцией, во время которой была повалена Вандомская колонна, олицетворявшая, по мнению участников движения, «империализм», «варварство» и «милитаризм».
Однако его картина L'Origine du monde, известная нам под названиями «Начало мира», «Происхождение мира» и «Рождение мира», превзошла своего автора в скандальности.
Давайте разбираться, что же такое написал Курбе
Картина была написана художником по заказу Халил-бея, он же Халил Шериф Паша, турецкого дипломата, бывшего посла Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге. В то время он жил в Париже, где их с Курбе познакомил французский писатель Сент-Бев. Халил-бей для своего собрания эротической живописи заказал Курбе два холста, впоследствии ставших известными как «Молодые купальщицы» и «Происхождение мира».
Долгое время шли споры, кого же Курбе изобразил на втором полотне. Самой популярной кандидаткой была Джоанна (Джо) Хиффернан — любимая натурщица Курбе в те годы. Только в 2018 году по переписке между Александром Дюма (сыном автора «Трех мушкетеров») и Жорж Санд было установлено, что на картине изображена бывшая танцовщица Парижской оперы Констанс Кеньё, которая во время написания картины была любовницей Халил-бея. Помимо упоминания в переписке Дюма-сына «интерьера» Кеньё, был и еще один аргумент в пользу этой версии. Когда Констанс умерла в 1908 году, в ее завещании значилась картина Курбе с изображением камелий, с раскрытым красным цветком в центре. В то время камелии стойко ассоциировались с куртизанками благодаря роману Александра Дюма — сына «Дама с камелиями», адаптированного в опере Верди «Травиата».