Конец сладкой жизни
Стремительный рост цен на сырье может серьезно повлиять на бизнес кондитерских фабрик и на рынок в целом. Часть предприятий может разориться, а качество кондитерской продукции заметно ухудшится
Цены на многие продукты продолжают расти, несмотря на принятые правительством меры поддержки. Под ударом ценовых колебаний оказались продукты, которые используются при производстве кондитерских изделий.
«Цены за последний год улетели в космос. Если сравнивать цены сентября 2021-го с сентябрем 2020 года, то белок яичный вырос на 120 процентов, меланж жидкий — на 94 процента, масло подсолнечное — на 57 процентов, какао-порошок — на 39 процентов», — говорит Глеб Козлов, генеральный директор кондитерской фабрики Faretti (производит упакованные торты и пирожные по итальянским рецептам). Цены на муку и сахар растут не такими устрашающими темпами, но все равно ощутимо: на сентябрь текущего года по сравнению с сентябрем 2020-го мука подорожала на 18%, сахар — на 12%.
Столь катастрофическая ситуация в отрасли складывается не только из-за роста стоимости сырья, но и удорожания упаковки. По данным кондитеров, цена на пластиковые коррексы (контейнеры) и пленку выросли на 45%, на деревянные поддоны — на 219%. И все это сказывается на себестоимости продукции.
В последние недели динамика роста цен в целом замедлилась, но сама проблема не решена. С начала года себестоимость кондитерской продукции выросла на 40–50%.
«Думаю, что если в ближайшие месяцы ситуация кардинально не изменится, то по всей стране вынужденно закроются сотни предприятий, тысячи людей останутся без работы, — считает Глеб Козлов. — Не потому, что будет дефицит того или иного сырья, а потому, что производителям все сложнее транслировать повышение цен “на полку”». Некоторые розничные сети, которые, в свою очередь, подвергаются жесткому мониторингу со стороны властей на предмет необоснованного повышения цен, уже объявили, что до конца года не будут принимать заявки на повышение цен от поставщиков.
Кокосовая стружка тоже подвела
На прошлой неделе масла в огонь добавила и кокосовая стружка. Так, дочерняя российская структура американской компании Mars заявила об ограничении поставок продукции, а именно шоколадных батончиков и конфет Bounty. Сбой в поставках образовался из-за дефицита одного из основных компонентов — кокосовой стружки. «Причиной дефицита мог стать неурожай кокосов», — считает исполнительный директор ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» (в нее входит Mars) Вячеслав Лашманкин. «Участники рынка вряд ли будут испытывать сложности, — объяснил он. — Неурожаи тропических ингредиентов случаются регулярно, отрасль умеет адаптироваться под это. Такой риск, как правило, учитывается при планировании деятельности, благодаря чему проблем с доступностью товара на полке удается избежать».
Заметят ли производители дефицит кокосовой стружки, зависит от масштабов их производства. Возможно, производители Raffaello (итальянская компания Ferrero) и Bounty (Mars) справятся с нехваткой стружки, а вот мелким компаниям, которые, например, производят сладости ручной работы или полезные конфеты с кокосом, придется тяжело. Они будут вынуждены сильно поднять цены на эти изделия.
Производители массового продукта не собираются сдаваться: чтобы компенсировать рост цен, кондитеры меняют рецептуру конфет. Кто-то делает это в открытую — так, например, поступила компания «Эссен Продакшн АГ», заявив еще в августе, что конфеты из новой линейки будут производиться со сниженным содержанием кондитерских жиров из-за подорожания продуктов. Другие же прикрывают изменение рецептуры стремлением сделать сладости более полезными, добавляя туда меньшее количество натуральных ингредиентов — какао, жиров.
«Конечно, есть риск, что потребитель не оценит новую рецептуру, что скажется на продажах в долгосрочной перспективе, но для производителя корректировка и оптимизация рецептуры может быть вопросом выживания, — полагает Глеб Козлов. — Поверьте, на рынке нет производителей, которые горят желанием менять рецептуры и снижать потребительские качества продукции, — это просто экономическая необходимость в сегодняшних реалиях».
Компаниям, которые выпускают всем известные сладости, менять рецептуру сложнее. «Потребители слишком привязаны к своему любимому вкусу и крайне редко готовы на изменения, — считает Глеб Козлов. — Мы все помним, какую реакцию в 2017-м вызвало изменение рецептуры Nutella».
История действительно запоминающаяся: в 2017 году компания Ferrero впервые за полвека изменила рецепт пасты Nutella. Тогда участники Центра защиты потребителей в Гамбурге обнаружили, что по цвету паста стала светлее. Это произошло из-за снижения в составе Nutella доли какао и увеличения доли сухого молока. Некогда шоколадная паста стала превращаться в молочную: сухое молоко дешевле какао.
«Потребители чувствительны к подорожанию кондитерской продукции, а значит, производители и торговые сети будут формировать ассортимент бюджетных товаров. Все ключевые виды сырья ради сокращения себестоимости заменить не получится, это существенно снизит качество продукции, — говорит доцент кафедры коммерции и торгового дела университета “Синергия” Алиса Храмова. — Поэтому будет изменяться рецептура конфет: дорогостоящие начинки будут заменены на менее затратные, например за счет снижения жирности. Скажем, сливочное масло заменят на спред».
Розничные сети не берут дорогие конфеты
По словам Глеба Козлова, «цены в ритейле поднять невозможно. Несмотря на сумасшедший рост цен на сырье, сети зачастую просто отказываются рассматривать повышение цен, ссылаясь на “социальную направленность сети”. Например, сеть “Верный” сейчас активно рассылает поставщикам письма о том, что до конца этого года, начиная с октября, сеть будет вынуждена отвечать отказом на все предложения о повышении цен».
Сети предлагают производителям найти «возможности и внутренние резервы» для сдерживания цен на полках, однако у большинства производителей этих резервов уже не осталось. «Почему-то ритейл не готов у себя искать внутренние резервы для сдерживания цен — все перекладывается на поставщиков, — говорит Глеб Козлов. — В то же время наценки сетей в большинстве случаев начинаются в районе 50–60 процентов и доходят до 120–130 процентов. А производители зажаты между молотом (непрерывно растущими ценами на сырье и упаковку) и наковальней (ритейл, отказывающийся принимать повышение цен). По факту производителям либо приходится в срочном порядке пересматривать рецептуры, либо закрываться».
Тем не менее, считают эксперты, в долгосрочной перспективе роста цен избежать не удастся. Возможно, производителям придется искать новые каналы для сбыта продукции. «В натуральном выражении для рынка сладостей мы прогнозируем минимальные колебания спроса, которые больше связаны с экстенсивным развитием ключевых федеральных игроков на рынке ритейла, при том что продажи в торговых точках, скорее всего, будут падать, — рассказывает руководитель отдела управления продуктами кондитерского объединения “Любимый край” Инна Шиманаева. — В стоимостном же выражении рынок однозначно будет расти в связи с тем, что производители вынуждены проводить повышение цен, в первую очередь в низком и среднем ценовых сегментах. Но чтобы удержать спрос, производители и ритейл будут вынуждены увеличивать частоту промоакций и (или) глубину дисконта, что в итоге компенсирует рост регулярной цены продажи в длинном периоде».
Глеб Козлов также не ожидает спада потребительского спроса на сладости в ближайшее время. Однако, скорее всего, привычки потребителя изменятся: покупатели будут брать не то, что раньше покупали, или то, что хотят, а то, что смогут себе позволить.
Поэтому активный рост в дальнейшем смогут показать производители, выпускающие более бюджетную продукцию. Изделия, продающиеся под известными брендами, тоже будут продаваться: у крупных производителей больше ресурсов, чтобы сдержать повышение цен, а потребитель продолжит голосовать рублем за проверенные товары. А вот производителям, которые ориентированы на средний ценовой сегмент, придется совсем несладко.
Максим Стулов/Ведомости/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl