Рост цен на сырье может серьезно повлиять на бизнес кондитерских фабрик

ЭкспертБизнес

Конец сладкой жизни

Стремительный рост цен на сырье может серьезно повлиять на бизнес кондитерских фабрик и на рынок в целом. Часть предприятий может разориться, а качество кондитерской продукции заметно ухудшится

Екатерина Новикова

Цены на многие продукты продолжают расти, несмотря на принятые правительством меры поддержки. Под ударом ценовых колебаний оказались продукты, которые используются при производстве кондитерских изделий.

«Цены за последний год улетели в космос. Если сравнивать цены сентября 2021-го с сентябрем 2020 года, то белок яичный вырос на 120 процентов, меланж жидкий — на 94 процента, масло подсолнечное — на 57 процентов, какао-порошок — на 39 процентов», — говорит Глеб Козлов, генеральный директор кондитерской фабрики Faretti (производит упакованные торты и пирожные по итальянским рецептам). Цены на муку и сахар растут не такими устрашающими темпами, но все равно ощутимо: на сентябрь текущего года по сравнению с сентябрем 2020-го мука подорожала на 18%, сахар — на 12%.

Столь катастрофическая ситуация в отрасли складывается не только из-за роста стоимости сырья, но и удорожания упаковки. По данным кондитеров, цена на пластиковые коррексы (контейнеры) и пленку выросли на 45%, на деревянные поддоны — на 219%. И все это сказывается на себестоимости продукции.

В последние недели динамика роста цен в целом замедлилась, но сама проблема не решена. С начала года себестоимость кондитерской продукции выросла на 40–50%.

«Думаю, что если в ближайшие месяцы ситуация кардинально не изменится, то по всей стране вынужденно закроются сотни предприятий, тысячи людей останутся без работы, — считает Глеб Козлов. — Не потому, что будет дефицит того или иного сырья, а потому, что производителям все сложнее транслировать повышение цен “на полку”». Некоторые розничные сети, которые, в свою очередь, подвергаются жесткому мониторингу со стороны властей на предмет необоснованного повышения цен, уже объявили, что до конца года не будут принимать заявки на повышение цен от поставщиков.

Кокосовая стружка тоже подвела

На прошлой неделе масла в огонь добавила и кокосовая стружка. Так, дочерняя российская структура американской компании Mars заявила об ограничении поставок продукции, а именно шоколадных батончиков и конфет Bounty. Сбой в поставках образовался из-за дефицита одного из основных компонентов — кокосовой стружки. «Причиной дефицита мог стать неурожай кокосов», — считает исполнительный директор ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» (в нее входит Mars) Вячеслав Лашманкин. «Участники рынка вряд ли будут испытывать сложности, — объяснил он. — Неурожаи тропических ингредиентов случаются регулярно, отрасль умеет адаптироваться под это. Такой риск, как правило, учитывается при планировании деятельности, благодаря чему проблем с доступностью товара на полке удается избежать».

Заметят ли производители дефицит кокосовой стружки, зависит от масштабов их производства. Возможно, производители Raffaello (итальянская компания Ferrero) и Bounty (Mars) справятся с нехваткой стружки, а вот мелким компаниям, которые, например, производят сладости ручной работы или полезные конфеты с кокосом, придется тяжело. Они будут вынуждены сильно поднять цены на эти изделия.

Производители массового продукта не собираются сдаваться: чтобы компенсировать рост цен, кондитеры меняют рецептуру конфет. Кто-то делает это в открытую — так, например, поступила компания «Эссен Продакшн АГ», заявив еще в августе, что конфеты из новой линейки будут производиться со сниженным содержанием кондитерских жиров из-за подорожания продуктов. Другие же прикрывают изменение рецептуры стремлением сделать сладости более полезными, добавляя туда меньшее количество натуральных ингредиентов — какао, жиров.

«Конечно, есть риск, что потребитель не оценит новую рецептуру, что скажется на продажах в долгосрочной перспективе, но для производителя корректировка и оптимизация рецептуры может быть вопросом выживания, — полагает Глеб Козлов. — Поверьте, на рынке нет производителей, которые горят желанием менять рецептуры и снижать потребительские качества продукции, — это просто экономическая необходимость в сегодняшних реалиях».

Компаниям, которые выпускают всем известные сладости, менять рецептуру сложнее. «Потребители слишком привязаны к своему любимому вкусу и крайне редко готовы на изменения, — считает Глеб Козлов. — Мы все помним, какую реакцию в 2017-м вызвало изменение рецептуры Nutella».

История действительно запоминающаяся: в 2017 году компания Ferrero впервые за полвека изменила рецепт пасты Nutella. Тогда участники Центра защиты потребителей в Гамбурге обнаружили, что по цвету паста стала светлее. Это произошло из-за снижения в составе Nutella доли какао и увеличения доли сухого молока. Некогда шоколадная паста стала превращаться в молочную: сухое молоко дешевле какао.

«Потребители чувствительны к подорожанию кондитерской продукции, а значит, производители и торговые сети будут формировать ассортимент бюджетных товаров. Все ключевые виды сырья ради сокращения себестоимости заменить не получится, это существенно снизит качество продукции, — говорит доцент кафедры коммерции и торгового дела университета “Синергия” Алиса Храмова. — Поэтому будет изменяться рецептура конфет: дорогостоящие начинки будут заменены на менее затратные, например за счет снижения жирности. Скажем, сливочное масло заменят на спред».

Розничные сети не берут дорогие конфеты

По словам Глеба Козлова, «цены в ритейле поднять невозможно. Несмотря на сумасшедший рост цен на сырье, сети зачастую просто отказываются рассматривать повышение цен, ссылаясь на “социальную направленность сети”. Например, сеть “Верный” сейчас активно рассылает поставщикам письма о том, что до конца этого года, начиная с октября, сеть будет вынуждена отвечать отказом на все предложения о повышении цен».

Сети предлагают производителям найти «возможности и внутренние резервы» для сдерживания цен на полках, однако у большинства производителей этих резервов уже не осталось. «Почему-то ритейл не готов у себя искать внутренние резервы для сдерживания цен — все перекладывается на поставщиков, — говорит Глеб Козлов. — В то же время наценки сетей в большинстве случаев начинаются в районе 50–60 процентов и доходят до 120–130 процентов. А производители зажаты между молотом (непрерывно растущими ценами на сырье и упаковку) и наковальней (ритейл, отказывающийся принимать повышение цен). По факту производителям либо приходится в срочном порядке пересматривать рецептуры, либо закрываться».

Тем не менее, считают эксперты, в долгосрочной перспективе роста цен избежать не удастся. Возможно, производителям придется искать новые каналы для сбыта продукции. «В натуральном выражении для рынка сладостей мы прогнозируем минимальные колебания спроса, которые больше связаны с экстенсивным развитием ключевых федеральных игроков на рынке ритейла, при том что продажи в торговых точках, скорее всего, будут падать, — рассказывает руководитель отдела управления продуктами кондитерского объединения “Любимый край” Инна Шиманаева. — В стоимостном же выражении рынок однозначно будет расти в связи с тем, что производители вынуждены проводить повышение цен, в первую очередь в низком и среднем ценовых сегментах. Но чтобы удержать спрос, производители и ритейл будут вынуждены увеличивать частоту промоакций и (или) глубину дисконта, что в итоге компенсирует рост регулярной цены продажи в длинном периоде».

Глеб Козлов также не ожидает спада потребительского спроса на сладости в ближайшее время. Однако, скорее всего, привычки потребителя изменятся: покупатели будут брать не то, что раньше покупали, или то, что хотят, а то, что смогут себе позволить.

Поэтому активный рост в дальнейшем смогут показать производители, выпускающие более бюджетную продукцию. Изделия, продающиеся под известными брендами, тоже будут продаваться: у крупных производителей больше ресурсов, чтобы сдержать повышение цен, а потребитель продолжит голосовать рублем за проверенные товары. А вот производителям, которые ориентированы на средний ценовой сегмент, придется совсем несладко.

Максим Стулов/Ведомости/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Социологи обнаружили в России социальную апатию Социологи обнаружили в России социальную апатию

Как исследователи раскрывают феномен социальной апатии и есть ли она вообще

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Дорожники объединяются в цифровой альянс Дорожники объединяются в цифровой альянс

Российскую строительную отрасль железной рукой гонят в «цифру»

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Большие площадки для роста маленьких продавцов Большие площадки для роста маленьких продавцов

Развитие маркетплейсов связано с приходом малого и микробизнеса

Эксперт
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Фонды чемпионов Фонды чемпионов

Сколько платят боксерам, бойцам ММА и поп-ММА в России и за ее пределами

Forbes
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Слишком сильно расправил плечи Слишком сильно расправил плечи

Как кореец, разгонявший акции, попал на крупнейший в истории маржин-колл

Эксперт
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
За деньги не рожаем За деньги не рожаем

Как демографический переход меняет мир и семью?

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!» Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!»

Если хоккей перестанет существовать, мир никогда не забудет Суперсерию 1972 года

Коллекция. Караван историй
7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво 7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво

Истории читательниц, которые хотели сделать вклад в здоровье, а получили красоту

Новый очаг
Любовь и виноград Любовь и виноград

Когда сыну поставили диагноз, его мама думала, что о работе можно забыть. И зря!

Новый очаг
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Сыр Сыр

Сыр – один из древнейших продуктов, который люди научились делать

Здоровье
«Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог «Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог

Как начать жить, если родители внушили чувство долга перед ними?

Psychologies
Российский сорт в открытом и закрытом грунте Российский сорт в открытом и закрытом грунте

Сколько лет потребуется отечественной селекции для увеличения доли семян овощей

Агроинвестор
Гриша и школа Гриша и школа

Как помочь детям с опытом сиротства адаптироваться к школе? История Гриши

Новый очаг
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
Сон в кровавую ночь Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend
Гений вещи Гений вещи

Сенсационные признания того самого мужа, который ничего не выбрасывает

VOICE
«Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни»

Какая нечистая сила обитает в вихре

N+1
Как ходить с маленьким ребенком в ресторан: лайфхаки и хитрости Как ходить с маленьким ребенком в ресторан: лайфхаки и хитрости

Лайфхаки, которые помогут насладиться походом в ресторан с ребенком

Psychologies
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
Микронос, смена цвета глаз и заплатка на язык: самые безумные и опасные виды пластики Микронос, смена цвета глаз и заплатка на язык: самые безумные и опасные виды пластики

Список самых бесполезных пластических операций

VOICE
От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети

В каких сферах применяют ИИ и каких результатов удалось добиться?

Inc.
В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ! В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ!

Что стоит учесть, выбирая камеру? Чем они отличаются?

ТехИнсайдер
Линия судьбы Линия судьбы

Три яхты Kismet американского миллиардера Шахида Хана

Y Magazine
Открыть в приложении