Когда мы пойдем смотреть кино

ЭкспертБизнес

Кинотеатры: как выйти из «долины смерти»

Когда мы пойдем смотреть кино

Вячеслав Суриков

Открывающиеся 1 августа кинозалы должны быть заполнены не более чем наполовину. Фото: Wallace Woon/EPA

Этот долгожданный час настанет в Москве 1 августа. Мэр города Сергей Собянин дал отмашку сразу и кинотеатрам, и театрам, и концертным залам «с условием заполнения зала не более чем на 50 процентов». Но надо понимать, что 1 августа — это пока лишь точка отсчета для индустрии развлечений, начиная с которой она может хотя бы приблизительно просчитывать свое будущее. Большинство театров и концертных залов традиционно откроются в начале осени, для кинотеатров постпандемический сезон начнется в тот момент, когда состоятся отложенные в марте голливудские премьеры. В первую очередь это фильм Disney «Мулан», премьера которого переносилась уже не один раз. Выход фильма в прокат назначен на 21 августа, но на сто процентов в этой дате не уверен никто, в первую очередь кинотеатры, которым приходится следить за тем, как развивается ситуация в США и Китае: в обеих странах COVID-19 не позволяет полностью снять ограничения на работу индустрии развлечений.

Но разогревать мировую и отечественную публику будет не «Мулан», даже если он выйдет в назначенную прокатчиками дату, а фильм Кристофера Нолана «Довод», общемировая премьера которого назначена на 12 августа. На сегодняшний день это самый дорогой проект режиссера, сценарий которого он, по его собственным словам, прорабатывал самым тщательным образом. На кону стоит не только колоссальный даже по голливудским меркам бюджет (205 млн долларов), но и репутация режиссера-интеллектуала, которому удается конструировать многоуровневые сюжеты и упаковывать их в привлекательную для массовой аудитории форму. Если в фильмах «Интерстеллар» и «Дюнкерк» Нолан ставил перед собой задачу «перезагрузить» жанры фантастики и военного кино, то в этом проекте он вывел главным героем классического персонажа — шпиона. Шпионские мотивы Нолан уже использовал в одной из своих лент — в фильме «Начало». В этом году исполнилось десять лет со дня его премьеры. По первоначальному замыслу, именно эта дата должна была послужить для старта нового проекта. Но не сложилось.

Не все отечественные кинематографисты стали дожидаться открытия кинотеатров и решили использовать возможности, которые предоставляют им онлайн-кинотеатры. Такими картинами стали «Спутник» (кинокомпания «Водород») Егора Абраменко и «Фея» (киностудия КИТ) Анны Меликян. Обе вышли в онлайн-прокат в апреле. Судя по самим фильмам, и в том и в другом случае это, скорее всего, была вынужденная мера. Возможно, продюсеры решили, что затраты на продвижение фильмов могут себя просто не оправдать и лучше выпустить их на онлайн-платформах. Это версия может быть особенно близка к истине в случае работы Анны Меликян, фильмы которой, как правило, востребованы фестивалями, где оказываются в центре медийного внимания, которое затем конвертируется в дополнительную зрительскую аудиторию. В этом году даты работы главных отечественных фестивальных площадок — ММКФ и «Кинотавра» — перенесены на осень. Продюсеры «Феи» решили не дожидаться их и ограничиться онлайн-премьерой.

Создатели «Стрельцова» с Александром Петровым в главной роли онлайн-премьеру, по всей видимости, не рассматривали даже как один из вариантов и решили дожидаться открытия кинотеатров. Но даже предварительная дата начала проката этого фильма не заявлена. И означать это может только одно: продюсеры фильма рассчитывают, что их фильмам суждены полные залы, и показывать их в залах, заранее обреченных оставаться полупустыми, пустая трата усилий по продвижению — количество зрителей, которые смогут попасть на просмотры, их не оправдают. Эта большие проекты, и если «Стрельцов» просчитан так, что у него есть шансы оправдать ожидания аудитории в любом случае, вопрос лишь в том, насколько будут велики ее масштабы, то фантастический (в прямом и переносном смысле слова) долгострой Джаника Файзиева с бюджетом 15 млн долларов нуждается в максимально благоприятных обстоятельствах проката. Риски и так слишком велики.

Между тем владельцы кинотеатров чуть ли не умоляют студии выпустить эти проекты в августе или сентябре, понимая, что надежды на заявленные даты выхода «Довода» и «Мулана» очень и очень призрачны. Они пытаются соблазнить создателей «Стрельцова» и «Вратаря галактики» (предварительно выход назначен на 27 августа), а вместе с ними заинтересованных в успехе этих фильмов Министерство культуры и Фонд кино, тем, что они могут получить поле, расчищенное от конкурентов, и выйти на аудиторию, изголодавшуюся по кино. Но опыт других стран показывает, что аудитория не рвется в кинотеатры, открывающиеся после пандемии. Чтобы ее туда завлечь, нужно нейтрализовать страх перед возможностью заразиться, и напомнить ей, что именно там ее ждет развлечение, которого она не сможет получить больше нигде. Для этого нужны колоссальные бюджеты, которые есть только у голливудских студий: нельзя выпустить отечественный фильм в прокат и ждать, что зрители побегут в кинотеатры вприпрыжку.

Зрителям, пришедшим на кинопросмотры в первых числах августа, придется, скорее всего, смотреть фильмы в масках — одно из требований Роспотребнадзора. Но хотя бы так. Если бы кинотеатры в России открылись на две недели раньше, с 15 июля, то и в этом случае их потери по итогам 2020 года, согласно подсчетам генерального директора кинокомпании «Невафильм» Олега Березина, составили бы 49 млрд рублей. В эту сумму входят не только деньги, которые кинотеатры получают с продажи билетов, но и доходы с продажи сопутствующих товаров: газировки и попкорна. Кинотеатры еще в июне вступили в период «долины смерти», где каждый новый день без зрителей уменьшает их шансы на выживание. Несмотря на то что именно 15 июля было рекомендованной правительством РФ датой открытия кинотеатров по всей стране, очень немногие регионы, в том числе такие, как Чукотка, Магаданская и Амурская области, по данным «Невафильм Research», воспользовались этой рекомендацией. Пока страх увеличить риски распространения пандемии превалирует над переживаниями за местных жителей, оставшихся на несколько месяцев без одного из самых востребованных развлечений.

Ситуация обостряется разбирательствами между студиями и кинотеатральными сетями. Самой острой фазы — подачи иска — достигли взаимоотношения компании «Централ партнершип» (прокатчика самого успешного релиза в истории отечественного кинематографа — комедии Клима Шипенко «Холоп») и принадлежащей Александру Мамуту киносети «Синема Парк». Сумма иска, по данным «СПАРК-Интерфакс», — 194,1 млн рублей. Объединенная киносеть «Синема Парка» и «Формулы кино» сразу объявила, что будет платить дистрибуторам по остаточному принципу, назначив своим приоритетом зарплату и налоги. Другие сети не стали делать по этому поводу специальных заявлений, но в основном были вынуждены по умолчанию действовать в соответствии с этим же алгоритмом. Последствия пока трудно предугадать: кинотеатральные сети выжили по большей части за счет дистрибуторов, подложив самим себе мину замедленного действия, которая может сработать в какой-то другой неблагоприятной ситуации.

Несмотря на решение об открытии московских кинотеатров, публика которых составляет самую значимую часть бокс-офиса, ситуация остается слишком неопределенной. Региональные власти не спешат заявлять, что они готовы следовать примеру властей столичных, а кинотеатральные сети не могут быть до конца уверенными, что они смогут заполучить значимые фильмы, ради которых зритель в буквальном смысле слова будет готов рискнуть здоровьем в надежде, что защитные меры, рекомендованные Роспотребнадзором, сработают. У мер этих есть обратная сторона: они не только защищают здоровье зрителей, но и разрушают культуру посещения кинотеатров, которая предполагает поход в кино в том числе дружескими компаниями. Эти компании, конечно, смогут прийти, но, скорее всего, им придется сидеть в зале по меньшей мере через одно кресло, а может быть, и через два.

Самым дальновидным прокатчиком оказалась Universal Pictures, которая первой заявила о переносе премьеры нового фильма про Джеймса Бонда сразу на ноябрь. Возможно, к тому времени пандемия наконец отступит, прокат стабилизируется и у студий будет возможность провести полноценную премьеру с набитыми до отказа зрительными залами. Тем более что число залов, по всей вероятности, все же сократится: слишком долгим было их путешествие через «долину смерти». И для очень многих из них конца этому путешествию пока не видно. Лишь бы не пришла вторая волна коронавируса.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эндопротезы возвращаются на родину Эндопротезы возвращаются на родину

Первое в России производство эндопротезов тазобедренного сустава полного цикла

Эксперт
Гайд по экранам ноутбуков: что важно знать Гайд по экранам ноутбуков: что важно знать

Мы собрали для вас краткий гайд, который поможет разобраться в типах дисплеев

CHIP
Язычники против рыцарей-монахов Язычники против рыцарей-монахов

Литовское княжество стало для Тевтонского ордена непреодолимым препятствием

Дилетант
Монополия на насилие. Почему запрет «Мужского государства» не имеет ничего общего с защитой женщин Монополия на насилие. Почему запрет «Мужского государства» не имеет ничего общего с защитой женщин

Государство хочет сохранить монополию на насилие?

СНОБ
Как бы мамы опять под вопросом Как бы мамы опять под вопросом

В России накаляется дискуссия о необходимости запрета суррогатного материнства

Эксперт
«Голоса» Харли Квин, «Кубика в кубе» и метрополитена — о своей работе «Голоса» Харли Квин, «Кубика в кубе» и метрополитена — о своей работе

Актеры дубляжа, ведущие подкастов, дикторы — о своей работе и специфике жанра

РБК
Диалог с нейросетью Диалог с нейросетью

Как стимулировать цифровизацию в банке и зачем нужна биометрия

Эксперт
Загадки эдиакарской биоты: необычные ископаемые Загадки эдиакарской биоты: необычные ископаемые

Эдиакарская биота — фауна организмов, населявших Землю миллионы лет назад

Популярная механика
Сказка о мачехе и сиротах на новый лад: глава романа «Голландский дом» Энн Пэтчетт Сказка о мачехе и сиротах на новый лад: глава романа «Голландский дом» Энн Пэтчетт

Вдруг замкнутое пространство только в нашей голове? Отрывок из книги Энн Пэтчетт

Esquire
Когда смешно, уже не страшно Когда смешно, уже не страшно

Елена Новикова – о жизни за 50, отношениях с телом, детьми и своими страхами

Домашний Очаг
Праздник-проказник Праздник-проказник

Детям праздник нужен для того, чтобы в этот день делать всё, что душе угодно

ПУСК
Купе на двоих Купе на двоих

Сейди Хаарла, рассказала о любви к поездам, одиночестве и русском языке

Grazia
Куртка для героя: за что Жан-Поль Бельмондо любил французский бренд Chapal Куртка для героя: за что Жан-Поль Бельмондо любил французский бренд Chapal

За что летные куртки Chapal так любил Жан-Поль Бельмондо и так ценят гонщики

Forbes
«Терпят измены, лишь бы не работать»: экс-муж Полины Гагариной осудил содержанок «Терпят измены, лишь бы не работать»: экс-муж Полины Гагариной осудил содержанок

Дмитрий Исхаков высказался о взаимоотношениях женщин и мужчин

Cosmopolitan
6 известных людей, которым можно позвонить 6 известных людей, которым можно позвонить

Теперь ты знаешь, чей номер набрать тоскливым осенним вечером

Maxim
«Я не продаю лапшу быстрого приготовления — я даю людям время» «Я не продаю лапшу быстрого приготовления — я даю людям время»

Момофоку Андо придумал наборы из высушённой вермишели и пакетиков специй

VC.RU
От сверхтекучести — к жидкому свету: как на пути к абсолютному нулю учёные открыли необычные состояния материи От сверхтекучести — к жидкому свету: как на пути к абсолютному нулю учёные открыли необычные состояния материи

Низкие температуры способны превратить облако газа в один большой атом

TJ
Цифровизация и декарбонизация Цифровизация и декарбонизация

Российско-германское экономическое сотрудничество восстанавливается

Эксперт
Сбитый летчик: что делать, чтобы твой Сбитый летчик: что делать, чтобы твой

Главное помни, осечки случаются у всех, и в этом нет ничего страшного

Playboy
Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ

Вспоминаем советское кино с самыми впечатляющими декорациями

Культура.РФ
«Я никогда не хотел секса»: асексуальность нужно лечить? «Я никогда не хотел секса»: асексуальность нужно лечить?

Как живется асексуалам и можно ли пробудить «нулевое» либидо?

Psychologies
BTS BTS

Клип BTS стал абсолютным рекордом среди музыкальных видео на YouTube

ЖАРА Magazine
Дарья Ведерникова: Почему важно помогать малому бизнесу Дарья Ведерникова: Почему важно помогать малому бизнесу

Почему микробизнес очень важен для нашей жизни в городе

СНОБ
Как мир перестал слышать архитекторов Как мир перестал слышать архитекторов

Проект Григория Ревзина «Оправдание утопии». Мишель Рагон: GIAP

Weekend
Психологические факты, которые изменят вашу жизнь Психологические факты, которые изменят вашу жизнь

Знания об устройстве мозга помогут изменить жизнь к лучшему

Psychologies
10 актеров одной роли, чья дальнейшая карьера не сложилась, — где они сегодня? 10 актеров одной роли, чья дальнейшая карьера не сложилась, — где они сегодня?

Актеры одной роли, которым так и не удалось прыгнуть выше головы

Cosmopolitan
Как стартапер из Кемерово запустил сервис доставки еды в США и попал в рейтинг Forbes Как стартапер из Кемерово запустил сервис доставки еды в США и попал в рейтинг Forbes

Виталий Александров запустил сервис экспресс-доставки еды в США

Forbes
Кавказ подо мною Кавказ подо мною

Отправляемся в Приэльбрусье!

Лиза
Неоклассика в жемчужных тонах Неоклассика в жемчужных тонах

Элегантный интерьер на все времена

SALON-Interior
«Шесть невозможностей: Загадки квантового мира» «Шесть невозможностей: Загадки квантового мира»

Отрывок из книги Джона Гриббина — как ученые объясняют события в квантовом мире

N+1
Открыть в приложении