В Третьяковской галерее проходит выставка классика советской скульптуры

ЭкспертКультура

Иван Шадр в Новой Третьяковке: в плену соцреализма

В Третьяковской галерее проходит выставка классика советской скульптуры

Вячеслав Суриков

«Девушка с веслом» в версии Ивана Шадра. Фото: Николай Кубеев/ТАСС

Икону монументального соцреализма «Булыжник — оружие пролетариата» Иван Шадр впервые выставил в 1927-м. С тех пор это один из самых растиражированных образов из созданных советскими скульпторами. С ним может соперничать разве что «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Но если ее скульптура продемонстрировала в 1937 году на Парижской выставке сплоченность социалистического общества и устойчивость созданной им экономики, то работа Шадра отражает динамику социальных процессов в России, резко ускорившихся в начале XX века. Его рабочий, полуобнаженный, в штанах и в башмаках без шнурков, пытается оторвать камень от земли. При этом не упускает из виду цель, которую намерен поразить. Скульптор приложил весь свой талант, чтобы убедить зрителей: его герой в состоянии превратиться в метательное оружие. Автор наделяет его такой уверенностью в себе, что кажется, будто тот и в самом деле сейчас легко поднимет внушительный на вид снаряд и запустит так далеко, как посчитает нужным.

Этот образ почти повторит художник другого поколения — Гелий Коржев. Он сделает образ более правдоподобным: мускулистая фигура рабочего угадывается сквозь рубашку, тот поднимает с мостовой знамя — жест, визуализирующий продолжающуюся революцию (концепция, актуальная для советского общества начала шестидесятых). Это тот же персонаж, только от него уже не требуются физические сверхусилия — достаточно найти в себе решимость поднять красное полотнище, выпавшее из рук предшественника, и пойти тем же путем. Тогда как пролетарий Шадра — античный герой, меняющий ход человеческой истории и наделенный сверхчеловеческой мощью. Поэтому он вылеплен с обнаженным торсом: как иначе продемонстрировать его энергию? В галерее античных образов, получивших скульптурное воплощение в начале XX века, его наиболее очевидный прообраз — «Мыслитель» наставника Ивана Шадра Огюста Родена. В интерпретации ученика «Мыслитель» вышел из медитации и перешел от размышлений к действию.

Счастливчик

Ивану Иванову, уроженцу Шадринска (в честь этого названия он взял себе псевдоним), фантастически повезло с учителями. Сначала он попадает в Екатеринбургское художественно-промышленное училище и там получает первые навыки художника и скульптора. Затем пытается попасть в Петербургскую академию художеств, но терпит неудачу: его рисунки слишком несовершенны. В Петербург идет пешком, без денег, зарабатывая по пути чем придется. Не поступив в академию, назад не возвращается, а продолжает искать счастья в столице Российской империи, блуждая по ней уличным артистом с обезьянкой на плече и добывая себе пропитание пением под шарманку. Так его замечает режиссер Александринского театра Михаил Дарский. Иванов поражает его и голосом, и врожденным артистизмом. Дарский отправляет молодого человека учиться на Драматические курсы и выбивает ему стипендию. Иванов снова рисует. На это обращает внимание его педагог и премьер Александринки Владимир Давыдов. Отводит Иванова к Николаю Рериху, тогда возглавлявшему школу при Обществе поощрения художеств, и тот принимает его без экзаменов.

Дальше — Париж. Шадринская городская дума благодаря рекомендациям Рериха, Давыдова и Дарского выделяет ему деньги на обучение. Перед Ивановым возникает препятствие — обязательная служба в армии. На это у него уходит год, после чего он получает благодаря хлопотам своих столичных покровителей годичный отпуск, окончание которого счастливо совпадает с окончанием службы. В 1910-м едет учиться в Париж к лучшим из лучших: Огюсту Родену и Эмилю Бурделю (у него же впоследствии училась Вера Мухина). Спустя год возвращается в Шадринск, выступает перед депутатами местной думы, и те снова дают ему деньги, на этот раз на поездку в Рим. В Италии проводит год, осознает себя скульптором, способным создавать работы для больших пространств. И снова везение. Он успевает пройти обучение в двух центрах мирового искусства всего за два года до Первой мировой войны (которая сделает невозможными вояжи подобного рода) и получает тот же образовательный опыт, что и большинство наиболее значимых российских художников. Затем возвращается в Россию, и здесь ему продолжает сопутствовать удача.

Иван Шадр, советский скульптор (1887–1941). Фото: TASS

Скульптор нового времени

Какие бы социальные катаклизмы ни происходили: мировая война, революция, война гражданская, — он не просто не сгорает в их огне, но создает новое искусство, призванное запечатлеть облик героев новой социальной реальности: крестьянина, красноармейца, сеятеля, рабочего. Эти работы мы можем увидеть на выставке. В них скульптор с азартом первооткрывателя вкладывает все приобретенное за долгие годы обучения мастерство. Он укрупняет черты лица, не сглаживает их, но тщательно прорабатывает каждую, а иногда утрирует, чтобы сделать максимально выразительными, заключить в них как можно больше информации и о самом человеке, и о сообществе, которое тот представляет. В эти годы еще одна точка приложения усилий Шадра — образ вождя пролетарской революции. На выставке нет его изображений, но в биографии скульптора одно из самых значимых событий — создание скульптуры «Ленин в гробу». Именно Шадру первоначально доверили изваять иллюзию нетленного тела человека, сотворившего новый мир.

Еще один герой Шадра — Максим Горький. Именно в подражание ему он в юности отправился путешествовать по России. И позже создал канонический скульптурный образ пролетарского писателя. Один из них по-прежнему можно видеть на площади перед Белорусским вокзалом. Впрочем, здесь Шадр только автор проекта. Памятник был установлен уже после его смерти. Работу над ним завершила Вера Мухина. Это публичный Максим Горький — умудренный опытом, не знающий сомнений и величественный. На выставке несколько его бюстов — Шадр чувствовал себя при их создании куда более свободным в изображении модели. В работе «Буревестник» он усиливает экспрессию, уподобляя волосы писателя бушующему морю. И здесь же мы видим Максима Горького неожиданно высохшим коротко стриженным стариком с торчащими в стороны усами.

Поменьше экспрессии

В тридцатые годы спрос на подобного рода экспрессию в изображении героев революции сходит на нет. Шадр участвует в конкурсе на создание скульптуры «Рабочий и колхозница». В отличие от победившей в итоге работы Веры Мухиной его проект предполагал две стремительно движущиеся фигуры. Женская — в неестественном наклоне, грудь почти обнажена, она тянет вперед серп, сама при этом смотрит назад. Рабочий демонстрирует мускулистое тело, правую руку с молотом оттягивает назад, а левую вскидывает вверх, как будто собирается совершить резкое движение рукой с молотом вперед. Рабочий и колхозница Шадра исполняют странный танец, который можно трактовать как угодно. В итоге в Париж поехала статичная, сдержанная, не допускающая многообразия трактовок скульптура Мухиной.

Одиночные женские образы Шадра еще раньше начали становиться объектом критики всевозможных художественных комиссий. Впрочем, одну из обнаженных фигур ему все-таки разрешили выставить на всеобщее обозрение. Это была «Девушка с веслом» для Парка Горького, ее скульптур выполнил в двух версиях, и обе фигуры в них были полностью обнаженными. Но в тираж (а «Девушка с веслом» — одна из самых распространенных парковых скульптур) не пошла ни та ни другая. Предпочтение отдали версии Ромуальда Иодко, исполненной в тот же период. В его интерпретации «Девушка с веслом» должна быть хотя бы в купальнике. «Девушка с веслом» Шадра была демонтирована в середине пятидесятых.

Запомнившийся как создатель мужской фигуры, отрывающей от земли булыжник, Шадр мог бы войти в историю хотя бы одной женской, при выполнении которых он словно переключался в другой эмоциональный регистр. В изображении женщин он уподоблялся античным мастерам. Мог быть максимально лаконичным, как в надгробии Светланы Аллилуевой, или, наоборот, щедрым на украшения, как в надгробии Екатерины Немирович-Данченко, но каждый раз смотрел на них сквозь фильтр, отсеивающий даже малейшее несовершенство. И раз за разом из-под его руки выходило изображение едва ли не богини, только-только сошедшей с Олимпа, чтобы в очередной раз удивить мир своей красотой. И никаких булыжников.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валюта БРИКС пока теория. Но перспективная Валюта БРИКС пока теория. Но перспективная

Вместо общей валюты страны БРИКС продвигают свои собственные

Эксперт
Как понять собаку: 4 тайных жеста, которые делает каждый пес Как понять собаку: 4 тайных жеста, которые делает каждый пес

Наши картинки помогут вам стать экспертом «собачьего языка»

Вокруг света
Микросхемам готовят отечественную печать Микросхемам готовят отечественную печать

Ключевой технологией для изготовления микроэлектроники, является фотолитография

Эксперт
Город-конвейер, небоскреб со статуей Ленина и парящие дома: самые безумные и эпичные проекты советских архитекторов Город-конвейер, небоскреб со статуей Ленина и парящие дома: самые безумные и эпичные проекты советских архитекторов

Неординарные проекты советских конструктивистов

Правила жизни
Дублер для кандидата Дублер для кандидата

Кто может стать напарницей Джо Байдена?

Огонёк
«Я — инфантильный человек»: 3 шага, чтобы повзрослеть «Я — инфантильный человек»: 3 шага, чтобы повзрослеть

Как проявляется инфантилизм и что делать, если вы обнаружили его признаки у себя

Psychologies
«Побег из офиса»: что вас ждет после увольнения в никуда — личный опыт «Побег из офиса»: что вас ждет после увольнения в никуда — личный опыт

Какую цену на самом деле придется заплатить за независимость?

Psychologies
Хищники в центре Москвы и цветущий кофе в Петербурге: 5 лучших ботанических садов России Хищники в центре Москвы и цветущий кофе в Петербурге: 5 лучших ботанических садов России

Путешествуем вокруг света, не покидая пределов страны

Вокруг света
«Жизнь в средневековом замке»: отрывок из книги, которой вдохновлялся автор «Игры престолов» «Жизнь в средневековом замке»: отрывок из книги, которой вдохновлялся автор «Игры престолов»

Отрывок из книги, описывающей повседневность человека эпоха Средневековья

СНОБ
Собаки в Новой Зеландии научились водить машину. Будущее уже рядом! Собаки в Новой Зеландии научились водить машину. Будущее уже рядом!

Животных можно научить буквально всему

ТехИнсайдер
Москва, Питер и Королевская Гавань из «Игры престолов». Какие карты создают геймеры в Minecraft Москва, Питер и Королевская Гавань из «Игры престолов». Какие карты создают геймеры в Minecraft

Самые известные постройки в Minecraft

СНОБ
«Еда и микробиом» «Еда и микробиом»

Какие микробы живут в алкогольных напитках

N+1

Что стоит знать о судьбе Осипа Мандельштама

ТехИнсайдер
«Люди в верности надежные...» «Люди в верности надежные...»

Татарские муфтияты и государство в России с XVIII по XXI век

N+1
«Вера»: роман о заблуждениях, из-за которых женщины готовы мириться с зависимостью «Вера»: роман о заблуждениях, из-за которых женщины готовы мириться с зависимостью

Отрывок из романа Элизабет фон Арним «Вера»

Forbes
«Рациональность» «Рациональность»

Отрывок из книги Стивена Пинкера «Рациональность»

N+1
Дать себе волю Дать себе волю

Отчего же мы не спешим упражняться в управлении своей жизнью?

Psychologies
Серафима Гурова: «Почему бренды стали главной движущей силой перемен» Серафима Гурова: «Почему бренды стали главной движущей силой перемен»

Как коммуникации и реклама влияют на потребителя

РБК
На высшем уровне На высшем уровне

Правила хорошего тона: какие из них актуальны в современной жизни?

Лиза
Бунин, Одоевцева, Рахманинов: 5 мемуаров выдающихся людей, написанных в эмиграции Бунин, Одоевцева, Рахманинов: 5 мемуаров выдающихся людей, написанных в эмиграции

Подборку самых ярких книг, написанных теми, кто покинул Россию после 1917 года

СНОБ
6 книг современных азиатских авторов 6 книг современных азиатских авторов

Необычные и современные произведения авторов из стан Азии

Правила жизни
Как правильно записать аудиосообщение или тикток Как правильно записать аудиосообщение или тикток

Как записать краткое и максимально информативное аудиосообщение?

Psychologies
«На Западном фронте без перемен»: почему экранизация Ремарка кажется такой актуальной «На Западном фронте без перемен»: почему экранизация Ремарка кажется такой актуальной

«На Западном фронте без перемен» — стоит ли смотреть новое прочтение классики

Forbes
Wi-Fi нашего мозга: почему без клауструма люди стали бы глупыми и беспомощными Wi-Fi нашего мозга: почему без клауструма люди стали бы глупыми и беспомощными

Нейробиологи искали, где прячется сознание, а нашли «маршрутизатор»

Вокруг света
Что делать, если ребенка обижают в школе: пошаговая инструкция Что делать, если ребенка обижают в школе: пошаговая инструкция

Как правильно реагировать, если вы узнали, что ребенка притесняют?

Psychologies
Актер Кирилл Пирогов рассказывает о роли в сериале «Переговорщик» и цитирует Чехова Актер Кирилл Пирогов рассказывает о роли в сериале «Переговорщик» и цитирует Чехова

Актер Кирилл Пирогов — о режиссерских амбициях и любимых ролях

СНОБ
5 самых смертоносных видов оружия за всю историю: от напалма до атомной бомбы 5 самых смертоносных видов оружия за всю историю: от напалма до атомной бомбы

Виды вооружений, соперничать с которыми на всей Земле не мог никто

ТехИнсайдер
День впечатлений День впечатлений

Куда уехать, когда хочется развеяться и узнать что-то новое?

Отдых в России
Почему винный бокал увеличился в семь раз за последние 300 лет? Почему винный бокал увеличился в семь раз за последние 300 лет?

История бокалов так же стара, как история алкогольных напитков

ТехИнсайдер
Макияж, массаж, упражнения: как скорректировать форму носа без хирургии Макияж, массаж, упражнения: как скорректировать форму носа без хирургии

Иногда форму носа хочется изменить. Как это сделать?

РБК
Открыть в приложении