В Третьяковской галерее проходит выставка классика советской скульптуры

ЭкспертКультура

Иван Шадр в Новой Третьяковке: в плену соцреализма

В Третьяковской галерее проходит выставка классика советской скульптуры

Вячеслав Суриков

«Девушка с веслом» в версии Ивана Шадра. Фото: Николай Кубеев/ТАСС

Икону монументального соцреализма «Булыжник — оружие пролетариата» Иван Шадр впервые выставил в 1927-м. С тех пор это один из самых растиражированных образов из созданных советскими скульпторами. С ним может соперничать разве что «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Но если ее скульптура продемонстрировала в 1937 году на Парижской выставке сплоченность социалистического общества и устойчивость созданной им экономики, то работа Шадра отражает динамику социальных процессов в России, резко ускорившихся в начале XX века. Его рабочий, полуобнаженный, в штанах и в башмаках без шнурков, пытается оторвать камень от земли. При этом не упускает из виду цель, которую намерен поразить. Скульптор приложил весь свой талант, чтобы убедить зрителей: его герой в состоянии превратиться в метательное оружие. Автор наделяет его такой уверенностью в себе, что кажется, будто тот и в самом деле сейчас легко поднимет внушительный на вид снаряд и запустит так далеко, как посчитает нужным.

Этот образ почти повторит художник другого поколения — Гелий Коржев. Он сделает образ более правдоподобным: мускулистая фигура рабочего угадывается сквозь рубашку, тот поднимает с мостовой знамя — жест, визуализирующий продолжающуюся революцию (концепция, актуальная для советского общества начала шестидесятых). Это тот же персонаж, только от него уже не требуются физические сверхусилия — достаточно найти в себе решимость поднять красное полотнище, выпавшее из рук предшественника, и пойти тем же путем. Тогда как пролетарий Шадра — античный герой, меняющий ход человеческой истории и наделенный сверхчеловеческой мощью. Поэтому он вылеплен с обнаженным торсом: как иначе продемонстрировать его энергию? В галерее античных образов, получивших скульптурное воплощение в начале XX века, его наиболее очевидный прообраз — «Мыслитель» наставника Ивана Шадра Огюста Родена. В интерпретации ученика «Мыслитель» вышел из медитации и перешел от размышлений к действию.

Счастливчик

Ивану Иванову, уроженцу Шадринска (в честь этого названия он взял себе псевдоним), фантастически повезло с учителями. Сначала он попадает в Екатеринбургское художественно-промышленное училище и там получает первые навыки художника и скульптора. Затем пытается попасть в Петербургскую академию художеств, но терпит неудачу: его рисунки слишком несовершенны. В Петербург идет пешком, без денег, зарабатывая по пути чем придется. Не поступив в академию, назад не возвращается, а продолжает искать счастья в столице Российской империи, блуждая по ней уличным артистом с обезьянкой на плече и добывая себе пропитание пением под шарманку. Так его замечает режиссер Александринского театра Михаил Дарский. Иванов поражает его и голосом, и врожденным артистизмом. Дарский отправляет молодого человека учиться на Драматические курсы и выбивает ему стипендию. Иванов снова рисует. На это обращает внимание его педагог и премьер Александринки Владимир Давыдов. Отводит Иванова к Николаю Рериху, тогда возглавлявшему школу при Обществе поощрения художеств, и тот принимает его без экзаменов.

Дальше — Париж. Шадринская городская дума благодаря рекомендациям Рериха, Давыдова и Дарского выделяет ему деньги на обучение. Перед Ивановым возникает препятствие — обязательная служба в армии. На это у него уходит год, после чего он получает благодаря хлопотам своих столичных покровителей годичный отпуск, окончание которого счастливо совпадает с окончанием службы. В 1910-м едет учиться в Париж к лучшим из лучших: Огюсту Родену и Эмилю Бурделю (у него же впоследствии училась Вера Мухина). Спустя год возвращается в Шадринск, выступает перед депутатами местной думы, и те снова дают ему деньги, на этот раз на поездку в Рим. В Италии проводит год, осознает себя скульптором, способным создавать работы для больших пространств. И снова везение. Он успевает пройти обучение в двух центрах мирового искусства всего за два года до Первой мировой войны (которая сделает невозможными вояжи подобного рода) и получает тот же образовательный опыт, что и большинство наиболее значимых российских художников. Затем возвращается в Россию, и здесь ему продолжает сопутствовать удача.

Иван Шадр, советский скульптор (1887–1941). Фото: TASS

Скульптор нового времени

Какие бы социальные катаклизмы ни происходили: мировая война, революция, война гражданская, — он не просто не сгорает в их огне, но создает новое искусство, призванное запечатлеть облик героев новой социальной реальности: крестьянина, красноармейца, сеятеля, рабочего. Эти работы мы можем увидеть на выставке. В них скульптор с азартом первооткрывателя вкладывает все приобретенное за долгие годы обучения мастерство. Он укрупняет черты лица, не сглаживает их, но тщательно прорабатывает каждую, а иногда утрирует, чтобы сделать максимально выразительными, заключить в них как можно больше информации и о самом человеке, и о сообществе, которое тот представляет. В эти годы еще одна точка приложения усилий Шадра — образ вождя пролетарской революции. На выставке нет его изображений, но в биографии скульптора одно из самых значимых событий — создание скульптуры «Ленин в гробу». Именно Шадру первоначально доверили изваять иллюзию нетленного тела человека, сотворившего новый мир.

Еще один герой Шадра — Максим Горький. Именно в подражание ему он в юности отправился путешествовать по России. И позже создал канонический скульптурный образ пролетарского писателя. Один из них по-прежнему можно видеть на площади перед Белорусским вокзалом. Впрочем, здесь Шадр только автор проекта. Памятник был установлен уже после его смерти. Работу над ним завершила Вера Мухина. Это публичный Максим Горький — умудренный опытом, не знающий сомнений и величественный. На выставке несколько его бюстов — Шадр чувствовал себя при их создании куда более свободным в изображении модели. В работе «Буревестник» он усиливает экспрессию, уподобляя волосы писателя бушующему морю. И здесь же мы видим Максима Горького неожиданно высохшим коротко стриженным стариком с торчащими в стороны усами.

Поменьше экспрессии

В тридцатые годы спрос на подобного рода экспрессию в изображении героев революции сходит на нет. Шадр участвует в конкурсе на создание скульптуры «Рабочий и колхозница». В отличие от победившей в итоге работы Веры Мухиной его проект предполагал две стремительно движущиеся фигуры. Женская — в неестественном наклоне, грудь почти обнажена, она тянет вперед серп, сама при этом смотрит назад. Рабочий демонстрирует мускулистое тело, правую руку с молотом оттягивает назад, а левую вскидывает вверх, как будто собирается совершить резкое движение рукой с молотом вперед. Рабочий и колхозница Шадра исполняют странный танец, который можно трактовать как угодно. В итоге в Париж поехала статичная, сдержанная, не допускающая многообразия трактовок скульптура Мухиной.

Одиночные женские образы Шадра еще раньше начали становиться объектом критики всевозможных художественных комиссий. Впрочем, одну из обнаженных фигур ему все-таки разрешили выставить на всеобщее обозрение. Это была «Девушка с веслом» для Парка Горького, ее скульптур выполнил в двух версиях, и обе фигуры в них были полностью обнаженными. Но в тираж (а «Девушка с веслом» — одна из самых распространенных парковых скульптур) не пошла ни та ни другая. Предпочтение отдали версии Ромуальда Иодко, исполненной в тот же период. В его интерпретации «Девушка с веслом» должна быть хотя бы в купальнике. «Девушка с веслом» Шадра была демонтирована в середине пятидесятых.

Запомнившийся как создатель мужской фигуры, отрывающей от земли булыжник, Шадр мог бы войти в историю хотя бы одной женской, при выполнении которых он словно переключался в другой эмоциональный регистр. В изображении женщин он уподоблялся античным мастерам. Мог быть максимально лаконичным, как в надгробии Светланы Аллилуевой, или, наоборот, щедрым на украшения, как в надгробии Екатерины Немирович-Данченко, но каждый раз смотрел на них сквозь фильтр, отсеивающий даже малейшее несовершенство. И раз за разом из-под его руки выходило изображение едва ли не богини, только-только сошедшей с Олимпа, чтобы в очередной раз удивить мир своей красотой. И никаких булыжников.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валюта БРИКС пока теория. Но перспективная Валюта БРИКС пока теория. Но перспективная

Вместо общей валюты страны БРИКС продвигают свои собственные

Эксперт
Герой и правда: обязательные составляющие маркетинговой истории Герой и правда: обязательные составляющие маркетинговой истории

Рецепт хорошей маркетинговой истории

VC.RU
Эволюция человека, квантовая революция и химия по щелчку Эволюция человека, квантовая революция и химия по щелчку

Как люди научились манипулировать самыми тончайшими материальными объектами

Эксперт
Названы 40 детских имен, которые приятнее всего произносить родителям Названы 40 детских имен, которые приятнее всего произносить родителям

Научный взгляд на проблему выбора имени ребенку

Вокруг света
Сериал «Обоюдное согласие»: сама виновата? Сериал «Обоюдное согласие»: сама виновата?

Сериал «Обоюдное согласие» — про то, как общество относится к жертвам насилия

Эксперт
20 признаков «односторонних» отношений: как выбраться из ловушки невзаимной любви 20 признаков «односторонних» отношений: как выбраться из ловушки невзаимной любви

Как выйти из односторонних отношений?

Psychologies
Ицхак Адизес — Forbes: «В истории России никогда не было демократии» Ицхак Адизес — Forbes: «В истории России никогда не было демократии»

Бизнес-консультант Ицхак Адизес — о возможностях демократии в России

Forbes
Наринэ Абгарян: «Молчание цвета». Истории о любви и надежде Наринэ Абгарян: «Молчание цвета». Истории о любви и надежде

Рассказ «Не расстраивайся, моя любимая» Наринэ Абгарян

СНОБ
Наступление тишины Наступление тишины

Пора увидеть Spectre

Автопилот
«Не хочу отвечать насилием на насилие»: Ирина Старшенбаум о фильме «Сестры» «Не хочу отвечать насилием на насилие»: Ирина Старшенбаум о фильме «Сестры»

Ирина Старшенбаум — о том, как совместить каноны жанра с правдой жизни

Forbes
Защитим личные границы Защитим личные границы

Мы тонко чувствуем вторжение на личную территорию. Но как ее защитить?

Psychologies
Гордость Сибири Гордость Сибири

Братская и Иркутская ГЭС: знакомимся с историей и работой этих предприятий

Отдых в России
Хлебное ухо Хлебное ухо

Сибирь. Рецепт необычных пельменей

Вокруг света
Мыслите консервативно? Вот что вам надо изменить, чтобы повысить креативность! Мыслите консервативно? Вот что вам надо изменить, чтобы повысить креативность!

Оказывается, креативность можно тренировать!

ТехИнсайдер
«Насилие — это форма дискриминации»: адвокат Мари Давтян о том, как защищать женщин «Насилие — это форма дискриминации»: адвокат Мари Давтян о том, как защищать женщин

Как адвокат Мари Давтян представляет интересы пострадавших женщин

Forbes
Почему вы помните то, чего не было: как наука объясняет наши странности и привычки Почему вы помните то, чего не было: как наука объясняет наши странности и привычки

Рассказываем о трех странностях вашего подсознания

Вокруг света
«Орел или решка?»: 5 приемов, которые помогут принять трудное решение «Орел или решка?»: 5 приемов, которые помогут принять трудное решение

Как принять сложное решение?

Psychologies
Что такое зомби-клетки и чем они могут быть опасны для нас Что такое зомби-клетки и чем они могут быть опасны для нас

Что стоит за процессом старения и можно ли повернуть его вспять?

Лиза
«Кэтрин по прозвищу Птичка»: азы феминизма для подростков от Лины Данэм «Кэтрин по прозвищу Птичка»: азы феминизма для подростков от Лины Данэм

«Кэтрин по прозвищу Птичка» — киноучебник по социальной справедливости

Forbes
«Депрессия — показатель слабости»: 10 главных заблуждений о психическом расстройстве «Депрессия — показатель слабости»: 10 главных заблуждений о психическом расстройстве

Депрессия проявляется в различных формах и не всегда так, как показывают в кино

Psychologies
Rosetti Emocean Rosetti Emocean

Rosetti Emocean — яхта-победитель конкурса World Superyacht Awards 2022

Y Magazine
«Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент — все это мне снилось» «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент — все это мне снилось»

Выбранные места из переписки с друзьями в эмиграции

Weekend
На изящном: «мертвая природа» Франса Снейдерса, или почему художник любил изображать на своих картинах мертвую рыбу На изящном: «мертвая природа» Франса Снейдерса, или почему художник любил изображать на своих картинах мертвую рыбу

Глядя на картины Снейдерса, задаешься вопросом: что за любовь к мертвой рыбе?

Правила жизни
Если в самолет постучали снаружи: правдивая история пилота Если в самолет постучали снаружи: правдивая история пилота

Откровенный рассказ о самых необычных и сложных рейсах

Вокруг света
5 японских модных марок, за которыми стоит следить 5 японских модных марок, за которыми стоит следить

Япония подарила миру немало отличных дизайнеров и брендов

Правила жизни
Остров смерти, куклы, поморы: путешествие по необычным местам Архангельской области Остров смерти, куклы, поморы: путешествие по необычным местам Архангельской области

Отправляемся в путь по малоизвестным местам Архангельской области

Вокруг света
Не зови меня моим именем: женщины-писательницы, которые взяли себе мужские псевдонимы Не зови меня моим именем: женщины-писательницы, которые взяли себе мужские псевдонимы

Брать мужской псевдоним было популярной практикой среди женщин в прошлом

Forbes
Проявления сексуальности на работе: что они могут рассказать о нас Проявления сексуальности на работе: что они могут рассказать о нас

Ночью занимаются любовью, а днем ведут бизнес — одни и те же люди

Psychologies
Джон Макгрегор: «Споткнуться, упасть, подняться». Драма о силе и уязвимости Джон Макгрегор: «Споткнуться, упасть, подняться». Драма о силе и уязвимости

Отрывок из романа «Споткнуться, упасть, подняться» Джона Макгрегора

СНОБ
Пелевину 60. Что мы знаем о самом молчаливом российском писателе Пелевину 60. Что мы знаем о самом молчаливом российском писателе

Вспоминаем факты и мифы из жизни Виктора Пелевина

СНОБ
Открыть в приложении