История Forsal
Как исследователь Арктики очаровал Nike и заработал 200 млн руб. за год на бытовой химии
Иван Дубиненков с детства любил химию и решил связать с ней жизнь. Правда, побывав в нескольких экспедициях на Северном полюсе и защитив диссертацию, понял, что выгорел и наукой заниматься больше не хочет. Случай натолкнул его на идею производить средства для очистки кроссовок — в 2015 году эта ниша в России была практически свободна. Научный подход и напор помогли Дубиненкову завоевать место на полках в Nike, Quiksilver, Vans и у других крупных ретейлеров.
Выйдя на стабильные объемы продаж, он вместе с партнером запустил еще несколько направлений бытовой химии (одно из них оказалось провальным и принесло основателям 400 тыс. руб. убытков). Сегодня в компанию Дубиненкова Forsal входят бренды Solemate, Trekko, Wellroom и Cleeny, которые за неполный 2022 год принесли владельцам 185 млн руб. выручки и (по оценкам Inc.) около 15 млн руб. чистой прибыли.
Forsal в цифрах
- 4 раза основатель Forsal был в научных экспедициях в Арктике7
- 4 бренда объединяет компания Forsal.
- 400 тыс. руб. убытков принес неудачный запуск пятого бренда BikeLab.
- 196 млн руб. — выручка Forsal в 2021 году.
- 34 млн руб. — прибыль компании в 2021 году.
- 185 млн руб. — выручка Forsal за 9 месяцев 2022 года.
- 15 млн руб. — прибыль компании за неполный 2022 год (по оценкам Inc.).
- 10 млн руб. потребовал запуск бренда «экологичной» бытовой химии Cleeny.
Северное выгорание
«Химия» с химией случилась у Ивана Дубиненкова еще в школе: он учился в специализированной школе с химико-биологическим уклоном, любил основной предмет и часто занимал призовые места в соревнованиях. В 11 классе Дубиненков стал победителем Всероссийской олимпиады по химии и без экзаменов поступил на химфак МГУ.
В институте Дубиненков понял, «что химия гораздо шире и глубже, чем о ней принято думать, и сфер ее применения очень много: от нефтедобывающей промышленности до фармы». Попробовав себя в разных направлениях, он увлекся молекулярной химией в связке с природными объектами — в частности с водоемами.
Поворотным событием на пути Ивана стали экспедиции в Арктику. Впервые на Северном плюсе он побывал летом 2010 года в составе российско-американской группы, изучавшей климат и экосистемы Колымы. Экспедицию спонсировала американская некоммерческая организация The Polaris Project, которая организовывала студенческие научные поездки по разным направлениям под руководством именитых ученых. Этот опыт Дубиненков вспоминает с теплотой: от Якутска на малом самолете группа добиралась до крошечного удаленного от цивилизации поселка Черский, приземляясь на грунтовую взлетную полосу.
«Всё это было овеяно приключенческим духом. Когда мы прилетели, был полярный день, вокруг — невероятная природа, которая вносит свои корректировки в образ жизни: например, из-за вечной мерзлоты все дома стоят на сваях, чтобы помещения не промерзали», — рассказывает ученый. Работа на стыке вычислительных и полевых исследований ему нравилась, и в следующем, 2011-м, году Дубиненков снова отправился на Колыму по той же программе. Вернувшись в Москву, он всерьез занялся изучением цикла органического углерода к изменению климата в Арктике.
Защитив диплом в МГУ по этой теме, Иван решил поступить в зарубежную аспирантуру. Чтобы наладить связь с институтами, искал научные публикации по своей теме и писал авторам и рецензентам по контактам, указанным в научных журналах. Так Дубиненков познакомился со своим будущим научным руководителем, профессором химии Борисом Кохом, и поступил в Институт полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера в немецком Бремерхафене. Учеба была бесплатной, за научную работу на кафедре Иван получал небольшую зарплату.
За четыре года учебы и работы в Германии Дубиненков успел еще дважды побывать в Арктике, на реке Лене и в море Лаптевых, каждая экспедиция длилась около месяца. «Мы делали исследования прямо в поле: нас небольшой группой, человек пять, на вертолете МИ-8 забрасывали на остров, мы разбивали палаточный лагерь, и каждый начинал заниматься своим делом: кто-то анализирует воду, кто-то — грунты, кто-то делает аэрофотосъемки, кто-то устанавливает газовые датчики, и так далее», — описывает свою типичную командировку Дубиненков. Сам он собирал и подготавливал пробы воды для отправки в Германию, а затем анализировал полученные в лабораториях большие данные, на основе которых делал выводы об изменениях органического углерода в природе.
«Это был невероятный опыт. Я получил огромное удовольствие от работы и защитил докторскую, но за эти четыре года, как сейчас модно говорить, полностью выгорел от науки», — делится Дубиненков.
Маржинальная химия
В 2015 году Дубиненков в статусе PhD химии вернулся в Россию, но наукой заниматься больше не хотел. Немного подумав, решил применить свои знания в более прикладной сфере — бизнесе. На идею натолкнул случай: однажды Иван зашел в обувной магазин за белыми кроссовками и продавец вместе с обувью порекомендовал купить специальное чистящее средство, которое поможет остаться кроссовкам белыми и не испортит материал. «Тогда это было чем-то новым и непривычным, я таких средств раньше не встречал. Очевидно, что белые кроссовки часто пачкаются, при этом баллончик этот стоил больше 2 тыс. руб. Меня осенило: вот оно, высокомаржинальное направление, связанное с химией», — вспоминает предприниматель.
Создать формулу чистящего средства для Дубиненкова не составляло труда, но вот как организовать производство и наладить продажи, он не представлял. Тогда Иван вспомнил про своего школьного друга Алексея Климова, тоже химика по образованию, который владел небольшим производством автомобильной химии «Алдико». Приятели договорились, что Климов поможет Дубиненкову в разработке, а производить средство будут по контракту на предприятии Климова.
Несколько дней в лаборатории партнеры разрабатывали химическую формулу будущего средства. «Никакого бизнес-плана или понимания уникальности продукта у нас не было: мы просто купили несколько очистителей, чтобы посмотреть, что делают конкуренты, и начали разрабатывать свой состав», — признается Иван. Точный состав своего средства авторы не раскрывают, Дубиненков говорит только, что упор сделал на правильно подобранную комбинацию поверхностно-активных веществ и растворителей. При этом себестоимость производства должна была быть ниже, чем у конкурентов, чтобы выиграть ценовую войну. «На российском рынке чистящих средств уже было несколько игроков, например Crep Protect или Jason Markk, но их цены были, скажем так, неадекватными: один шампунь мог стоить от одной до нескольких тысяч рублей. Мы хотели занять свободную нишу», — объясняет основатель. На выходе один баллончик средства Дубиненкова и Климова стоил на 30% дешевле, чем сравнимые позиции конкурентов, — от 500 до 1 тыс. руб.
К концу 2015 года состав был готов, и Дубиненков зарегистрировал ООО «Форсайт лаб» (Климов получал только фиксированную плату за использование производственных мощностей). На запуск ушло примерно 300 тыс. руб. из собственных средств Дубиненкова. Название, логотип и дизайн упаковки разработала жена Ивана Юлия, которая работала бренд-менеджером в компании по продаже детских товаров. Бренд назвали Forsal, а первую линейку средств для обуви — Solemate: от английского «soul mate» (родственная душа) и «sole» — ступня, подошва.