Иран паркуется в России
Как выбрать автомобиль с восточными фишками
Иран всерьез настроен в ближайшие месяцы начать поставки в Россию своих автомобилей, а в долгосрочной перспективе — открыть в РФ собственное производство. Что собой представляют флагманы иранского автоимпорта и смогут ли они найти нишу на российском рынке, разбирались «Деньги».
Исламская Республика Иран предпринимает очередную попытку зарулить на российский авторынок. Уже до конца текущего года автопроизводители этой страны планируют выставить в салонах российских городов ряд машин. Речь в первую очередь идет о нескольких моделях, которые иранцы представили на прошедшей полтора месяца назад крупнейшей российской автовыставке MIMS Automobility.
Вероятно, скоро российские потребители смогут увидеть в продаже, например, показанный на выставке большой седан Tara. Автомобиль этот построен на базе Peugeot 301 — специальной модели французского автопроизводителя, созданной еще в 2012 году для развивающихся рынков, которая в свое время официально продавалась в РФ. Только вместо французского льва в оформлении Tara виднеется профиль жеребца — символ ведущего иранского производителя Iran Khodro. Это вместительная машина длиной 4,51 м, весьма просторная для четырех пассажиров и имеющая довольно вместительный багажник. Под капотом у нее установлен мотор с рабочим объемом 1,6 л и мощностью 113 л. с., который агрегирован с шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Примечательно, что в авто есть свои «фишки» в восточном стиле: как опция здесь возможна подсветка «звездного неба», когда на потолке в салоне включается вкрадчивое светодиодное оформление. Представители Iran Khodro рассказали на MIMS, что специально для российского рынка модель получила некоторые дополнения в конструкции — в частности, здесь имеется подогрев сидений, набор камер, изменены задние фонари и ряд элементов отделки. Есть предварительный ориентир по ценам: у себя на родине Tara стоит в пересчете на российскую валюту порядка 800 тыс. руб. В России, по предварительным оценкам, при условии регулярных поставок она может стоить чуть больше 1 млн руб.
Другой иранский автомобиль — кандидат на ближайшие поставки в Россию — называется Shahin, что с персидского переводится как «ястреб». Он производится вторым по величине иранским автопроизводителем Saipa. На выставке в Москве эта машина вызвала большой интерес: среднеразмерный седан оснащен хоть простым, но надежным турбированным двигателем объемом 1,5 л и мощностью 110 л. с., который работает вместе с пятиступенчатой механической коробкой передач или вариатором. Машина эта также достаточно вместительна — она имеет в длину 4,44 м, в ней с комфортом могут передвигаться четыре взрослых человека. Saipa имеет модификации как в кузове седан, так и в кузове хетчбэк. По словам представителей компании, в Иране эта машина продается за эквивалент 750 тыс. руб., в РФ такое авто реально за цену около 1 млн руб. Помимо Shahin иранская компания также рассматривает возможность продавать в России свой компактный кроссовер Quik, который на родине отличается совсем бюджетной ценой на уровне эквивалента 500 тыс. руб.
Представители Iran Khodro и Saipa заявляют, что наладить поставки своих автомобилей на российский рынок они намерены до конца текущего года. А в долгосрочной перспективе они рассчитывают на открытие на территории РФ своих производственных мощностей, о чем в настоящее время ведутся переговоры. Важный момент: все упомянутые модели в своей основе созданы исключительно из комплектующих, производимых в Иране, что обусловлено уникальным историческим развитием автопрома этой страны.
Производство автомобилей в Иране (тыс. шт.)
Санкционные качели
Иранская автомобильная промышленность на сегодняшний день является самой развитой среди стран Передней Азии. Весьма внушительных показателей она добилась, как ни странно, вследствие жесткого санкционного давления. История иранского автопрома начинается еще в начале 1960-х, когда компания Iran Khodro начала сотрудничать с британской Roots, наладив выпуск недорогих седанов. Позднее Roots поглотила французская Peugeot, и Иран переключился на сотрудничество с французами.
Пока стране пришлось пережить исламскую революцию (1979 год) и войну с Ираком (1980–1988 годы), выпуск автомобилей в Иране развивался скромными темпами. Но в начале 1990-х руководство страны стало активно приглашать иностранцев, которым в обмен на значимые льготы и планы по локализации предлагалось открывать в стране современные производства. На это приглашение откликнулись прежде всего французы: Peugeot, Citroen, Renault. Наряду с ними автомобильный бизнес в Иране стали развивать немецкие, японские и корейские автопроизводители. В результате за два десятилетия с 1990 года объем производства автомобилей в Иране вырос с 45 тыс. до рекордных в регионе 1,5 млн штук в год. Для самой страны автоиндустрия стала второй по значимости отраслью экономики после нефтегазовой, Иран вышел на первое место среди стран Передней Азии по выпуску автомобилей.