Пьеса «Гамлет» в формате спектакля-концерта в исполнении Евгения Миронова

ЭкспертКультура

«Гамлет» Евгения Миронова и Юрия Башмета

Пьеса «Гамлет» предстала перед зрителями XIV Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи в формате спектакля-концерта в исполнении Евгения Миронова и оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета

Вячеслав Суриков

В «Гамлете» звучит музыка из одноименного фильма 67-го года и из спектакля Николая Акимова 32-го года

Евгений Миронов влезал в шкуру Гамлета как минимум дважды: один раз с помощью немецкого режиссера Питера Штайна, другой раз с помощью канадца Робера Лепажа. Второй сразу угадал пластичную артистическую природу Миронова и вдохновил его сыграть сразу всех персонажей этой пьесы. И в самом деле, Миронов обладает фантастической способностью к перевоплощению, он может вытащить из себя не только любого персонажа, но и любую эпоху. В аскетичной концертной версии Марии Брусникиной он показывает нам, что не прочь еще и еще раз войти в уже привычное пространство Шекспира и еще раз примерить на себя знакомые образы. Прежде всего принца Датского, притягательная сила которого с веками не только не иссякает, но и увеличивается. Его монологи уже давно превратились в магические заклинания, которые не нуждаются в иллюстративном действии: мы и так уже все это давно видели, слов достаточно, все остальное легко воссоздает воображение.

Только музыка здесь как нельзя кстати. Башмет воссоединяет одного гения — Шекспира с другим — Шостаковичем. Башмет, как и Миронов, образец необычайной пластичности, в его случае — музыкальной. Он с легкостью перемещается из одной музыкальной эпохи в другую и так же, как и Миронов, в каждой из них чувствует себя необычайно уверенно. Как идеально настроенный инструмент раскрывает новые возможности музыканта, так и Башмет как исполнитель и дирижер раскрывает еще неизведанную красоту много раз слышанной музыки. Но он черпает эту красоту не из себя, он черпает ее из самой музыки, которая в его руках преображается и приобретает первозданное звучание — без посторонних шумов. В самом его многолетнем и беспрерывном музыкальном путешествии есть и легкость, и гармония. Он словно день за днем возводит храм, у которого нет стен, его пространство состоит из музыки, и с каждым годом это нерукотворное здание становится все выше.

С тех пор как появилась звукозапись, человечество задается вопросом, как должна выглядеть музыка на сцене. До сих пор музыкантам удается убеждать всех в том, что происходящее на сцене, а именно аккуратно одетые люди, почти неподвижно сидящие перед аудиторией концертного зала и в ее присутствии извлекающие звуки из музыкальных инструментов, и есть тот самый перформанс, ради которого все и собрались. Всегда есть музыкант, на котором концентрируется внимание аудитории, — это солист или сам дирижер, которому тоже может быть свойствен артистизм, позволяющий, даже стоя спиной к публике, накрывать ее исходящей от него эмоциональной волной. И дело даже не в том, что публика жаждет не только звуков, но и зрелищ, а в том, что музыка обладает синтетической природой — она способна проникнуть в любые виды искусств и гармонично сосуществовать с каждым из них. И мы привыкли именно к такому существованию музыки — в сочетании еще с чем-нибудь, что бы это ни было.

Накануне выступления Евгения Миронова в сочинском Зимнем театре проходил вечер классической оперы с участием, в том числе, Ильдара Абдразакова — одной из самых ярких оперных звезд своего поколения. Исполнители преподносили слушателям самые изысканные номера из классического оперного репертуара, и публика откликалась так, как будто в момент их пения переживала экстатическое состояние. Это была проверенная временем классика, которая воздействовала на слушателей, словно они слышат ее впервые и удивляются тому, насколько хорошо она звучит. Классическая форма сценического представления оперной музыки, которая может состоять из оркестра и солиста, демонстрировала, что по-прежнему работает, что люди нуждаются в ней так же, как и много десятилетий назад, — ничего не поменялось. И в следующий вечер на авансцену, туда, где до того стояли оперные исполнители, вышел Миронов, одетый подчеркнуто строго, одним своим видом предупреждая зрителей, что в этот вечер не будет никаких сценических эффектов.

Для Евгения Миронова это уже третий опыт исполнения «Гамлета» на сцене: актер работал c режиссерами Петером Штайном и Робером Лепажем

В «Гамлете» Марины Брусникиной звучит музыка Шостаковича, который тоже сделал два подхода к Шекспиру: первый раз по случаю постановки Николая Акимова в Театре имени Вахтангова в начале тридцатых и ровно тридцать пять лет спустя ради фильма Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Музыка Шостаковича беспросветна: как только она начинает звучать, мы оказываемся внутри мрачного готического замка, в котором люди живут только ради того, чтобы однажды умереть. Внутри нет никого, кроме Гамлета, все остальные персонажи существуют только в его воображении. Он ждет встречи со смертью, и в ее ожидании разыгрывает спектакль, не нуждаясь ни в декорациях, ни в эффектных жестах. Только однажды он, словно забываясь, начинает двигаться по сцене и вовлекать в театральное действие сидящих на сцене музыкантов, бросая им реплики, но они, словно отделенные невидимой и непроницаемой стеной, остаются безучастны к его порывам.

Концертные выступления с актерами во всем объеме выступлений Юрия Башмета не выглядят случайными эпизодами. Один только спектакль «Маленький принц», который вместе с оркестром Юрия Башмета играет Константин Хабенский, чего стоит. Но это только одно музыкально-драматическое шоу из целой череды подобного рода экспериментов, в которых художественное слово звучит наравне с музыкой. Если расшифровывать концепцию этих выступлений, то это возвращение слова в музыку, несмотря на то что они никогда не звучат одновременно. Порядок таков: сначала музыка, потом — слово, затем снова музыка. Музыка и тексты перетекают друг в друга. Тексты получают дополнительную энергию, а музыка получает новую оболочку. Через тексты музыка проявляет заключенный в ней смысл, через них она дает хотя бы приблизительный ответ, про что она написана. Это какое-то третье состояние, которого нельзя достичь ни во время драматического спектакля, ни во время академического концерта.

Музыка Шостаковича обволакивает шекспировские монологи, которые Евгений Миронов читает максимально сдержанно, заставляя нас еще и еще раз сосредоточиться на их смысле. На экран транслируется текст в переводе Пастернака и действует гипнотически. Но если музыка и в самом деле становится объяснимой, то тексты, наоборот, в синтезе с музыкой приобретают новую глубину, они вдруг снова становятся непонятны, но это только усиливает их притягательность. Ты еще и еще раз поражаешься тем словесным формулам, в которые Шекспир заключил человеческую жизнь, и не понимаешь, как ему удалось это сделать: кем надо быть, что нужно пережить, чтобы такое написать. И «Гамлет» Шекспира—Шостаковича — только одна из трактовок. В ней главные слова — заключительные: «Дальше — тишина». В версии Шостаковича музыка — это жизнь, а тишина — это смерть. И звучит музыка, ты заворожен ею, осознавая, что рано или поздно она закончится, так же как и слова в пьесе.

Но накал, эмоциональная наполненность музыки Шостаковича и эмоциональная наполненность текстов Шекспира таковы, что тишина, наступающая за ними и длящаяся какое-то время, пока не прозвучат аплодисменты, завораживает не меньше, чем все то, что происходило до этого момента. Тишина — еще один эмоциональный пик, спрограммированный всеми участниками сценического действия. Путь к ней угадывается еще в самом начале представления, когда Гамлет встречается с призраком. Тишина — это точка, к которой движется он сам, а вместе с ним авторы слов и музыки. Она не менее значима, чем все, что было до того. Тишина уравновешивает музыкальное и драматическое действие — опыт, который позволяет пережить спектакль «Гамлет» в исполнении Евгения Миронова, в котором слова Шекспира звучат рядом с музыкой Шостаковича. И то и другое — в равной степени образной концентрации.

Выступления музыкантов с драматическими артистами — еще одно движение в сторону раздвижения рамок академической музыки, которая продолжает искать формы существования в современном мире. Этот поиск ведет к многообразию. Академические концерты, на которых мы видим на сцене музыкантов, играющих на своих инструментах, подчиняясь движению дирижерской палочки, никуда не денутся, всегда найдутся люди, которым магии одной только музыки будет достаточно. Но рядом всегда будет пролегать путь, на котором музыка может быть усилена магией слова. Человек всегда ищет человека, и в музыке тоже.

В постановке режиссера Марины Брусникиной тексты Уильяма Шекспира драматургически соединены с музыкой Дмитрия Шостаковича

Фото: Алексей Молчановский, пресс-служба РКА

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Им не хватало воздуха на горных перевалах Им не хватало воздуха на горных перевалах

Карабах рискует превратиться в новый рассадник мирового терроризма

Эксперт
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
«Обитель» — долгожданный шедевр отечественной сериальной индустрии «Обитель» — долгожданный шедевр отечественной сериальной индустрии

Сериал по мотивам романа Захара Прилепина стал настоящей творческой удачей

Эксперт
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Темные башни зашатались Темные башни зашатались

Citadel и подобные крупные игроки рынка акцией попали в фокус внимания SEC

Эксперт
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
«Кто тебя победил никто»: история упущенных возможностей «Кто тебя победил никто»: история упущенных возможностей

Фильм Любови Аркус об Алле Демидовой — поток времени сквозь экран

Эксперт
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
«85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer «85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer

Рекрутеры и HR-специалисты — о приёме на работу за один день

VC.RU
Не стать аутсайдером на растущем рынке Не стать аутсайдером на растущем рынке

Как бизнес превращает свои риски в стратегические преимущества?

Монокль
Оклады все ближе к МКАДУ Оклады все ближе к МКАДУ

В России начала сокращаться разница в доходах москвичей и живущих в регионах

Ведомости
Больше никакого мутного налета и жира: как отмыть стеклянные крышки кастрюль и сковород Больше никакого мутного налета и жира: как отмыть стеклянные крышки кастрюль и сковород

Как вернуть былую чистоту и блеск стеклянным крышкам?

ТехИнсайдер
Разгруженные железные дороги Разгруженные железные дороги

С 2022 г. в России начался процесс активного перестроения логистических цепочек

Ведомости
«Надо видеть следующую вершину» «Надо видеть следующую вершину»

Чем схожи покорение горных вершин и ведение бизнеса?

Ведомости
Воротнички по моде Воротнички по моде

Минтруд представил детальный прогноз потребностей экономики в кадрах

Ведомости
Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья

Скрытые от глаз на протяжении столетий средневековые фрески собора в городе Анже

ТехИнсайдер
Многовековые развлечения: 5 лучших настольных игр Древнего мира Многовековые развлечения: 5 лучших настольных игр Древнего мира

Первые настолки появились еще в Древнем мире, а играли в них люди по всему свету

ТехИнсайдер
В здоровых ли вы отношениях? Проверьте по 13 пунктам опросника В здоровых ли вы отношениях? Проверьте по 13 пунктам опросника

Как выглядит союз, к которому стоит стремиться?

Psychologies
«Порез»: как девушки-подростки живут с ментальными расстройствами «Порез»: как девушки-подростки живут с ментальными расстройствами

Отрывок из романа «Порез» о долгом пути к преодолению душевных травм

Forbes
8 главных мифов о зимнем вождении 8 главных мифов о зимнем вождении

Развенчиваем главные заблуждения о вождении зимой

Maxim
Что делать бизнесу с фейками в сети Что делать бизнесу с фейками в сети

Со всеми фейковыми публикациями можно бороться по одной схеме

Inc.
Черный доктор Черный доктор

Как разоблачить обманщика в белом халате?

Лиза
Как и когда люди начали лечить животных: история ветеринарии Как и когда люди начали лечить животных: история ветеринарии

Какими были первые человеческие шаги в ветеринарии

ТехИнсайдер
Big Wine Freaks Big Wine Freaks

Как основатели Big Wine Freaks создали эносистему с крафтовым бизнес-подходом

Собака.ru
Жизнь альфа-самцов бабуинов трудна и коротка Жизнь альфа-самцов бабуинов трудна и коротка

Альфа-самцы бабуинов находятся в постоянном стрессе

ТехИнсайдер
В Испании нашли древнейшее на Пиренейском полуострове изделие из зуба бегемота В Испании нашли древнейшее на Пиренейском полуострове изделие из зуба бегемота

В Испании обнаружили древнейший артефакт, изготовленный из зуба бегемота

N+1
Открыть в приложении