Пьеса «Гамлет» в формате спектакля-концерта в исполнении Евгения Миронова

ЭкспертКультура

«Гамлет» Евгения Миронова и Юрия Башмета

Пьеса «Гамлет» предстала перед зрителями XIV Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи в формате спектакля-концерта в исполнении Евгения Миронова и оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета

Вячеслав Суриков

В «Гамлете» звучит музыка из одноименного фильма 67-го года и из спектакля Николая Акимова 32-го года

Евгений Миронов влезал в шкуру Гамлета как минимум дважды: один раз с помощью немецкого режиссера Питера Штайна, другой раз с помощью канадца Робера Лепажа. Второй сразу угадал пластичную артистическую природу Миронова и вдохновил его сыграть сразу всех персонажей этой пьесы. И в самом деле, Миронов обладает фантастической способностью к перевоплощению, он может вытащить из себя не только любого персонажа, но и любую эпоху. В аскетичной концертной версии Марии Брусникиной он показывает нам, что не прочь еще и еще раз войти в уже привычное пространство Шекспира и еще раз примерить на себя знакомые образы. Прежде всего принца Датского, притягательная сила которого с веками не только не иссякает, но и увеличивается. Его монологи уже давно превратились в магические заклинания, которые не нуждаются в иллюстративном действии: мы и так уже все это давно видели, слов достаточно, все остальное легко воссоздает воображение.

Только музыка здесь как нельзя кстати. Башмет воссоединяет одного гения — Шекспира с другим — Шостаковичем. Башмет, как и Миронов, образец необычайной пластичности, в его случае — музыкальной. Он с легкостью перемещается из одной музыкальной эпохи в другую и так же, как и Миронов, в каждой из них чувствует себя необычайно уверенно. Как идеально настроенный инструмент раскрывает новые возможности музыканта, так и Башмет как исполнитель и дирижер раскрывает еще неизведанную красоту много раз слышанной музыки. Но он черпает эту красоту не из себя, он черпает ее из самой музыки, которая в его руках преображается и приобретает первозданное звучание — без посторонних шумов. В самом его многолетнем и беспрерывном музыкальном путешествии есть и легкость, и гармония. Он словно день за днем возводит храм, у которого нет стен, его пространство состоит из музыки, и с каждым годом это нерукотворное здание становится все выше.

С тех пор как появилась звукозапись, человечество задается вопросом, как должна выглядеть музыка на сцене. До сих пор музыкантам удается убеждать всех в том, что происходящее на сцене, а именно аккуратно одетые люди, почти неподвижно сидящие перед аудиторией концертного зала и в ее присутствии извлекающие звуки из музыкальных инструментов, и есть тот самый перформанс, ради которого все и собрались. Всегда есть музыкант, на котором концентрируется внимание аудитории, — это солист или сам дирижер, которому тоже может быть свойствен артистизм, позволяющий, даже стоя спиной к публике, накрывать ее исходящей от него эмоциональной волной. И дело даже не в том, что публика жаждет не только звуков, но и зрелищ, а в том, что музыка обладает синтетической природой — она способна проникнуть в любые виды искусств и гармонично сосуществовать с каждым из них. И мы привыкли именно к такому существованию музыки — в сочетании еще с чем-нибудь, что бы это ни было.

Накануне выступления Евгения Миронова в сочинском Зимнем театре проходил вечер классической оперы с участием, в том числе, Ильдара Абдразакова — одной из самых ярких оперных звезд своего поколения. Исполнители преподносили слушателям самые изысканные номера из классического оперного репертуара, и публика откликалась так, как будто в момент их пения переживала экстатическое состояние. Это была проверенная временем классика, которая воздействовала на слушателей, словно они слышат ее впервые и удивляются тому, насколько хорошо она звучит. Классическая форма сценического представления оперной музыки, которая может состоять из оркестра и солиста, демонстрировала, что по-прежнему работает, что люди нуждаются в ней так же, как и много десятилетий назад, — ничего не поменялось. И в следующий вечер на авансцену, туда, где до того стояли оперные исполнители, вышел Миронов, одетый подчеркнуто строго, одним своим видом предупреждая зрителей, что в этот вечер не будет никаких сценических эффектов.

Для Евгения Миронова это уже третий опыт исполнения «Гамлета» на сцене: актер работал c режиссерами Петером Штайном и Робером Лепажем

В «Гамлете» Марины Брусникиной звучит музыка Шостаковича, который тоже сделал два подхода к Шекспиру: первый раз по случаю постановки Николая Акимова в Театре имени Вахтангова в начале тридцатых и ровно тридцать пять лет спустя ради фильма Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Музыка Шостаковича беспросветна: как только она начинает звучать, мы оказываемся внутри мрачного готического замка, в котором люди живут только ради того, чтобы однажды умереть. Внутри нет никого, кроме Гамлета, все остальные персонажи существуют только в его воображении. Он ждет встречи со смертью, и в ее ожидании разыгрывает спектакль, не нуждаясь ни в декорациях, ни в эффектных жестах. Только однажды он, словно забываясь, начинает двигаться по сцене и вовлекать в театральное действие сидящих на сцене музыкантов, бросая им реплики, но они, словно отделенные невидимой и непроницаемой стеной, остаются безучастны к его порывам.

Концертные выступления с актерами во всем объеме выступлений Юрия Башмета не выглядят случайными эпизодами. Один только спектакль «Маленький принц», который вместе с оркестром Юрия Башмета играет Константин Хабенский, чего стоит. Но это только одно музыкально-драматическое шоу из целой череды подобного рода экспериментов, в которых художественное слово звучит наравне с музыкой. Если расшифровывать концепцию этих выступлений, то это возвращение слова в музыку, несмотря на то что они никогда не звучат одновременно. Порядок таков: сначала музыка, потом — слово, затем снова музыка. Музыка и тексты перетекают друг в друга. Тексты получают дополнительную энергию, а музыка получает новую оболочку. Через тексты музыка проявляет заключенный в ней смысл, через них она дает хотя бы приблизительный ответ, про что она написана. Это какое-то третье состояние, которого нельзя достичь ни во время драматического спектакля, ни во время академического концерта.

Музыка Шостаковича обволакивает шекспировские монологи, которые Евгений Миронов читает максимально сдержанно, заставляя нас еще и еще раз сосредоточиться на их смысле. На экран транслируется текст в переводе Пастернака и действует гипнотически. Но если музыка и в самом деле становится объяснимой, то тексты, наоборот, в синтезе с музыкой приобретают новую глубину, они вдруг снова становятся непонятны, но это только усиливает их притягательность. Ты еще и еще раз поражаешься тем словесным формулам, в которые Шекспир заключил человеческую жизнь, и не понимаешь, как ему удалось это сделать: кем надо быть, что нужно пережить, чтобы такое написать. И «Гамлет» Шекспира—Шостаковича — только одна из трактовок. В ней главные слова — заключительные: «Дальше — тишина». В версии Шостаковича музыка — это жизнь, а тишина — это смерть. И звучит музыка, ты заворожен ею, осознавая, что рано или поздно она закончится, так же как и слова в пьесе.

Но накал, эмоциональная наполненность музыки Шостаковича и эмоциональная наполненность текстов Шекспира таковы, что тишина, наступающая за ними и длящаяся какое-то время, пока не прозвучат аплодисменты, завораживает не меньше, чем все то, что происходило до этого момента. Тишина — еще один эмоциональный пик, спрограммированный всеми участниками сценического действия. Путь к ней угадывается еще в самом начале представления, когда Гамлет встречается с призраком. Тишина — это точка, к которой движется он сам, а вместе с ним авторы слов и музыки. Она не менее значима, чем все, что было до того. Тишина уравновешивает музыкальное и драматическое действие — опыт, который позволяет пережить спектакль «Гамлет» в исполнении Евгения Миронова, в котором слова Шекспира звучат рядом с музыкой Шостаковича. И то и другое — в равной степени образной концентрации.

Выступления музыкантов с драматическими артистами — еще одно движение в сторону раздвижения рамок академической музыки, которая продолжает искать формы существования в современном мире. Этот поиск ведет к многообразию. Академические концерты, на которых мы видим на сцене музыкантов, играющих на своих инструментах, подчиняясь движению дирижерской палочки, никуда не денутся, всегда найдутся люди, которым магии одной только музыки будет достаточно. Но рядом всегда будет пролегать путь, на котором музыка может быть усилена магией слова. Человек всегда ищет человека, и в музыке тоже.

В постановке режиссера Марины Брусникиной тексты Уильяма Шекспира драматургически соединены с музыкой Дмитрия Шостаковича

Фото: Алексей Молчановский, пресс-служба РКА

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Это первое поколение людей, которое живет в онлайн-формате» «Это первое поколение людей, которое живет в онлайн-формате»

Юлия Трус — о проблемах поиска персонала на удаленке, о «лентяях»

Эксперт
«Просто друг»: почему мы оказываемся во френдзоне и держим в ней воздыхателей? «Просто друг»: почему мы оказываемся во френдзоне и держим в ней воздыхателей?

Как мы попадаем во френдзону и можно ли это изменить?

Psychologies
Временная ипотека навсегда Временная ипотека навсегда

Правительство продлевает программу льготной ипотеки на новостройки еще на год

Эксперт
В Уфе чиновники торжественно открыли светофор. Вспоминаем и другие чудные открытия В Уфе чиновники торжественно открыли светофор. Вспоминаем и другие чудные открытия

Так, чего доброго, до тотальной газификации дойдет!

Maxim
Таша Карлюка: Океаны в трехлитровых банках Таша Карлюка: Океаны в трехлитровых банках

Отрывок из книги прозы Таши Карлюки: рассказы о любви

СНОБ
Теоретики связали движение ядер с когерентностью электронов в молекуле Теоретики связали движение ядер с когерентностью электронов в молекуле

Что происходит с молекулами в аттосекундной абсорбционной спектроскопии

N+1
Что не так с футбольным клубом «Манчестер Юнайтед» Что не так с футбольным клубом «Манчестер Юнайтед»

Как «Манчестер Юнайтед» пришел к оглушительным поражениям

GQ
7 мифов о том, когда рожать первого ребенка 7 мифов о том, когда рожать первого ребенка

Когда нужно рожать ребенка? Сколько для этого нужно зарабатывать?

9 месяцев
«Мы не пытаемся заставить всех голосовать онлайн» «Мы не пытаемся заставить всех голосовать онлайн»

Эксклюзивное интервью заместителя председателя ЦИК РФ Николая Булаева

Эксперт
Чтобы осознать власть кофе, надо от него на время отказаться Чтобы осознать власть кофе, надо от него на время отказаться

Майкл Поллан — о том, как африканское дерево использовало нас для покорения мира

Reminder
Чтение на 15 минут: «Дизайн детства» Чтение на 15 минут: «Дизайн детства»

Отрывок из сборника «Дизайн детства» — о самых важных игрушках XX века

Arzamas
«Белые хакеры» нашли сервис массовой разблокировки iPhone — он собирает пароли и «отвязывает» технику от iCloud «Белые хакеры» нашли сервис массовой разблокировки iPhone — он собирает пароли и «отвязывает» технику от iCloud

Как мошенники взламывают краденные iPhone?

VC.RU
Елена Преснякова: Елена Преснякова:

Елена Преснякова: мы с Петровичем женаты гораздо больше сорока лет

Коллекция. Караван историй
Основатель Legionfarm Алексей Белянкин о Кремниевой долине и звездных инвесторах Основатель Legionfarm Алексей Белянкин о Кремниевой долине и звездных инвесторах

Основатель Legionfarm — о том, как Y Combinator помог компании

Forbes
Профиль: Ирина Винер Усманова — жёсткий к спортсменкам тренер, добившийся главного имени в российской гимнастике Профиль: Ирина Винер Усманова — жёсткий к спортсменкам тренер, добившийся главного имени в российской гимнастике

Оскорбления, дисциплина и контроль «второй мамы» художественных гимнасток

TJ
Звездная «Дюна» Дени Вильнёва: фильм года или провал? Звездная «Дюна» Дени Вильнёва: фильм года или провал?

Одни возносят «Дюну» до небес, другие ругают, называя ее «Ноланом на минималках»

Cosmopolitan
Сиа, Бен Аффлек, Майли Сайрус: кто признал алкоголизм и смог завязать Сиа, Бен Аффлек, Майли Сайрус: кто признал алкоголизм и смог завязать

Кто из знаменитостей отказался от разрушительной привычки

РБК
Своя история Своя история

Респектабельный интерьер в эклектичном стиле

SALON-Interior
Запустить в производство Запустить в производство

Самые интересные объекты для промышленного туризма в стране

National Geographic Traveler
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась»

Романсы, балеты, концерты — самые известные произведения Чайковского

Культура.РФ
Перуанская орхидея инков Перуанская орхидея инков

Перуанская орхидея инков, в сущности, никакая не «инков»

Weekend
LeLu Kids: школьная учительница из Марий Эл придумала бренд детской одежды и заработала на нем миллионы LeLu Kids: школьная учительница из Марий Эл придумала бренд детской одежды и заработала на нем миллионы

Название собственного бренда Елена Лежнева придумала еще в школе

Inc.
Ископаемая птица доказала, что выживают не только сильнейшие, но и самые сексуальные Ископаемая птица доказала, что выживают не только сильнейшие, но и самые сексуальные

Ученые рассказали о необычной окаменелости, найденной в Китае

National Geographic
Страна детства Страна детства

Детская комната – особый мир, где изменяются пространство и время

Лиза
О человеке, о войне и о любви: фильмы и сериалы осени 2021 года О человеке, о войне и о любви: фильмы и сериалы осени 2021 года

Отечественные картины, часть из которых уже оценили на зарубежных смотрах

РБК
Восстающий из пепла: история и современность BMW Восстающий из пепла: история и современность BMW

История автомобильной компании, которая трижды была на грани развала

Вокруг света
Как получить то, чего хочешь от жизни: 15 важных советов Как получить то, чего хочешь от жизни: 15 важных советов

Универсального рецепта счастья, конечно, не существует

Cosmopolitan
Выйти из созависимых отношений: 12 необходимых шагов Выйти из созависимых отношений: 12 необходимых шагов

Программа 12 шагов для зависимых и их родственников

Psychologies
Страдающие от инбридинга какапо избежали ускоренного накопления вредных мутаций Страдающие от инбридинга какапо избежали ускоренного накопления вредных мутаций

Как птицам какопо помог очищающий отбор

N+1
Совсем запутались Совсем запутались

Праймеры, пасты, кремы, пудра – и все это для волос!

Лиза
Открыть в приложении