Разгруженные железные дороги
С 2022 г. в России начался процесс активного перестроения логистических цепочек, в том числе связанных с железнодорожными перевозками. В 2024 г. объем перевозок сократился – на сети РЖД погрузка снизилась на 4,1% и составила 1181,4 млн т. На показатель влияет не только состояние самой железнодорожной, но и ряда крупных отраслей экономики. Возврат к положительной динамике будет возможен при реализации программы расширения железнодорожной инфраструктуры. Способствовать росту также может увеличение погрузки угля и нефтепродуктов.
Без чудес
Прошедший год был високосным. Нет, речь не о суевериях, с этим связанных. Речь о том, что необходимо учитывать при оценке статистики наличие дополнительных суток. Скорее всего, именно этот фактор и заставил Минэкономразвития предполагать небольшой, но все-таки рост погрузки грузов железнодорожным транспортом в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг., опубликованном в сентябре 2024 г. В этом документе говорилось, что погрузка вырастет на 0,3% к уровню 2023 г. до 1239 млн т.
На тот момент такой прогноз вызвал ряд вопросов, так как он несколько противоречил накопленной статистике. Например, по данным Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), за первые шесть месяцев 2024 г. общая погрузка грузов сократилась на 3% относительно того же периода прошлого года и составила 600,3 млн т. По итогам первых трех кварталов, согласно данным СОЖТа, этот показатель снизился на 4% до 889,7 млн т. Статистика, публикуемая непосредственно РЖД, говорила то же самое.
Притом источники отмечали рост промышленного производства (примерно на 4,4% за первые три квартала 2024 г. относительно того же периода 2023 г.), но на погрузке грузов этот рост в полной мере не отражался. И, судя по статистике РЖД, опубликованной по итогам 2024 г., чуда не произошло – снижение продолжилось.
Ипотека и удобрения
В 2024 г., по данным РЖД, погрузка на сети компании составила 1181 млн т. Последний раз нечто подобное наблюдалось в 2009 г., когда грузопотоки сократились под влиянием мирового экономического кризиса.
Резко сократилась в прошлом году перевозка строительных грузов – на 14,5% до 110,9 млн т. По оценке СОЖТа, доля этой категории оказалась на самом низком уровне с 2009 г. В основном снижение объясняется завершением реализации ряда крупных инфраструктурных объектов. Можно было отметить намечающийся кризис в области жилищного строительства (выдача ипотечных кредитов сократилась в 2024 г. на 37%), но его влияние из-за некоторой инерции в отрасли будет ощущаться уже в 2025–2026 гг. Соответственно, объемы погрузки «строительной» категории могут сократиться.