Фармацевтическая компания «Сервье» всегда верила в потенциал российского рынка

ЭкспертБизнес

Фармацевты инвестируют — и выигрывают

Французская фармацевтическая компания «Сервье» (Servier) всегда верила в перспективы и потенциал российского рынка. Это дало ей множество конкурентных преимуществ и позволило выстроить крупный бизнес в России

Завод «Сервье РУС» в Новой Москве

«Сервье» — вторая по величине французская фармацевтическая компания в мире. На сегодняшний день «Сервье» — крупный международный игрок, представленный в 149 странах на пяти континентах. В компании работают 22 тыс. сотрудников, в том числе 1,4 тыс. в России. Общий объем продаж группы «Сервье» в 2018 году составил 4,2 млрд евро.

Первые поставки лекарственных препаратов «Сервье» в нашу страну начались в 1984 году, а в 1992-м, в бурный постперестроечный период, компания открыла представительство в России. Сегодня «Сервье» стабильно входит в десятку крупнейших фармкомпаний в России с продажами 19,7 млрд рублей по итогу 2017—2018 финансового года и при этом демонстрирует существенный рост: так, в прошлом году рост бизнеса российского подразделения составил 7,7%.

«Деятельность компании сконцентрирована на пяти ключевых терапевтических направлениях: сахарный диабет, сердечно-сосудистые, онкологические, иммуновоспалительные и нейродегенеративные заболевания», — отмечает управляющий директор компании «Сервье» в России и странах ЕАЭС Жером Гаве.

Получить московскую прописку

Жером Гаве

Главный документ, определяющий развитие фармацевтической отрасли в России, — государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы («Фарма 2020»). Цель документа — создание в России инновационной фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня. «Фарма 2020» ориентирована на импортозамещение, ее главная задача — максимально заменить зарубежные лекарства российскими.

И это одна из госпрограмм, доказавших свою эффективность. Так, «Фарма 2020» предусматривает, что к 2020 году девять из десяти упаковок жизненно важных лекарств на российском рынке должны быть отечественными. Эта цель уже практически достигнута. За последнее десятилетие в России было построено более 30 фармацевтических заводов, в создание которых инвестировали как российские, так и западные производители. Если говорить о «Сервье», то она одна из первых запустила свой фармацевтический завод еще за год до старта стратегии «Фарма 2020», в 2007 году, и сейчас 96% портфеля лекарственных препаратов компании «Сервье» в России производится по полному циклу на площадке в Новой Москве. На первом этапе «Сервье» инвестировала в локальное производство около 65 млн евро и продолжает активно развиваться, вкладывая в среднем 3–5 млн евро в год. Таким образом, вовремя решившись на инвестиции, компания получила большое стратегическое преимущество.

«Россия является одним из пяти приоритетных рынков для группы “Сервье”. В их числе США, Япония, Китай, Россия и Бразилия», — рассказывает Жером Гаве.

«Столичные власти оказывают предприятию поддержку. Сегодня “Сервье” является промышленным комплексом и получает налоговые льготы от городского правительства. Локализация производств иностранных компаний — важный этап развития столичной экономики», — комментирует руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.

Производственная площадка «Сервье» — фармацевтический завод «Сервье РУС», на котором работают почти 200 сотрудников, — расположена в Новой Москве. «Правительство Москвы предоставляет нам налоговые преференции, которые мы получаем в статусе промышленного комплекса. Мы получили этот статус в 2016 году, и это дает нам серьезное преимущество: наши лекарственные препараты более конкурентоспособны по сравнению с препаратами, произведенными в Европе», — рассказывает Жером Гаве.

«Статус промышленного комплекса могут получить предприятия, которые приносят ощутимую пользу экономике и жителям города. Это позволяет сократить налог на прибыль до 12,5 процента в региональной доле вместо 17 процентов, налог на имущество — в два раза, а земельный налог — в пять раз. Компания также получает льготные ставки арендной платы за землю», — говорит Александр Прохоров.

За счет размещения производства в Москве компания получает не только налоговые или финансовые, но и стратегические преимущества. «Сервье» способствует эффективной реализации «Фармы 2020» за счет локализации собственных продуктов, а также за счет развития контрактного производства. Сегодня крупные фармкомпании, не успевшие построить свои заводы, чтобы оставаться на российском рынке, стремятся размещать производства на отечественных заводах. В этой ситуации «Сервье» предлагает свои производственные мощности другим игрокам. К примеру, в апреле этого года была запущена линия по выпуску инновационного препарата для лечения ВИЧ-инфекции в партнерстве с одной из крупнейших фармкомпаний — британской GSK/ViiV Healthcare.

«Это уже не первая иностранная компания, которая локализует свой бизнес в российской столице. Мы регулярно получаем запросы на размещение их производств на территории города. В частности, благодаря статусу промышленного комплекса, компания “Сервье” получила ряд льгот, что, в свою очередь, позволило ей инвестировать около 130 миллионов рублей в производство нового лекарственного средства», — отмечает заместитель мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.

Особенности экспорта

В настоящее время в отрасли обсуждается новая государственная стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2030 года — «Фарма 2030». Минпромторг планирует, что к 2030 году экспорт российских лекарств должен вырасти в четыре раза, до 3,8 млрд долларов. Внутренний рынок к этому времени должен составить 5 трлн рублей. Новая стратегия — логичное продолжение «Фармы 2020»: теперь главной задачей является технологическое перевооружение производственных мощностей фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня.

Если российские компании предложат доступные дженерики, биоаналоги или оригинальные разработки, их продукция будет востребована системами здравоохранения многих государств. И здесь умение прогнозировать вновь дало «Сервье» преимущество. «Придя в Россию, мы понимали, что крайне важно действовать последовательно и работать на опережение. На текущий момент наша главная задача — расширение портфеля препаратов, производимых в России, и развитие экспорта», — подтверждает Жером Гаве.

Первые экспортные поставки с площадки в России начались еще в 2012 году. «Это был украинский рынок, и в силу обстоятельств мы были вынуждены остановить эти продажи. Сейчас мы экспортируем в Казахстан и Беларусь. По итогам прошлого года мы произвели 36,1 миллиона стандартных упаковок лекарственных препаратов, и из этого объема более пяти процентов ушло на экспорт. У нас амбициозные планы производства на этот год — 41 миллион упаковок, а также расширение объемов экспорта», — рассказывает Жером Гаве.

Российское производство «Сервье» соответствует международным требованиям стандарта надлежащей производственной практики (GMP). «Все наши производственные площадки, как в России, так и в Европе и других странах мира, работают в соответствии с едиными стандартами качества, безопасности и эффективности. Это основа для того, чтобы наладить экспорт в другие страны», — говорит Жером Гаве.

Вопрос экспорта фармпрепаратов в Европу непрост. Это признают даже во французской компании, однако уверены, что все получится. «Через несколько лет мы планируем выйти с экспортом в Европу. Для этого требуется получить европейский GMP-сертификат, который откроет нам возможности поставок. В перспективе российский завод станет большим производственным хабом по экспорту лекарственных препаратов в страны ЕС», — говорит глава российского подразделения «Сервье».

Еще одно ограничение для развития экспорта может быть связано с активно внедряемой сегодня в России системой маркировки лекарственных препаратов. С одной стороны, это мировой тренд, ведь главная задача маркировки — обеспечить прослеживаемость лекарств и защиту пациентов от фальсификата, и многие страны внедряют такую систему. С другой стороны, в России к обычной маркировке было решено добавить криптокод, который содержит большой объем дополнительной информации. «Такие специфические для российского рынка требования, которые в настоящий момент обсуждаются с отечественными производителями, могут в определенной степени осложнить развитие экспорта, — рассказывает Жером Гаве, — поскольку на сегодняшний день у потенциальных странимпортеров не существует аналогичных требований и зачастую возможностей по считыванию этих криптокодов».

Офсетные контракты

Для промышленной политики Москвы фармкомпании являются приоритетом. Одна из причин открытия производства в Москве — объем столичного рынка. Это становится стимулом для инвесторов открывать в Москве новые лекарственные производства через офсетные контракты.

Офсетный контракт — новая форма государственно-частного партнерства в промышленной сфере. Он предполагает гарантированную госзакупку, против инвестиционных обязательств со стороны предприятий по созданию производства. В данном случае — произвоства лекарственных средств на территории Москвы. Офсетный контракт — это, во-первых, импортозамещение в социально значимых сферах, во-вторых — создание рабочих мест, в-третьих — увеличение налогооблагаемой базы и экономия бюджетных средств на закупку. Такие контракты выгодны столичной экономике: город стимулирует создание новых рабочих мест, а потом получает налоги от новых предприятий. Для инвестора офсетный контракт с Москвой — это высокая надежность покупателя, долгосрочная гарантия сбыта локализуемой продукции, а значит, окупаемость инвестиций.

Инвестор-поставщик при заключении офсетного контракта получает земельные участки, пониженные налоги и арендные ставки, субсидирование до половины расходов на подключение к сетям. Сейчас в приоритете, кроме фармы, транспорт и оборудование для коммунальной сферы. Город и в дальнейшем планирует развивать механизм госзакупки в обмен на инвестиции в локализацию производства поставляемых товаров.

«Москва является одним из крупнейших заказчиков фармацевтической продукции в России, а фармацевтика и производство товаров медицинского назначения — приоритетные направления для локализации производства в столице. Столица первой из регионов заключила в 2017 году офсетный контракт с ЗАО “Биокад”, которое выиграло конкурс на право поставлять препараты для лечения онкологических заболеваний. Компания обязалась инвестировать в развитие производства не менее трех миллиардов рублей и за три года построит высокотехнологичный фармацевтический завод полного цикла на территории особой экономической зоны “Технополис Москва” в Зеленограде, а затем семь лет будет поставлять городу 22 препарата, произведенных на этом заводе», — говорит Александр Прохоров.

Предоставлено пресс-службой компании «Сервье»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы были вынуждены принимать болезненные меры» «Мы были вынуждены принимать болезненные меры»

Большое интервью с директором по научной работе Института Гайдара

Эксперт
Алкогений: Бен Аффлек Алкогений: Бен Аффлек

Актерище и режиссерище Бен Аффлек – самый неанонимный алкоголик на свете

Maxim
Какие бывают женщины: типы, черты и характеры (спойлер: целых 18 типажей) Какие бывают женщины: типы, черты и характеры (спойлер: целых 18 типажей)

Главное прекратить думать, что есть типажи плохие, а есть хорошие

Playboy
Почему мы больше не хотим заниматься сексом? Почему мы больше не хотим заниматься сексом?

Исследования по всему миру отмечают снижение интереса к сексу

GQ
«Бабушка не ест в моих ресторанах». Обладатель трех мишленовских звезд Жоан Рока о секретах идеальной еды «Бабушка не ест в моих ресторанах». Обладатель трех мишленовских звезд Жоан Рока о секретах идеальной еды

Жоан Рока — о важности традиций в современной авангардной авторской кухне

Forbes
Знакомство с хакерами Знакомство с хакерами

Как хакеры от взлома телефонов перешли к краже ядерного чемоданчика

Esquire
Место раздора Место раздора

В Грузии очередной всплеск антироссийских настроений

Эксперт
Porsche Macan: средство против скупости Porsche Macan: средство против скупости

Обновленный Porsche Macan вышел на российский рынок

АвтоМир
Жизнь других Жизнь других

Отдых на острове Бали — это море впечатлений

Vogue
Звездный выпускной: худшие и лучшие бьюти-образы знаменитостей Звездный выпускной: худшие и лучшие бьюти-образы знаменитостей

Как выглядели знаменитости в свой «особенный» день

Cosmopolitan
Ольга Копосова: «Я кайфую без мужа» Ольга Копосова: «Я кайфую без мужа»

Звезда сериала «След» о том, как похудела на 12 кг и почему разъехалась с сыном

StarHit
Преступление и наказание. Чем обернется для России дело о сбитом «Боинге» Преступление и наказание. Чем обернется для России дело о сбитом «Боинге»

Добиться признания ответственности России в катастрофе может быть затруднительно

Forbes
Почему важно слушать внутренний голос и идти на поводу у своих эмоций Почему важно слушать внутренний голос и идти на поводу у своих эмоций

Мари Саксон уверена: без эмоций вообще невозможно принимать решения

Psychologies
Что лучше установить в щитке: «дифавтомат» или УЗО? Что лучше установить в щитке: «дифавтомат» или УЗО?

В чем отличия УЗО от дифференциального автовыключателя

CHIP
Море зовет! Море зовет!

Следуем примеру олимпийской чемпионки Татьяны Навки и едем к морю

OK!
«Мы умеем лечить около 300 заболеваний» «Мы умеем лечить около 300 заболеваний»

Каково состояние нашей медицинской генетики и будут ли «редактировать» младенцев

Огонёк
«Я совершил большую ошибку»: рэпер L'One о скандале с Black Star «Я совершил большую ошибку»: рэпер L'One о скандале с Black Star

Рэпер L'One прокомментировал свой уход из лейбла Тимати

Cosmopolitan
«Делай только то, что любишь»: почему этот подход не работает «Делай только то, что любишь»: почему этот подход не работает

Где гарантия, что у нас окажется талант к делу всей жизни

Psychologies
Как искусственный интеллект изменит нашу жизнь? Как искусственный интеллект изменит нашу жизнь?

Разговор о сверхчеловеческой культуре будущего

Playboy
12 фаз профессионального выгорания 12 фаз профессионального выгорания

Как распознать симптомы профессионального выгорания?

Psychologies
Три четверти бизнесменов не успели поставить онлайн-кассы к 1 июля Три четверти бизнесменов не успели поставить онлайн-кассы к 1 июля

Предпринимателям, не успевшим подключить онлайн-кассы, могут грозить штрафы

Forbes
Как правильно бриться классическим станком Как правильно бриться классическим станком

Как больше не страдать от раздражений на коже

GQ
Шанс разбудить провинцию Шанс разбудить провинцию

Важнейший социальный эффект ВСМ гораздо важнее сроков их окупаемости

Эксперт
Обзор смартфона INOI 7i: большой экран недорого Обзор смартфона INOI 7i: большой экран недорого

Тестируем смартфон за 5990 руб. с экраном 6,2 дюйма и отличной батареей

CHIP
Reuters узнал о «тайной сделке» Маттиаса Варнига с «Ренессанс Капиталом» Reuters узнал о «тайной сделке» Маттиаса Варнига с «Ренессанс Капиталом»

Немец Маттиас Варниг стал акционером инвестбанка «Ренессанс Капитал»

Forbes
Facebook запустил собственную криптовалюту Libra Facebook запустил собственную криптовалюту Libra

Пользователи Facebook смогут расплачиваться Libra с 2020 года

Forbes
Обзор смартфона realme 3: кто на новенького? Обзор смартфона realme 3: кто на новенького?

Делимся впечатлениями от одного из первых экземпляров realme 3

CHIP
Как наточить нож Как наточить нож

Кто сказал, что MAXIM избегает поднимать острые темы?

Maxim
«Эволюция должна иметь направленность» «Эволюция должна иметь направленность»

Неожиданный подход к изучению ДНК

Огонёк
6 президентов, снявшихся в рекламе 6 президентов, снявшихся в рекламе

Главный смысл рекламы — не обещать ничего конкретного, но при этом обещать всё

Maxim
Открыть в приложении