Фармацевтическая компания «Сервье» всегда верила в потенциал российского рынка

ЭкспертБизнес

Фармацевты инвестируют — и выигрывают

Французская фармацевтическая компания «Сервье» (Servier) всегда верила в перспективы и потенциал российского рынка. Это дало ей множество конкурентных преимуществ и позволило выстроить крупный бизнес в России

Завод «Сервье РУС» в Новой Москве

«Сервье» — вторая по величине французская фармацевтическая компания в мире. На сегодняшний день «Сервье» — крупный международный игрок, представленный в 149 странах на пяти континентах. В компании работают 22 тыс. сотрудников, в том числе 1,4 тыс. в России. Общий объем продаж группы «Сервье» в 2018 году составил 4,2 млрд евро.

Первые поставки лекарственных препаратов «Сервье» в нашу страну начались в 1984 году, а в 1992-м, в бурный постперестроечный период, компания открыла представительство в России. Сегодня «Сервье» стабильно входит в десятку крупнейших фармкомпаний в России с продажами 19,7 млрд рублей по итогу 2017—2018 финансового года и при этом демонстрирует существенный рост: так, в прошлом году рост бизнеса российского подразделения составил 7,7%.

«Деятельность компании сконцентрирована на пяти ключевых терапевтических направлениях: сахарный диабет, сердечно-сосудистые, онкологические, иммуновоспалительные и нейродегенеративные заболевания», — отмечает управляющий директор компании «Сервье» в России и странах ЕАЭС Жером Гаве.

Получить московскую прописку

Жером Гаве

Главный документ, определяющий развитие фармацевтической отрасли в России, — государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы («Фарма 2020»). Цель документа — создание в России инновационной фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня. «Фарма 2020» ориентирована на импортозамещение, ее главная задача — максимально заменить зарубежные лекарства российскими.

И это одна из госпрограмм, доказавших свою эффективность. Так, «Фарма 2020» предусматривает, что к 2020 году девять из десяти упаковок жизненно важных лекарств на российском рынке должны быть отечественными. Эта цель уже практически достигнута. За последнее десятилетие в России было построено более 30 фармацевтических заводов, в создание которых инвестировали как российские, так и западные производители. Если говорить о «Сервье», то она одна из первых запустила свой фармацевтический завод еще за год до старта стратегии «Фарма 2020», в 2007 году, и сейчас 96% портфеля лекарственных препаратов компании «Сервье» в России производится по полному циклу на площадке в Новой Москве. На первом этапе «Сервье» инвестировала в локальное производство около 65 млн евро и продолжает активно развиваться, вкладывая в среднем 3–5 млн евро в год. Таким образом, вовремя решившись на инвестиции, компания получила большое стратегическое преимущество.

«Россия является одним из пяти приоритетных рынков для группы “Сервье”. В их числе США, Япония, Китай, Россия и Бразилия», — рассказывает Жером Гаве.

«Столичные власти оказывают предприятию поддержку. Сегодня “Сервье” является промышленным комплексом и получает налоговые льготы от городского правительства. Локализация производств иностранных компаний — важный этап развития столичной экономики», — комментирует руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.

Производственная площадка «Сервье» — фармацевтический завод «Сервье РУС», на котором работают почти 200 сотрудников, — расположена в Новой Москве. «Правительство Москвы предоставляет нам налоговые преференции, которые мы получаем в статусе промышленного комплекса. Мы получили этот статус в 2016 году, и это дает нам серьезное преимущество: наши лекарственные препараты более конкурентоспособны по сравнению с препаратами, произведенными в Европе», — рассказывает Жером Гаве.

«Статус промышленного комплекса могут получить предприятия, которые приносят ощутимую пользу экономике и жителям города. Это позволяет сократить налог на прибыль до 12,5 процента в региональной доле вместо 17 процентов, налог на имущество — в два раза, а земельный налог — в пять раз. Компания также получает льготные ставки арендной платы за землю», — говорит Александр Прохоров.

За счет размещения производства в Москве компания получает не только налоговые или финансовые, но и стратегические преимущества. «Сервье» способствует эффективной реализации «Фармы 2020» за счет локализации собственных продуктов, а также за счет развития контрактного производства. Сегодня крупные фармкомпании, не успевшие построить свои заводы, чтобы оставаться на российском рынке, стремятся размещать производства на отечественных заводах. В этой ситуации «Сервье» предлагает свои производственные мощности другим игрокам. К примеру, в апреле этого года была запущена линия по выпуску инновационного препарата для лечения ВИЧ-инфекции в партнерстве с одной из крупнейших фармкомпаний — британской GSK/ViiV Healthcare.

«Это уже не первая иностранная компания, которая локализует свой бизнес в российской столице. Мы регулярно получаем запросы на размещение их производств на территории города. В частности, благодаря статусу промышленного комплекса, компания “Сервье” получила ряд льгот, что, в свою очередь, позволило ей инвестировать около 130 миллионов рублей в производство нового лекарственного средства», — отмечает заместитель мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.

Особенности экспорта

В настоящее время в отрасли обсуждается новая государственная стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2030 года — «Фарма 2030». Минпромторг планирует, что к 2030 году экспорт российских лекарств должен вырасти в четыре раза, до 3,8 млрд долларов. Внутренний рынок к этому времени должен составить 5 трлн рублей. Новая стратегия — логичное продолжение «Фармы 2020»: теперь главной задачей является технологическое перевооружение производственных мощностей фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня.

Если российские компании предложат доступные дженерики, биоаналоги или оригинальные разработки, их продукция будет востребована системами здравоохранения многих государств. И здесь умение прогнозировать вновь дало «Сервье» преимущество. «Придя в Россию, мы понимали, что крайне важно действовать последовательно и работать на опережение. На текущий момент наша главная задача — расширение портфеля препаратов, производимых в России, и развитие экспорта», — подтверждает Жером Гаве.

Первые экспортные поставки с площадки в России начались еще в 2012 году. «Это был украинский рынок, и в силу обстоятельств мы были вынуждены остановить эти продажи. Сейчас мы экспортируем в Казахстан и Беларусь. По итогам прошлого года мы произвели 36,1 миллиона стандартных упаковок лекарственных препаратов, и из этого объема более пяти процентов ушло на экспорт. У нас амбициозные планы производства на этот год — 41 миллион упаковок, а также расширение объемов экспорта», — рассказывает Жером Гаве.

Российское производство «Сервье» соответствует международным требованиям стандарта надлежащей производственной практики (GMP). «Все наши производственные площадки, как в России, так и в Европе и других странах мира, работают в соответствии с едиными стандартами качества, безопасности и эффективности. Это основа для того, чтобы наладить экспорт в другие страны», — говорит Жером Гаве.

Вопрос экспорта фармпрепаратов в Европу непрост. Это признают даже во французской компании, однако уверены, что все получится. «Через несколько лет мы планируем выйти с экспортом в Европу. Для этого требуется получить европейский GMP-сертификат, который откроет нам возможности поставок. В перспективе российский завод станет большим производственным хабом по экспорту лекарственных препаратов в страны ЕС», — говорит глава российского подразделения «Сервье».

Еще одно ограничение для развития экспорта может быть связано с активно внедряемой сегодня в России системой маркировки лекарственных препаратов. С одной стороны, это мировой тренд, ведь главная задача маркировки — обеспечить прослеживаемость лекарств и защиту пациентов от фальсификата, и многие страны внедряют такую систему. С другой стороны, в России к обычной маркировке было решено добавить криптокод, который содержит большой объем дополнительной информации. «Такие специфические для российского рынка требования, которые в настоящий момент обсуждаются с отечественными производителями, могут в определенной степени осложнить развитие экспорта, — рассказывает Жером Гаве, — поскольку на сегодняшний день у потенциальных странимпортеров не существует аналогичных требований и зачастую возможностей по считыванию этих криптокодов».

Офсетные контракты

Для промышленной политики Москвы фармкомпании являются приоритетом. Одна из причин открытия производства в Москве — объем столичного рынка. Это становится стимулом для инвесторов открывать в Москве новые лекарственные производства через офсетные контракты.

Офсетный контракт — новая форма государственно-частного партнерства в промышленной сфере. Он предполагает гарантированную госзакупку, против инвестиционных обязательств со стороны предприятий по созданию производства. В данном случае — произвоства лекарственных средств на территории Москвы. Офсетный контракт — это, во-первых, импортозамещение в социально значимых сферах, во-вторых — создание рабочих мест, в-третьих — увеличение налогооблагаемой базы и экономия бюджетных средств на закупку. Такие контракты выгодны столичной экономике: город стимулирует создание новых рабочих мест, а потом получает налоги от новых предприятий. Для инвестора офсетный контракт с Москвой — это высокая надежность покупателя, долгосрочная гарантия сбыта локализуемой продукции, а значит, окупаемость инвестиций.

Инвестор-поставщик при заключении офсетного контракта получает земельные участки, пониженные налоги и арендные ставки, субсидирование до половины расходов на подключение к сетям. Сейчас в приоритете, кроме фармы, транспорт и оборудование для коммунальной сферы. Город и в дальнейшем планирует развивать механизм госзакупки в обмен на инвестиции в локализацию производства поставляемых товаров.

«Москва является одним из крупнейших заказчиков фармацевтической продукции в России, а фармацевтика и производство товаров медицинского назначения — приоритетные направления для локализации производства в столице. Столица первой из регионов заключила в 2017 году офсетный контракт с ЗАО “Биокад”, которое выиграло конкурс на право поставлять препараты для лечения онкологических заболеваний. Компания обязалась инвестировать в развитие производства не менее трех миллиардов рублей и за три года построит высокотехнологичный фармацевтический завод полного цикла на территории особой экономической зоны “Технополис Москва” в Зеленограде, а затем семь лет будет поставлять городу 22 препарата, произведенных на этом заводе», — говорит Александр Прохоров.

Предоставлено пресс-службой компании «Сервье»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Диктатура счастья Диктатура счастья

Дания из года в год занимает верхние строчки рейтинга самых счастливых в мире

Вокруг света
Семейный капитал Семейный капитал

С ростом доходов и числа наследников встает вопрос расширения жилой площади

АвтоМир
Тест игровой гарнитуры Omen Mindframe: климат-контроль для ваших ушей Тест игровой гарнитуры Omen Mindframe: климат-контроль для ваших ушей

В пылу игровых баталий раскаляются и ваши уши

CHIP
Вау-кубик: больше, чем игрушка Вау-кубик: больше, чем игрушка

Техническая сторона проекта WOWCube

Популярная механика
Faces&Laces 2019: 10 причин посетить выставку в этом году Faces&Laces 2019: 10 причин посетить выставку в этом году

8 и 9 июня пройдет тринадцатая выставка Faces&Laces

Cosmopolitan
Серьезные игры Серьезные игры

Лидерами рейтинга франшиз стали обучающие и развивающие проекты

Forbes
Это несерьезно! Это несерьезно!

Что делать, если твой вчерашний школьник живет не так, как ты считаешь нужным

Лиза
Как профессия муравьёв влияет на их обучаемость Как профессия муравьёв влияет на их обучаемость

Эксперимент учёных выявил связь между профессиями муравьёв и их обучаемостью

Популярная механика
Министерский удел Министерский удел

Семья Александра Ткачева собрала самый дорогой земельный банк в стране

Forbes
Пространственный контакт и порядок в ядре глазами «биолога-ядерщика» Пространственный контакт и порядок в ядре глазами «биолога-ядерщика»

Ультрамикроскопическая жизнь генома

Наука и жизнь
Автопортрет Автопортрет

i30 N разработан в Южной Корее, и буква N в названии авто символизирует шикану

Playboy
5 неправильных поводов вернуться к бывшим 5 неправильных поводов вернуться к бывшим

Почему мы снова оказываемся в отношениях, если уже решили, что они не подходят?

Psychologies
Компании Алекперова и Абрамовича оказались среди самых привлекательных для акционеров Компании Алекперова и Абрамовича оказались среди самых привлекательных для акционеров

Сразу семь российских компаний оказались в числе мировых лидеров

Forbes
«Опережение и есть монополия» «Опережение и есть монополия»

Есть ли у России шанс стать лидером в сфере искусственного интеллекта

Огонёк
Антенна для цифрового ТВ: активная или пассивная? Антенна для цифрового ТВ: активная или пассивная?

Два типа ТВ-антенн: активный и пассивный. Как они работают

CHIP
Варвара Визбор: «Вдохновением может быть вкусная еда» Варвара Визбор: «Вдохновением может быть вкусная еда»

Варвара Визбор – о рэпе, совместной работе с L'One и новом альбоме

GQ
Театр: Елизавета Боярская Театр: Елизавета Боярская

Звезда МДТ показала в Малом зале Филармонии мультимедийный спектакль «1926»

Собака.ru
Музыка нас связала Музыка нас связала

Патрик Реймон из Atelier Oï рассказал, почему он выбрал карьеру дизайнера

AD
Лучшие летние веранды Петербурга. Гид «РБК Стиль» Лучшие летние веранды Петербурга. Гид «РБК Стиль»

По-настоящему классные веранды в городе — не слишком тиражируемый жанр

РБК
10 главных причесок июня 10 главных причесок июня

Отращивать усы или нет – решать вам, а с гелем для волос пора бы распрощаться

GQ
Pharaoh Pharaoh

Фараон – главный рулевой рэп-сцены

Esquire
Сила цвета Сила цвета

Дизайнер Рошин Лафферти оформила дом в Ирландии

AD
Никто не похвалит вас за то, что вы стали лучше Никто не похвалит вас за то, что вы стали лучше

Работая над собой, мы хотим, чтобы окружающие заметили перемены в нас

Psychologies
Глоток еды Глоток еды

Вода — это отлично, но влага может также поступать в организм и из пищи

Yoga Journal
Как видят мир пилоты и что такое современный театр. Книжные новинки Как видят мир пилоты и что такое современный театр. Книжные новинки

Земля из кабины пилота, болиды «Формулы-1» и немного о театре

Forbes
Что женщины говорят о своем партнере во время терапии Что женщины говорят о своем партнере во время терапии

Самые частые проблемы женщин в отношениях с партнерами

Psychologies
«Мой отец — социопат» «Мой отец — социопат»

Трудно, если родной отец, который должен защищать и заботиться, — социопат

Psychologies
Готовы донашивать вещи за Дэвидом Бекхэмом? Готовы донашивать вещи за Дэвидом Бекхэмом?

Уверены, это неплохая причина купить себе винтажное джерси

GQ
«Пока только ультиматумы» «Пока только ультиматумы»

Что ожидать от приближающегося саммита G20

Огонёк
Пирамида Солнца. Как бывший автомеханик создал аферу, жертвой которой стал холдинг Баффета Пирамида Солнца. Как бывший автомеханик создал аферу, жертвой которой стал холдинг Баффета

Бывший автомеханик втянул инвесторов в пирамиду

Forbes
Открыть в приложении