Музыка нас связала
Патрик Реймон из Atelier Oï рассказал Ольге Сорокиной, почему он выбрал карьеру дизайнера, а не музыканта и что между этими профессиями общего.
В юности Патрик мечтал стать музыкантом и до сих пор в свободное время играет джаз. У его нынешнего напарника Армана Луи тоже была группа, а еще небольшая собственная мастерская, которая и изменила ход вещей. “Мы с Арманом были соседями. Он изучал кораблестроение и уже в 1987 году открыл мастерскую, где собирался делать мебель по судостроительным технологиям. А с Аурелем Аэби я познакомился в Университете искусства и дизайна в Лозанне. И однажды мы подумали, что было бы неплохо объединиться с Арманом”, — рассказывает Патрик. Первый совместный проект молодого трио — кровать, сделанная для участия в конкурсе, — даже был запущен в производство швейцарской компанией CaHaDesign. О собственном бюро друзья задумались после того, как для реализации второго конкурсного проекта у них запросили официальное название. Так в 1991 году в швейцарском городке Ла-Нёввиль с населением всего четыре тысячи человек появилась студия Atelier Oï. “Это, конечно, не лучшее место для старта, мы находились вдали от всего, — продолжает Патрик. — Но у нас была мастерская, мы начинали не с нуля. И до сих пор базируемся в Ла-Нёввиле”.
Во всех интервью швейцарцы говорят, что Oï в их названии — это фрагмент русского слова “тройка”, но никакой связи с Россией у них нет. Они лишь хотели отметить, что работают втроем и считают это число участников самым удачным. “Когда играешь джаз, для того чтобы получалось здорово, надо прислушиваться к тому, что исполняет твой сосед, и иногда полезно вовремя замолчать и позволить ему исполнить соло. В нашей работе все то же самое: в каждом проекте есть лидер, а в спорах всегда один голос будет решающим”, — объясняет Патрик. Сейчас в бюро около тридцати человек (“Очень большая тройка”, — смеется он), и многие работают с момента основания.
Свой подход к дизайну Atelier Oï называют storytexture. Этот термин образован от двух слов — “история” и “текстура”. Прежде чем приступить к проектированию, Аурель, Арман и Патрик изучают материал и его свойства, смотрят, какую естественную форму он может принять. Все свои открытия они заносят в специальный архив. “Дизайн — это самовыражение материала, мы ему подчиняемся, а эскизы делаем для закрепления полученных знаний”, — говорит Патрик. К примеру, светильники Spiral для коллекции Objets Nomades бренда Louis Vuitton сделаны из полосок кожи. Свободно висящие кожаные ленты обычно всегда закручиваются в спираль — это свойство и использовали дизайнеры. Часто, когда у них готов прототип, они начинают экспериментировать с масштабом, и, к примеру, светильник может стать отправной точкой для интерьера шоурума, архитектуры или сценографии выставок, которые, кстати, Atelier Oï разрабатывают довольно часто. “Мы строим декорации из своих собственных объектов. Для нас это возможность в реальной жизни и увидеть, что мы придумали, и лишний раз показать свои работы”, — говорит Патрик.
В прошлом году в Цюрихе прошла ретроспективная выставка Atelier Oï, которым уже исполнилось двадцать восемь лет. Там была наглядно продемонстрирована эволюция дизайна, стиля и связь материалов, форм и всех реализованных проектов студии. Тогда же вышла книга Atelier Oï How Life Unfolds. В ней собраны интервью, эссе и впечатления журналистов, дизайнеров и друзей швейцарского трио об их работе. “Нам бы хотелось, чтобы наши объекты вызывали эмоции, — объясняет Патрик. — Никто не творит в одиночку, даже если так думает. Всех вдохновляют люди, сделавшие что-то до них. А наша задача — вдохновить следующее поколение. Все в этой жизни взаимосвязано”.
Портрет: Yoshiaki_Tsutsui / архив пресс-службы Atelier Oï. Фото: Laila_Pozzo_for_Doppia_Firma–MFCC_FCMA_Living / архив пресс-службы Atelier Oï; Louis Vuitton Malletier — Benoit Pailley / архив пресс-службы; Girsberger-Holding‑AG / архив пресс-службы Atelier Oï; Yves André / архив пресс-службы Atelier Oï; Federico Villa / архив пресс-службы Atelier Oï; Andrea Ferrari / архив пресс-службы; архив пресс‑службы