Театр: Елизавета Боярская
Звезда МДТ показала в Малом зале Филармонии мультимедийный спектакль «1926» по переписке поэтов Марины Цветаевой и Бориса Пастернака, создав вместе с актером МХТ Анатолием Белым сценическую интерпретацию одного из величайших платонических романов XX века.
Сюжет спектакля «1926» — многолетняя переписка двух поэтов, которые однажды наконец встретились и были слегка разочарованы. Сегодня мы все можем легко себе представить, что такое переписываться и не встречаться, потому что заводим десятки виртуальных друзей в социальных сетях.
Да, теперь не нужно ждать месяцами, пока письмо прилетит с голубем или почтовой тройкой. В этом смысле мы чувствуем себя более раскрепощенными: не нужно смотреть друг другу в глаза, стесняться, прятаться, подбирать слова, нервничать, кусать губы. Есть время подумать, почувствовать себя более уверенно в эпистолярном жанре. Думаю, у Цветаевой и Пастернака было что-то похожее на это. Другой вопрос, что каждое письмо для них было долгожданным. Марина Ивановна писала нередко даже черновики писем. В письмах у них было все: любовь, ненависть, обманы, отчаяние, взаимопомощь, ревность, флирт — в переписке они прожили полноценный роман. Встретившись в жизни, не могли связать двух слов — мы завершаем этим эпизодом спектакль. Они увидели друг друга в 1935 году на антифашистской конференции в защиту литературы в Париже, и, по словам Цветаевой, вместо встречи вышла «невстреча». «Не люблю встреч в жизни. Сшибаются лбом, да и не суждено, чтоб сильный с сильным». Она прекрасно понимала бессмысленность этой попытки поговорить. Сегодня в сравнении с тем временем все выглядит более прозаично. Как это называют — кладбище страничек «Фейсбука (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» или «Контакта», когда люди уходят, а страничка остается. Мертвая ячейка, которую можно удалить. Но все это неизбежно, время идет.
А что вас зацепило в проекте «1926» в тот момент, когда вам предложили принять в нем участие?
Имя Марины Цветаевой — загадочное, объемное, противоречивое. Есть люди талантливые, есть одаренные, а есть, как у Пушкина в «Пророке», те, к которым длань Божья протянута и которые выбраны как проводники между Богом и людьми. Цветаева была именно такой. Мне кажется, что бремя этого высокого дара сделало ее судьбу такой непростой. Борис Пастернак тоже был избранным, но в бытовой жизни он существовал более органично. Марина же тяготилась бытом, семьей. Когда мы работали над спектаклем, количество наследников — правообладателей Пастернака оказалось не