Экзамен провален

Меры по регулированию цен на топливо в любом случае придется как-то менять

ЭкспертОбщество

Экзамен провален

Предложенные правительством меры по регулированию цен на топливо не способны сбалансировать внутренний рынок в долгосрочной перспективе, а потому их в любом случае придется как-то менять. 

Сергей Кудияров

В целом ряде регионов России снова резко выросли цены на моторное топливо. Среди «счастливчиков» Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области, Забайкальский, Алтайский и Красноярский края, а также Тува. В отдельных случаях рост цен на бензин в рознице достигал трех-четырех рублей на литр.

И, что самое интересное, все это происходило на фоне еще действующего соглашения между правительством и нефтяниками. Напомним, что после резкого роста цен на АЗС весной прошлого года российские власти достигли с крупнейшими нефтяными компаниями страны договоренности о фактическом замораживании цен — их можно было повышать лишь в пределах инфляции (см. «Бензин не роскошь», «Эксперт» № 24 за 2018 год). А в марте этого года сделку пролонгировали еще на один квартал — до 1 июля. Взамен нефтяникам пообещали предоставить компенсации в виде налоговых послаблений (снижения акциза) и так называемой демпфирующей надбавки.

Однако, как сообщает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), фактически нефтяники свою часть соглашения не выполнили. Вопреки договоренностям они не увеличили поставки топлива на внутренний рынок и подняли оптовые цены на бензин и дизельное топливо чуть ли не на 20%. Что естественным образом оказывает давление и на розницу. Но это еще не всё. Неожиданно для всех выяснилось, что проблемы есть не только с бензином и дизельным топливом. Цены на авиационный керосин (не охваченный прошлогодним договором) выросли на целых 30%. И, как следствие, потянули вверх стоимость авиабилетов — они подскочили в цене примерно на 15%. Это привело к тому, что в ситуацию пришлось вмешаться лично Владимиру Путину, который поручил правительству подготовить соответствующее соглашение и по авиакеросину.

Таким образом, можно сделать вывод, что предусмотренные предыдущим соглашением между правительством и нефтяниками меры по сдерживанию роста цен на топливо оказались неэффективными.

Главное — маневры

А началось все с так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли. Его суть в том, что экспортные пошлины на нефть снижались (в целевом варианте — до нулевой отметки), а ставки НДПИ, напротив, росли. Изменения предполагалось проводить постепенно, чтобы дать возможность адаптироваться как производителям нефти, так и бюджету, не создавая дополнительных проблем для внутреннего рынка нефтепродуктов. Целью маневра называлось пополнение госбюджета (дополнительные налоговые отчисления, по оценке Минфина, могли составить до 1,6 трлн рублей). Более того, чиновники экономического блока утверждали, что маневр несет благо и самой нефтяной отрасли.

Как говорил в прошлом году замминистра финансов Илья Трунин, его ведомство выступает за комплексную реформу, предполагающую отказ от экспортных пошлин, так как их существование «дает неправильные стимулы развитию нефтепереработки» и «там есть масса негативных эффектов».

Может быть, так и оно было, по первоначальной задумке. Однако реализовать эти замыслы в полной мере не удалось.

По словам эксперта Thomson Reuters Максима Назарова, условия для топливного кризиса, накрывшего страну в прошлом году и в вялотекущей форме продолжающегося и поныне, были заложены еще два-три года назад. Вместо регрессивной шкалы, изначально предусмотренной налоговым маневром, происходило неоднократное изменение акцизов в сторону повышения. «Минфин увидел высокую премиальность внутреннего рынка топлива, который сохранил прежние цены после падения мировых котировок, и решил отобрать сверхдоходы у вертикально интегрированных нефтяных компаний.

Там посчитали, что повышение акциза останется незаметным — оно сократит премиальность для ВИНК, но не вызовет роста цен на внутреннем рынке. Сначала все так и было, но при восстановлении мировых цен на нефть огромный акциз оказался бомбой замедленного действия, которая в итоге и сработала», — резюмирует г-н Назаров.

По факту выходило, что реализация налогового маневра вела к росту цен на топливо по меньшей мере в полтора раза к 2024 году.

Но в ноябре прошлого года, после резкого подорожания бензина и дизельного топлива, правительство договорилось с нефтяниками о замораживании розничных цен. Параллельно был запущен демпфирующий механизм, который должен возместить компаниям часть разницы (60%) между высокими экспортными ценами и условной внутренней ценой на топливо.

«Еще до конца прошлого года было понятно, что механизм расчета демпфирующей надбавки очень сложен. Там слишком много различных компонентов. Из этого следовало, что после запуска механизма его придется отлаживать. То есть компании будут оценивать, хватает ли им денег от государства, чтобы покрывать убытки от сдерживания цен на внутреннем рынке. И далее — шлифовка и настройка механизма расчета демпфирующей надбавки. Однако в начале года правительство увлеклось ручным управлением отраслью и не пошло на донастройку механизма демпфера. При этом соглашение с нефтяниками о сдерживании цен сохранилось. И оказалось, что нефтяники генерируют убытки, а правительство, со своей стороны, увеличивать им выплаты не хочет. В результате мы увидели, по сути, ультиматум со стороны компаний: либо правительство увеличивает им выплаты по демпферу, либо они просто не будут продавать достаточный объем нефтепродуктов на внутреннем рынке, что приведет к дефициту и росту цен», — рассказывает ведущий аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при правительстве России

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мелодия угля: марш или реквием? Мелодия угля: марш или реквием?

Угольная отрасль российского ТЭКа вступает в полосу турбулентности

Эксперт, сентябрь'19
«Мы мобилизовали все свои резервы» «Мы мобилизовали все свои резервы»

О мобилизации ресурсов ОАК Ильюшин рассказывает Юрий Грудинин - новый директор

Эксперт, ноябрь'19
Султан подавился «хромой уткой» Султан подавился «хромой уткой»

Реджепу Эрдогану грозит политическое банкротство

Эксперт, июль'19
Назревшая демобилизация. Какова цена жизни в «осажденной крепости» Назревшая демобилизация. Какова цена жизни в «осажденной крепости»

Работает ли мобилизационная экономика и модернизированный Госплан?

СНОБ, ноябрь'19
Б-Г простит Б-Г простит

Почему Борис Гребенщиков никогда не хотел быть большой звездой

Esquire, июль'19
Экспаты из России — о жизни и работе в Нью-Йорке Экспаты из России — о жизни и работе в Нью-Йорке

Экспаты из России делятся лайфхаками о переезде в Нью-Йорк

РБК, ноябрь'19
Советы да любовь Советы да любовь

Как разведчик сделал головокружительную карьеру и пожертвовал ей ради женщины

Esquire, ноябрь'19
Неронные связи: 7 мифов о римском императоре Неронные связи: 7 мифов о римском императоре

Правда и мифы о римском императоре Нероне

Вокруг света, ноябрь'19
Защита Бурунова Защита Бурунова

Сергей Бурунов на примерах показал, как труден бывает путь к славе

Esquire, ноябрь'19
«Большие деньги сейчас сюда не ходят»: Игорь Рябенький о молодых бизнесменах и будущих проблемах «Большие деньги сейчас сюда не ходят»: Игорь Рябенький о молодых бизнесменах и будущих проблемах

Игорь Рябенький рассказал, как молодым бизнесменам привлечь у него деньги

Forbes, ноябрь'19
Генераторы ритма и размеры животных Генераторы ритма и размеры животных

Периодические движения у животных: что это?

Наука и жизнь, ноябрь'19
Муза Муза

Царевна новой русской кухни

Собака.ru, ноябрь'19
Грани женственности: как и чем мы отпугиваем мужчин? Грани женственности: как и чем мы отпугиваем мужчин?

Как найти истинную женственность и уверенность в себе вместо их имитации

Psychologies, ноябрь'19
«Потоки» не слились в панацею «Потоки» не слились в панацею

Экономисты сочли невозможным отказ от газового транзита через Украину

РБК, ноябрь'19
Профессии будущего: чему стоит учиться уже сегодня Профессии будущего: чему стоит учиться уже сегодня

Какие профессии могут появиться в ближайшие полвека

РБК, ноябрь'19
GAC GS8. Хороший автомобиль, но не для бездорожья GAC GS8. Хороший автомобиль, но не для бездорожья

Минивэн в форме кроссовера – новый модный мировой тренд для больших семей

4x4 Club, ноябрь'19
Оружие, в которое можно влюбиться: пистолет Лебедева Оружие, в которое можно влюбиться: пистолет Лебедева

Новинка концерна «Калашников» – пистолет Лебедева ПЛ-15

Популярная механика, ноябрь'19
Любопытной Варваре... Любопытной Варваре...

Пора научиться отвечать на бестактные вопросы

StarHit, ноябрь'19
Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire, ноябрь'19
Как поверить, что вы хороший человек Как поверить, что вы хороший человек

Каждый должен заглянуть в себя и увидеть свет, который может изменить мир

Psychologies, ноябрь'19
«У Микеланджело те же недостатки, что и у меня» «У Микеланджело те же недостатки, что и у меня»

Режиссер Андрей Кончаловский — о своем новом фильме «Грех»

Огонёк, ноябрь'19
Рабство, богатство и неудачные браки: как сложилась жизнь сиамских близнецов Рабство, богатство и неудачные браки: как сложилась жизнь сиамских близнецов

Сиамские близнецы Дейзи и Вайолет родились в начале XX века в Великобритании

Cosmopolitan, ноябрь'19
Внутренний враг: признаки того, что вам надо срочно разобраться со стрессом Внутренний враг: признаки того, что вам надо срочно разобраться со стрессом

Отрывок из книги Эмили Нагоски «Выгорание. Новый подход к избавлению от стресса»

Forbes, ноябрь'19
Глен Баллис: «Я возвращаюсь в Москву за куриным супом» Глен Баллис: «Я возвращаюсь в Москву за куриным супом»

Бренд-шеф Глен Баллис о своем характере, московском супе и китайских димсамах

GQ, ноябрь'19
Почему все время хочется спать? Причины и лучшие способы решить проблему Почему все время хочется спать? Причины и лучшие способы решить проблему

Почему мужчине постоянно хочется спать и способы решения этой проблемы

Playboy, ноябрь'19
Невестины слезы Невестины слезы

Новобрачная Дженнифер Лоуренс нашла повод для расстройства перед свадьбой

StarHit, ноябрь'19
Александр Мальцев Александр Мальцев

Первый мужчина России в синхронном плавании

Собака.ru, ноябрь'19
Land Rover Defender. Несущий против рамы Land Rover Defender. Несущий против рамы

Споры на тему, что предпочтительнее для внедорожника, продолжаются

4x4 Club, ноябрь'19
Головное предприятие Головное предприятие

Лондонский Lock & Co. Hatters — старейший шляпный магазин в мире

Вокруг света, ноябрь'19
Вера & Эдгардо Вера & Эдгардо

Коварный ELLE заставил Веру и Эдгардо станцевать фламенко

Elle, ноябрь'19