Другая мобильность. И это не бла-бла

Сжатие автомобильных рынков — признак фундаментальной трансформации отрасли

ЭкспертАвто

Другая мобильность. И это не бла-бла

Сжатие автомобильных рынков по всему миру — признак начала фундаментальной трансформации отрасли. Новые вызовы — экологический прессинг, бум электрокаров, развитие беспилотного транспорта и «шеринговой» мобильности — в полный рост встают и в России

Алексей Грамматчиков

Ранним сентябрьским утром группа одетых в маски людей с кувалдами и ломами в руках приблизилась к автомобильной стоянке близ немецкого города Висбаден. Здесь они начали крушить предназначенные для отправки на Франкфуртский автосалон 40 новеньких автомобилей марок Jaguar, Land Rover и Aston Martin, в считаные минуты превратив сверкающие премиальные седаны в груду металлолома. Участники акции причисляют себя к членам «зеленой» группы Rocks in the Gearbox («Камни в коробке передач») — так они выразили протест против проведения крупнейшей европейской автомобильной выставки. «Франкфуртский автосалон — это шоу, которое пропагандирует устаревшую и убивающую климат транспортную систему, — говорится в распространенном группой манифесте. — Мы собираемся обличить это мероприятие. На самом деле это погоня за прибылью за счет эксплуатации бедных и будущих поколений».

Современная автомобильная промышленность сегодня находится под беспрецедентным давлением, и не только со стороны экологических движений. Ряд факторов сейчас бьет по мировой автомобильной отрасли посильнее кувалд «зеленых» активистов.

Съехали в кювет

Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам сентября российский автомобильный рынок продолжил падение: в первый месяц осени продажи новых легковых машин, с учетом легких коммерческих автомобилей, снизились на 0,2% по сравнению с сентябрем 2018-го. Рынок отстает от прошлогодних показателей уже шестой месяц подряд (см. график 1). В общей сложности за первые девять месяцев года продажи новых машин в РФ упали на два процента, до 1,27 млн единиц. Участники рынка прогнозируют, что по итогам текущего года продажи в России, скорее всего, окажутся в отрицательной зоне и по результатам 2019 года авторынок может упасть на три-пять процентов (до 1,71 млн единиц).

Впрочем, для российского авторынка состояние падения, увы, знакомое. В 2009-м рынок рухнул наполовину, но затем в течение трех лет устойчиво рос до рекордных 2,94 млн единиц в 2012 году, потом за четыре года съехал до 1,43 млн автомобилей в 2016-м, далее вроде бы начал восстанавливаться, за два года поднявшись до 1,8 млн единиц, и вот опять начался спад продаж (см. график 2).

Особенность нынешнего падения в том, что оно совпало с тревожными глобальными тенденциями сжатия спроса. В текущем году продажи пошли вниз на ведущих мировых автомобильных площадках: по данным JATO Dynamics, самый значимый авторынок в мире, китайский, по итогам первого полугодия рухнул на 13%, до 10,5 млн машин, и это после трехпроцентного спада в прошлом году; рынок номер два, в США, сжался на три процента, до 8,1 млн автомобилей; рынки номер три и номер четыре — японский и немецкий — пребывают в стагнации; пятый по емкости индийский рынок провалился почти так же глубоко, как китайский, на 10%. Из первой десятки ведущих авторынков мира уверенно растет только бразильский — плюс 11% по итогам первого полугодия (см. график 3).

Специалисты германского Центра по автомобильным исследованиям (CAR) называют нынешнее снижение продаж самым значимым со времен глобального кризиса 2008 года. По оценкам этой организации, в текущем году мировые продажи автомобилей упадут минимум на четыре миллиона единиц — с 83,7 млн в прошлом году до 79,5 млн в 2019-м, а рост глобальных продаж возобновится не ранее 2022 года.

Давление в моменте

Причины сжатия автомобильных рынков связаны как с сиюминутными факторами, так и с более фундаментальными процессами. В России продажи сейчас сокращаются прежде всего из-за падения покупательной способности населения, с одной стороны, и роста цен на новые автомобили — с другой. По оценкам участников рынка, с начала года цены на новые машины выросли в среднем на 5–6% и продолжают увеличиваться. Одновременно дорожает техническое обслуживание, стоимость страховки и парковки, растут цены на топливо, что заставляет людей откладывать такую значимую покупку, как личное транспортное средство.

В мировом масштабе сильное давление на рынок оказывают разгорающиеся торговые войны и рост протекционизма. Начатый президентом США Дональдом Трампом торговый конфликт с Китаем бумерангом ударил в том числе по американской автомобильной отрасли, которая производит на китайских заводах широкий перечень автокомпонентов, подорожавших из-за введения заградительных таможенных пошлин. Китай, со своей стороны, обещает поднять пошлины на американские машины, что станет ударом по присутствующим в этой стране американским автомобильным компаниям. Не все хорошо сейчас и с самим китайским авторынком: в стране наблюдается торможение роста экономики, что негативно сказывается на развитии внутреннего спроса на дорогие товары, в том числе на автомобили. Сказывается и резкое ужесточение экологических требований.

Тем не менее достигнутый уровень автомобилизации в Китае (154 машины на тысячу жителей, оценка HIS Markit) все еще вдвое уступает даже российскому, не говоря уже о показателях ЕС (535/1000), Японии (585/1000) и США (787/1000); это позволяет надеяться, что нынешняя заминка — лишь пауза перед дальнейшим ростом.

Европейские же автопроизводители с трепетом ждут исполнения обещания американского президента поднять пошлины и на их продукцию: еще во время своей предвыборной кампании Дональд Трамп делал шокирующие угрозы взвинтить таможенные тарифы для европейских автомобилей до 35%, указывая на несправедливую ситуацию, когда пошлины для европейских автомобилей в США составляют 3%, а на американские, ввозимые в Европу, — 10%. Позже риторика введения столь высоких пошлин для европейских машин смягчилась, однако американцы все еще делают заявления, что пошлины на автомобили из ЕС могут быть увеличены до 25%. Если это произойдет, удар по европейскому автопрому будет очень болезненным.

И это при том, что автопроизводителям Старого Света хватает и своих домашних проблем, связанных с беспрецедентным экологическим прессингом. Скажем, в Германии разворачиваются новые акты начавшегося четыре года назад в США скандала «Дизельгейт»: вслед за миллиардными штрафами в Америке сейчас от концерна Volkswagen уже дома, в Германии, требуют новых компенсаций 450 тыс. автовладельцев (подробнее об этой нашумевшей истории см. «Технологии обмана», «Эксперт» № 46 за 2015 год). Претензии к многострадальному концерну предъявляют и инвесторы, которые требуют компенсировать им в общей сложности девять миллиардов евро убытков, понесенных в результате снижения стоимости акций. А только в ФРГ марки Volkswagen, Audi и Porsche уже заплатили штрафов в общей сложности на 2,3 млрд евро.

Но главный экологический удар по европейским автомобильным компаниям будет нанесен на домашних рынках уже в следующем году: в европейских странах вступают в силу новые нормы выбросов вредных веществ в атмосферу: 95% автомобилей должны сократить выбросы CO2 до 95 граммов на километр (нынешний средний показатель — 120,5 грамма). И эти нормы будут для европейского автопрома пострашнее кувалд «зеленых» активистов. Тех, кто не успеет перестроить под новые нормативы свою продукцию, ждут санкции и внушительные штрафы, которые, по прогнозам аналитиков, могут исчисляться миллиардами евро. Все это ставит европейские компании буквально на грань выживания.

Электрокары наступают

Еще один серьезный вызов мировому автопрому бросают электромобили. Даже при том, что они потребуют большей выработки электроэнергии, до конца не ясен вопрос утилизации батарей, машины эти еще дороги, под них нет развитой инфраструктуры, власти прежде всего европейских, а также других развитых стран взяли однозначный курс на развитие машин на электричестве, которые в ближайшие десятилетия подпишут приговор автомобилям традиционным. По оценкам аналитиков, электрокары станут доминирующим видом через тридцать лет: скажем, по оценкам Bank of America Merrill Lynch, в 2050 году на планете будут продаваться 107 млн электрокаров ежегодно, что составит 90% всего мирового авторынка (см. график 4).

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В долларах не копят В долларах не копят

Наращивание вложений в юань и другие валюты практически не имеет альтернативы

Эксперт, октябрь'19
«Убер» на своих двоих: как рекламщик из Москвы придумал глобальный бизнес на $30 млн «Убер» на своих двоих: как рекламщик из Москвы придумал глобальный бизнес на $30 млн

Как «Достависта» вырос из скромного столичного стартапа в глобальный сервис

Forbes, октябрь'19
Ежовые рукавицы нейтральной жестокости Ежовые рукавицы нейтральной жестокости

Банк России так и не перешел к мягкой денежно-кредитной политике

Эксперт, октябрь'19
Андрей Вагнер: Справедливый тариф за тепло — вопрос социально-политический Андрей Вагнер: Справедливый тариф за тепло — вопрос социально-политический

Интервью с генеральным директором компании «Т Плюс»

СНОБ, октябрь'19
Еще больше изоляции Еще больше изоляции

«Метаклэй» переключается на разработку новых инновационных продуктов

Эксперт, октябрь'19
На приеме На приеме

Платные клиники принимают все больше пациентов с полисами ОМС

Forbes, ноябрь'19
Горячо! Горячо!

Ближний Восток на грани новой войны

Эксперт, сентябрь'19
Как бороться с гиперпигментацией Как бороться с гиперпигментацией

Как избавиться от пигментных пятен

Psychologies, октябрь'19
«С прошлым можно экспериментировать» «С прошлым можно экспериментировать»

Насколько сильно влияют на нас события детства?

Psychologies, октябрь'19
Экономисты ушли в бюджетный пессимизм Экономисты ушли в бюджетный пессимизм

Что не устроило экспертов в проекте основного финансового документа

РБК, октябрь'19
Апрель. Жестокий месяц Апрель. Жестокий месяц

Мария Галина редкий для нашей литературы человек

Esquire, август'19
Новая искренность власти: как Кремль предупреждает общество о закручивании гаек Новая искренность власти: как Кремль предупреждает общество о закручивании гаек

Почему «московское дело» не может развалиться

Forbes, октябрь'19
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes, сентябрь'19
Любовь до безумия: история отношений Ким Бейсингер и Алека Болдуина Любовь до безумия: история отношений Ким Бейсингер и Алека Болдуина

Почему больше не вместе Алек Болдуин и Ким Бейсингер

Cosmopolitan, октябрь'19
Псевдоинтеллектуал, графоман и соблазнитель девочек: слово в защиту позднего Вуди Аллена Псевдоинтеллектуал, графоман и соблазнитель девочек: слово в защиту позднего Вуди Аллена

В прокат вышел «Дождливый день в Нью-Йорке»

Forbes, октябрь'19
Движение к ленточке Движение к ленточке

Тейпирование - метод, сохраняющий лечебный эффект мануальной терапии

Здоровье, июль'19
На работу как на праздник На работу как на праздник

Актерам и телеведущим приходится осваивать три вида макияжа

OK!, октябрь'19
Скажи мне, кто твой друг Скажи мне, кто твой друг

Что такое нетворкинг и как его правильно использовать

Cosmopolitan, ноябрь'19
Миссия «Восстановление» Миссия «Восстановление»

Как противостоять осеннему волосопаду?

Худеем правильно, ноябрь'19
Неделя потребления: Французские Альпы и Escada зовут в гости, а Montblanc — прогуляться среди звезд Неделя потребления: Французские Альпы и Escada зовут в гости, а Montblanc — прогуляться среди звезд

На этой неделе мы отправляемся на День открытых дверей Французских Альп

Forbes, октябрь'19
Как создавались костюмы для сериала «Екатерина Великая» с Хелен Миррен Как создавались костюмы для сериала «Екатерина Великая» с Хелен Миррен

Четыре серии о русской императрице, в которых прекрасно все — и сюжет, и наряды

Vogue, октябрь'19
Азилия Бэнкс Азилия Бэнкс

Хип-хоп-икона — о мнимой политкорректности, предрассудках и границах

Elle, ноябрь'19
Негативный эффект позитивного мышления Негативный эффект позитивного мышления

Почему не получится заменить «хорошими» мыслями «плохие»

Psychologies, октябрь'19
Миллиардер с Гималаев, повелитель Fortnite и три вдовы: кто впервые попал в рейтинг Forbes 400 Миллиардер с Гималаев, повелитель Fortnite и три вдовы: кто впервые попал в рейтинг Forbes 400

19 новичков рейтинга 400 богатейших американцев по версии Forbes

Forbes, октябрь'19
«Внутри России поводов для гордости уже не сыщешь». Самые яркие высказывания Владимира Буковского «Внутри России поводов для гордости уже не сыщешь». Самые яркие высказывания Владимира Буковского

В Великобритании умер советский диссидент и писатель Владимир Буковский

СНОБ, октябрь'19
Юля Паршута: «Хочу держаться только за свою семью и человеческие принципы» Юля Паршута: «Хочу держаться только за свою семью и человеческие принципы»

Юля Паршута о своих мечтах и о том, почему не афиширует личную жизнь

Grazia, октябрь'19
Экономист, помогавший команде Гайдара: 7 фактов о нобелевском лауреате Эстер Дюфло Экономист, помогавший команде Гайдара: 7 фактов о нобелевском лауреате Эстер Дюфло

Эстер Дюфло — вторая женщина, получившая Нобелевскую премию по экономике

Forbes, октябрь'19
«Thomas Cook оказался не готов к смене бизнес-модели». Почему рухнул старейший туроператор мира «Thomas Cook оказался не готов к смене бизнес-модели». Почему рухнул старейший туроператор мира

Тарас Демура поделился видением ситуации с банкротством компании Thomas Cook

National Geographic, октябрь'19
Без лишних слов Без лишних слов

Эмодзи — не просто забавные картинки

GQ, ноябрь'19
Бывший учёный NASA заверяет: жизнь на Марсе обнаружили ещё 40 лет назад Бывший учёный NASA заверяет: жизнь на Марсе обнаружили ещё 40 лет назад

Десятки лет и миллиарды долларов были потрачены на обнаружение жизни на Марсе

National Geographic, октябрь'19